Живопись Китая постигая

                 Когда  ко мне приходит вдохновенье,
                 Один я в горы ухожу всегда.

                  Дела житейские - давно я понял -
                  Перед природой - прах и суета.
                                       Ван  Вэй               

Природа всегда влекла тех, кто хотел в медитативном состоянии войти в контакт с высшим. Этот порыв отражала китайская традиционная живопись. К живописным произведениям, способствующим вызывать медитативное состояние, можно отнести работы художников чань буддизма, даосов.
О связи китайской живописи с чань буддизмом в статье Китайские художники чань:
Китайская живопись Чань
Практика влияла на произведения, выходившие из под их кисти. Но и живопись мастеров, не бывших монахами как Му Ци или практиковавших другие религиозно-филосовкие учения, тем не менее, несла печать той атмосферы дальневосточных учений, которая придавала им неповторимое своеобразие и некое "иное" видение мира, кторое способно ввести в транс, иначе в измененное состояние сознания.

Му Ци (1181/1210-1250/1281) удожник чань, крупнейший художник эпохи Сун. Он был буддийским монахом, настоятелем монастыря Людунсы в пригороде столицы Линьань. В монастыре Людунсы Му Ци руководил главным центром чаньской живописи.

Му Ци. Ива и сорока.  Кливленд
Му Ци. Ива и сорока. Кливленд

Обезьяна с детенышем. Му Цы
Обезьяна с детенышем. Му Цы

Обезьяна с детенышем. Середина XIIIв. (Фрагмент свитка).

 Му Ци. Вечерний зон из окутанного туманом храма
Му Ци. Вечерний зон из окутанного туманом храма

Ма Линь Слушая ветер в соснах Ма Линь Слушая ветер в соснах

На свитке ученый на горной терассе. Он слушает ветер среди сосен. Медитативное занятие. Поэт Тао Юань Мин писал о сосне::
"А облик прекрасный
таит в себе влажную свежесть
Мы в ясности этой
и душу провидим и разум."
Чжу Да (1625-1705) жил эпоху Цин. Он был выдающимся художником. Он так же отдал дань духовным практикам.

Чжу Да  Лотос и водяная птица
Чжу Да Лотос и водяная птица

Китайская традиционная живопись имела особенности, которые объединяли в ней как чисто художественные черты так и выделяли ее в область духовной деятельности. В этом плане наа первом месте стояли пейзажные произведения. Они представляли природные явления, которые традиционно относились к энергетическим стихиям, наполнявшим мироздание и в китайской традиции именовались "Инь" и "Ян". Явления природы противопоставлялись жизни в обществе, наполненной борьбой, страданиями, насилием. Природный мир мыслился как сфера чистоты и покоя, гармонии и высшей духовной красоты. Пейзаж "Гор и вод" являлся материализованным выражением этих идей.
Горы наполнены энергиями Ян. Горы вздымаются ввысь, высоко поднимаясь над городами, селениями, деревнями, всем, чем живут люди в потоке сансары. Горные вершины вздымаются в высь, в небо и наполняются энергией Ян. Воды в виде потоков, низвергающихся с гор, полны энергии Инь. Наблюдение за потоком расслабляет и смягчает напряжение, созерцание гор наполняет силой и ощущением равновесия и духовного могущества, бесстрашия и благородства. Отшельники, стремящиеся к просветлению, искали его в горах.

Ма Юань. Ученый со слугой на горной террасе.
Ма Юань. Ученый со слугой на горной террасе.

Ся Гуй (кит. 夏圭, ок.1195-1224) — китайский художник династии Сун, монах школы чань писал пейзажи в лаконичной манере пренебрегая деталями.
Ся Гуй. Далекий вид.
Ся Гуй. Далекий вид.

И в более позднее время китайская живопись не теряет своего своебразия.

Шэнь Чжоу. Чтение среди осенней природы. Гугун, Пекин.
Шэнь Чжоу. Чтение среди осенней природы. Гугун, Пекин.

Среди осенней природы проводит время Шень Джоу-минский художник. Он оставил службу, чтобы ухаживать за своей престарелой матерью.
Обостренно поэтическое видение художника. Красоту и гармонию он ннаходит в деревьях, уже почти потерявших листву, с шероховатыми и изогнутыми стволами и ветвями, переживших, как видно, немало холодных зим и натисков ветров. Скалы, не укрытые растительностью, разбросанные тут и там - тоже радуют его взор. На образовавшемся на склоне горы уступе сидит читающий человек. Перед ним открывается панорама. Мы не видим ее. Но чтец может отрываться от книги и обратить взор на открывающийся вид.
Шень Чжоу. Поэтические чувства.
Шень Чжоу. Поэтические чувства.

Герой Шень Чжоу наслаждается видом окрестностей неподалеку от своего скромного дом. Вид окружающего его пейзажа вызывает поэтические чувства.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий