Живопись Мин

Китайская живописьc династии Мин Бамбук Мин и Цин

Династия Мин начал свое существование как результат Восстания красных повязок.
«Восстание Красных повязок (кит. трад. 紅巾起義, упр. 红巾之乱, пиньинь Hóng jīn qǐyì, палл. Хунцзинь ции) — движение в Китае против владычества монгольской империи Юань, которое завершилось падением власти монголов, восстановлением независимости Китая и установлением в нём китайской династии Мин в 1368 году. Началом восстания принято считать 1351 год (XIV век).

Восстание началось с крестьянских бунтов, руководимых различными тайными религиозными организациями (обществами Белого лотоса); постепенно восстание разрасталось, и в него втягивались всё более широкие слои населения. В восстании принимало участие большое количество разрозненных группировок, их лидеры зачастую провозглашали себя императорами, вели свою генеалогию от сунских правителей, опирались на легенды и мистические представления. По мере нарастания народного движения оно переросло в гражданскую войну: между собой воевали как взбунтовавшиеся монгольские генералы, так и руководители различных группировок Красных повязок и антимонгольской оппозиции, заключая при этом попеременно союзы с монгольскими генералами.

Победителем в этой войне вышел один из вождей повстанцев Чжу Юаньчжан, который сначала укрепился в Нанкине, затем разбил лидеров Красных повязок и других повстанческих группировок и занял монгольскую столицу Даду, после чего провозгласил себя императором новой династии.» Википедия

Период Мин (1368-1644) – один из самых противоречивых периодов в истории Китая. Китайское искусство эпохи Мин отразило эти противоречия. В минский период зарождаются новые идеи в китайской живописи.

Китай переживает экономический расцвет и подъем культуры. Отстраиваются города, возникают новые архитектурные ансамбли. Но внутри государства существуют острые противоречия. Китай минского времени – это и блестящая держава, и нищая страна. В художественной жизни изменилось соотношение видов искусств, выдвинулись на первый план новые области творческой деятельности.
Ростки нового обнаруживали себя в декоративных искусствах, откликавшиеся на запросы времени. В резьбе по камню, дереву, кости, изделиях из фарфора, вышивках, лубке ощутимы фольклорные начала, сказываются воззрения и вкусы средних слоев населения. Китайская живопись династии Мин отличалась разнообразием жанров.

Развивается повествовательный жанр, популярностью пользуется жанр «цветы-птицы».

Цветы-птицы
В период правления династии Мин, придворные художники Бянь Цзинчжао (邊 景 昭, fl., начало XV века) и его последователь Люй Цзи (кит. трад. 呂紀, упр. 吕纪, пиньинь Lǚ Jì; 1439—1505 гг.) возродили традицию рисования птиц и цветов Хуан Цюаня, Цуй Бо и императора Сун Хуйэйцзуна. Картины Люй Цзи демонстрируют два разных стиля. Некоторые из его работ используют яркие цвета в очень тщательном исполнении, в то время как другие менее яркие со светлыми цветами, добавленными к туши, вероятно, удовлетворяющие разные вкусы императоров, которые он обслуживал.

Люй Цзи Фазан и куст камелии
Люй Цзи Фазан и куст камелии
Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.
Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.

Люй Цзи создал «минский академический стиль живописи цветов и птиц», который оказал влияние и на современных художнику мастеров и на живописцев жанра «цветы-птицы», живших и работавших после него.
За пределами придворной живописи самым выдающимся художником-литератором династии Мин является Шэнь Чжоу (沈周, 1427-1509). Шэнь Чжоу был пионером Школы живописи Ву в сегодняшнем регионе Сучжоу. Он никогда не становился официальным лицом, но вместо этого посвятил свою жизнь живописи и поэзии. Шень Чжоу владел широким спектром стилей и приемов, которые выражали сущность его теплой и энергичной личности. Он также стал первым, кто установил среди художников-литераторов традицию рисования цветов и птиц.

Шень Чжоу Две вороны на дереве
Шень Чжоу Две вороны на дереве

Работы Шэнь Чжоу, выполненные в стиле «живопись идей» ( xieyi 寫意) », сопровождались большей технической универсальностью.

Бамбук и журавли были символами благородства и чистоты. Метафорически они могли обозначать отшельника, живущего чистой уединенной жизнью. Через наблюдение природы художник стремиться совершенствоваться духовно. Жанр «цветы-птицы» в эпоху мин востребован при дворе. Некоторая чрезмерная «красивость» присуща работам придворных художников.

Линь Лян ( род. приблизительно в 1410 е гг. – ум. приблизительно в 1490 х гг.) — мастер жанра «цветы-птицы» как и Люй Цзы был придворным живописцем.

Линь Лян. Осенний орёл. Гугун, Тайбэй.
Линь Лян. Осенний орёл. Гугун, Тайбэй.

Лин Лян пользовался техникой «свободной руки». Он писал монохромные свитки в раскованном непринужденном стиле. Художник прославился изображением орлов и соколов.
Часто, написанные на известные литературные сюжеты, картины минских художников получали более широкий смысл, чем соответствующая тексту иллюстрация. В них заметен интерес к личности человека, его деятельности и окружающей его жизни.

«Чжу Юнь-мин — 祝允明, Си-чжэ 希喆 и 希哲, Ци-чжи шэн 枝指生, Чжи-шань 枝山, 1460/1, Сучжоу (пров. Цзянсу) –1526/7. Каллиграф, лидер мастеров школы Умэнь-пай 吳門派 (см. У-пай). Родился в знатной семье. Его одаренность проявлялась во всем. В пять лет он писал крупные иероглифы, а в девять лет наравне со взрослыми сочинял стихи. В этом же возрасте он уже знал основной корпус классических текстов наизусть. Он пренебрег карьерой чиновника и реализовывал себя только в искусстве. Растратив немалое состояние на азартные игры и красавиц, Чжу Юнь-мин завершил свою жизнь в бедности, болезнях и, по китайским меркам, преждевременно умер в 66 лет.»

Чжу Юньминь. Работа
Чжу Юньминь. Работа

Пейзажная живопись
Тан Инь

Цю Ин (ок. 1475 — ок. 1552 гг) стал выдающимся художником не получив образования. Его талант реализовался благодаря неустанному труду и настойчивости. Цю Ин ( Цю Ин 英 英 ; 1494 ? — 1552 ) китайский художник эпохи Мин, один из самых ярких представителей искусства династии Мин.
Цю Ин родился в семье ремесленников (в настоящее время в провинции Цзянсу) и освоил производство лаковых изделий. Переехал в Сучжоу, экономический и художественный центр Китая того времени, чтобы стать художником. Он украшал двери и стены домов, позже он стал учеником Чжоу Чена и Тан Цзиня. И стал профессиональным художником, зависящим от поддержки состоятельных покровителей. Известно около 120 его картин, самая старая из которых относится к 1530 году
Путем придания живописи красочной декоративности, а так же практикуясь на копировании старых мастеров (в которых он был настолько успешен, что его работы были неотличимы работ мастеров Тан и Сун ) , он создал оригинальный стиль, чрезвычайно популярный и вызывающий восхищение у современников. Заказчики особенно высоко оценили внешнюю эффектность его картин, напоминающих декорированные лакированные предметы. Он был настолько популярен, что торговцы подписывали картины его именем, часто далеких от его стиля.
Пейзаж.
«Один из пейзажных стилей, которым владел Цю Ин, вёл своё начало от Чжао Боцзюя (ум. ок. 1162г), художника эпохи Сун (960—1279). Картины «Крытые соломой домики в селеньи цветущего персика» (Гугун, Пекин), «Сказочная страна нефритовой пещеры» (Гугун, Пекин) и «Весеннее цветение персика» (Тяньцзинь, Художественный музей) исполнены в этой манере. На первой из них изображена реальность, на двух других — земной рай, созданный воображением. Картина «Крытые соломой домики в селеньи цветущего персика» была написана для коллекционера Сян Юаньцы, старшего брата другого известного минского коллекционера Сян Юаньбяня. Коллекционные печати Сян Юаньбяня стоят во всех четырёх углах свитка. В написанном сбоку колофоне Сю Цзунхао свидетельствует, что некоторые предполагают, будто на картине изображен сам Сян Юаньцы в образе отшельника, обладающего высокими нравственными принципами (это было высшей хвалой для ученого в те времена). Известный минский мастер Дун Цичан также оставил несколько строк на этом свитке, в которых пишет: «Все без исключения имитации Цю Ином произведений сунской живописи можно перепутать с оригиналами. Но эта картина, в которой он подражает Чжао Боцзю, свидетельствует, что он способен превзойти старые образцы. Даже Вэнь Чжэнмин не может сравниться с ним, что и подтверждает эта работа». 1.
Хотя суджоукская школа Ву типична картинами написанными тушью, Цю Ин делал также окрашенные пейзажи в зелено-голубом стиле и соединил пейзажный жанр и фигуративную живопись, часто с темой друзей (Лето, сидя под банановые деревья,蕉陰夏 夏).

Цю Ин. Два интеллектуала под банановым деревом Тайбэй Гугун
Цю Ин. Два интеллектуала под банановым деревом Тайбэй Гугун

Он также преуспел в жанре «живописи красоты» ( sh’-nü ), как в романтическом варианте (например, « Поэма о брошенной женщине» ), так и в классическом (« Утро в ханском дворце» , 漢宮 春曉 圖). Кульминацией его работы в этой области является серия из шестидесяти портретов « Несчастная красота тысячи осеней» (千秋 絕豔 圖).

Его универсальный талант обеспечил ему место среди «четырех великих мастеров династии Мин» ( Цин Ин, Шэнь Чоу , Вэнь Чжэнмин и Тан Цзинь ). Акцент на декоративности и элегантности картин, а также на наследии искусства прошлых поколений, соответствовал художественным правилам Академии живописи Мин . Поэтому он традиционно классифицируется как консервативное крыло южных школ или, возможно, в южном направлении академической традиции, хотя и занимает относительно независимую позицию.

Цю Ин. Рыбак-отшельник в долине лотосов. Гугун, Пекин.
Цю Ин. Рыбак-отшельник в долине лотосов. Гугун, Пекин.

«Некоторые произведения Цю Ина в жанре изображения фигур являются копиями старинных работ: это иллюстрации к «Шелководству и агрикультуре» и «Копии иллюстраций Сяо Чжао к Чжунсин Жуй-ину» (обе работы находятся в музее Гугун, Пекин). Другие созданы им самим, например, «Сад для одиноких наслаждений» (Кливленд, Музей искусства), или «Вечерняя пирушка в персиковом и сливовом саду» (Чиони, Киото). К ним примыкает известный свиток «Весеннее утро в ханьском дворце» (Гугун, Тйбэй) и «Поэма о покинутой жене» (МИНВ, Москва).

«Весеннее утро в ханьском дворце» представляет собой горизонтальный свиток длиной около 6 метров, на котором художник со всей тщательностью изобразил воображаемую жизнь императорского двора времен династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Императорские наложницы заняты разными утренними делами: читают, музицируют, играют, танцуют, словом, развлекают себя как могут. В эту целиком идиллическую картину художник вплел сюжет об императоре Западной Хань, Юань-ди (правил в 48-33 годах до н. э.), у которого было столько наложниц, что он был не в состоянии оценить красоту каждой из них, и приказал художнику Мао Яньшоу написать их портреты. В результате художник, получивший от наложниц взятки, нарисовал всех красавицами, кроме одной, Ван Шаоцзюнь, которая взятку давать не стала, поэтому художник изобразил её непривлекательной. Вскоре эту девушку выдали замуж за варварского данника Китая, который пленился её красотой. Когда император узнал, что лишился самой красивой девушки, он в гневе приказал обезглавить художника. В одной из сцен на своём свитке Цю Ин изобразил как раз тот момент, когда художник рисует наложниц, и каждая из дам держит в руках для него какой-то подарок.»2.

Конгоу из росписи шелка Цю Ин (仇 英) (1494-1552), «Весеннее утро в дворце Хань»
Конгоу из росписи шелка Цю Ин (仇 英) (1494-1552), «Весеннее утро в дворце Хань»

«Потомки причислили Цю Ина к «Четырем корифеям династии Мин», поставив его в один ряд с Шэнь Чжоу (1427—1509), Вэнь Чжэнмином (1470—1559) и Тан Инем (1470—1535). Так высоко были оценены результаты его жизни и творчества».

Шэнь Чжоу (кит. 沈周, пиньинь Shěn Zhōu; 1427—1509) — китайский художник, основатель школы У.Птицы Лю Чжи и Шэнь Чжоу.Шэнь Чжоу НОЧНОЕ БДЕНИЕ
Шэнь Чжоу. Чтение среди осенней природы. Гугун, Пекин. Шэнь Чжоу. Чтение среди осенней природы. Гугун, Пекин.[/caption]

Шэнь Чжоу изображает поэта среди природы.

Шэн Чжоу Цветущий абрикос
Шэнь Чжоу Цветущий абрикос

  Чэнь Чжоу.  Кот
Шэнь Чжоу. Кот

Шэнь Чжоу (1427-1509), династия Мин
Лист альбома, чернила на бумаге, 34,8 x 54,5 см

Эта картина — пятнадцатый лист из «Альбома эскизов из жизни Шэна». Надпись художника на листе альбома сообщает о том, что он сидел один перед окном и писал эскиз кистью. Результатом является работа в естественной и в то же время необычной манере, изображающая простой и понятный объект, полный жизни.

Здесь изображена кошка, свернувшаяся в шар, с торчащей головой, и глазами повернутыми в сторону. Кошки, как известно, принимают эту позу, но здесь голова и тело несколько искажены и изображение не совсем согласуется с анатомией кошек. Художник, возможно, намеренно изобразил кошку в виде шара (всего лишь несколько линий для лап под ним), чтобы показать кошку юмористически.

Шэнь Чжоу пишет и в жанре «цветы-птицы».

В эпоху Мин (1368-1644 ) город Хуатин стал провинциальной художественной столицей.
Дай Цзинь основатель Чжэцзянской школы

Большую славу принес Хуатину художник Дун Цичан (1555-1636)

В живописи Дун Цичан призывал следовать древним. На своих картинах он скорее изображал не конкретное место, а несуществующий пейзаж, в котором выражал свое внутреннее состояние от впечатления, воздействия на него природы. Совместно с единомышленниками Дун Цичан создал теорию «северной» и «южной» школ, и выступал с многочисленными критическими эссе по поводу текущего художественного процесса. Будучи последователем живописи интеллектуалов (вэньжэньхуа), Дун Цичан развивал далее теории, созданные в период Юань и Мин, связывая творческий процесс с духовными практиками чань-буддизма. Дун Цичан был ключевой фигурой Хуатинской школы. Главной темой живописи «хуатинцев» был пейзаж, а главным содержанием творчества — создание вариаций на темы произведений древних мастеров. Обожание древностей составляло важную часть культуры художников-интеллектуалов.

Дун Цзичан
Дун Цзичан

Дун Цичан художник чань
Приверженцем чань-буддизма был художник и теоретик живописи Дун Цичан (1555-1636); он верил в переселение душ, полагая, что в каждом художнике, несмотря на кажущуюся самостоятельность, живет дух какого-либо художника из прошлого. Впрочем, так же считали Ми Фэй и Чжао Мэнфу. Прославившая его эстетическая теория, изложенная в трактате «Суть живописи», тоже была выстроена в тесной связи с чань. Дун Цичан ставит в ней «живопись учёных» (вэньжэньхуа) Вэньжэньхуа, ведущую своё начало от Ван Вэя, выше академической придворной живописи. Он рассматривает «живопись учёных» как одну из буддийских духовных практик, способ тренинга, способствующий гармонизации личности и долголетию. Он пишет, что живопись должна радовать, способствовать физическому и душевному здоровью, а не быть источником духовного напряжения. Правоту своей точки зрения он доказывает, приводя исторические примеры-Хуан Гунвана, Шэнь Чжоу и Вэнь Шэнмина, которые расслаблялись, наслаждаясь мудрствованиями и работая кистью, и поэтому прожили много лет, и Чжао Мэнфу с Сю Ином, которые жили интенсивной жизнью, и скончались в расцвете лет.

Утверждая, что «в живописи следует искать радость», Дун Цичан настаивает, что она должна удовлетворять «образованный вкус», а не «вкус ремесленника», что, по сути, является дальнейшим развитием точки зрения сунских учёных Су Ши и Цзянь Сюаня. «Просвещённый вкус» и «ремесленный вкус» понимаются как противопоставление изысканности и вульгарности. Исследователи полагают, что так должен был рассуждать художник обеспокоенный, как бы его собственные произведения не были зачислены в категорию вульгарных.

Он защищает «живопись учёных» времён династий Сун и Юань, и выражает неприятие профессионалов — школы Чжэ и минских придворных художников.

Дун Цичан делит всю китайскую живопись на две основные школы — «северную» и «южную», объясняя своё умозаключение таким образом: «Во времена Тан чань разделился на северную и южную школы. Северная и южная школа в живописи появились в то же самое время». Причём, он специально оговаривает, что «южная» и «северная» — это не географические понятия, но духовные и художественные понятия.

Чань — буддизм в Танский период период разделился на северную ветвь, возглавляемую Шэнь Сюэем, и южную, возглавляемую Хуэй-нэном. Северная школа проповедовала «постепенное пробуждение», в то время как Южная школа делала упор на «внезапное прозрение». Простой и непосредственный метод Хуэй-нэна обрёл множество сторонников среди буддистов.

В послесунский период Южная школа расширялась, находя всё новых сторонников, тогда как Северная школа постепенно приходила в упадок. Южная школа достигла зенита к концу Минской династии, когда, стремясь избежать политических конфликтов при дворе, многие учёные предпочитали не службу, а затворничество, находя в чань необходимый душевный комфорт. Под влиянием этих событий, Дун Цичан, Мо Шилун и Чэнь Цзижу использовали теорию и постулаты чань для изучения исторического развития художественных стилей. Стремясь связать воедино духовную историю чань и историю живописи, Дун Цичан сделал вывод, что они развивались параллельно и из одной точки отсчёта — времён династии Тан (618-907 гг.).

«В буддизме Чань были южная и северная школа, разделившиеся впервые в период

Тан; такое же деление в живописи на южную и северную школы произошло и в живописи периода Тан, однако мастера этих школ не происходили ни с юга ни с севера. Северная школа — это Ли Сысюань и его сын, которые положили начало передаче пейзажа в красках; их манера была передана в период Сун художниками Чжао Гань и другими, вплоть до Ма Юаня и Ся Гуя . Южная школа началась с Ван Вэя, который применил лёгкие размывы туши вместо манеры рисования „крючками и зарубками“. Его манеру рисовать продолжили художники, Цзинь Хао, Гуань Тун, Дун Юань, Цзюй Жань, отец и сын Ми-вплоть до четырёх великих мастеров периода Юань. Как в буддизме Чань после шестого патриарха были школы Мацюй, Линцзы, так и потомки южной школы процветали, тогда как северная школа мельчала.»

ДУН ЦИЧАН. ТЕНИСТЫЕ ЖИЛИЩА СРЕДИ ГОР И ПОТОКОВ. МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН, НЬЮ-ЙОРК.
ДУН ЦИЧАН. ТЕНИСТЫЕ ЖИЛИЩА СРЕДИ ГОР И ПОТОКОВ. МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН, НЬЮ-ЙОРК.

Дун Цичан.Жилища среди гор и потоков. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Пейзаж написан по мотивам произведения художника X века Дун Юаня
Дун Цичан. Горы после выпавшего снега. (13х142см) 1635 г. Гугун, Пекин.
Дун Цичан. Горы после выпавшего снега. (13х142см) 1635 г. Гугун, Пекин.

Дун Цичан. Горы после выпавшего снега. (13х142см) 1635 г. Гугун, Пекин.
Довольно скоро, в конце минской эпохи, так страстно защищаемая Дун Цичаном Южная школа живописи стала ортодоксальной, что не могло не вызвать реакции против неё и против теории двух школ.
Дун Чичан был последователем чан буддизма.
Китайская живопись Чань
Дун Цичан, Мо Шилун и Чэнь Цзижу были друзьями и единомышленниками. Все они относятся к Хуатинской художественной школе.
Чэнь Цзижу (Chen Jiru) (陳繼儒, 1558 — 1639 ) — китайский художник, писатель, каллиграф времен династии Мин.
В юности учился у известного ученого и литератора Сюй Цзе. Впоследствии подружился с известным художником Дун Цичаном. Предпочел богемную жизнь и занятия свободными искусствами привилегиям и капризам чиновничьей службы.
Чэнь Цзижу с 1589 году почти безвыездно жил в своей усадьбе, расположенной в окрестностях родного города.
В своих картинах-свитках Чэнь Цзижу изображал ландшафты и натюрморты, которые отличались изысканостью и элегантностью. Его известные работы: «Первый снег», «Горы и облака» (другой вариант перевода «Горы Юншань»). Как каллиграф следовал Ми Фу и Су Ши.

Чэнь Цзижу. Цветы сливы и бамбук. Музей Гонолулу.
Чэнь Цзижу. Цветы сливы и бамбук. Музей Гонолулу.

Сунь Кэхун( Sun Kehong) (ок 1533-1611) китайский художник — пейзажист, каллиграф, и поэт во время династии Мин (1368-1644). Он писал так же цветы и птиц и бамбук.

Сунь Кэхун. Пионы и клубни
Сунь Кэхун. Пионы и клубни

Вэнь Чжэнми́н(1470, Сучжоу-1559, там же) — китайский художник и каллиграф, крупнейший мастер династии Мин.

Он предметом искусства избирал самые простые мотивы (одинокое дерево, пустынная скала).

Вень Чженмин Цветущее дерево
Вень Чженмин Цветущее дерево

Лу Чжи
В 1679 году автор Ли Ю опубликовал учебник для начинающих пейзажистов под названием Слово о живописи из Сада с горчичное зерно, и он поручил универсальному художнику Ван Гаю представить проекты для иллюстраций. В первом издании представлены тома о компонентах пейзажной живописи, скалах и человеческих фигурах — с инструкциями о том, как рисовать разные типы каждого. Он также включает в себя два тома пейзажей в стиле старых мастеров, которые показывают читателям, как преобразовать то, что они узнали, в свои личные композиции.

В пособие стало самым широко используемым учебников живописи не только в Китае, но и в Корее и Японии. Последующие издания добавили цветы как предмет и расширенные разделы о человеческих фигурах. Оно по-прежнему используется сегодня во всем мире

Художники Мин

У Бин (Wu Bin) (1573-1620) — художник, работал во времена правления Ванли (1573-1620) династии Мин.
Он также был одаренным поэтом и прозаиком. У воспроизводил в своем творчестве художественные приемы Школы У, наполняя свою живопись элегантной красотой. На него также влияли необузданные и экспрессивные мазки живописи Чжэ.
Он получил образование художника-литератора. Работал У в Нанкине около 1590-1610. Он стал набожным последователем буддизма, жил и работал в буддийском храме. В Нанкине он часто изображал буддийских архатов, которые вели себя как волшебники, совершали суеверные ритуалы и процедуры исцеление религиозных мужчин и женщин. Это красочные портреты, в которых преобладают ирония и сарказм. Он написал вертикальные свитки Пятьсот архатов в храме Цися в Нанкине примерно в 1601 году.

У Бин. Пятьсот архатов. Кливленд.
У Бин. Пятьсот архатов. Кливленд.

Некоторые из этих вертикальных свитков сохранились.
Ми Ванцзунг (1570-1628), высокопоставленный правительственный чиновник, каллиграф и художник, был его покровителем примерно с 1600.
У Бин переехал в Пекин при поддержке Ми Ванцзуна примерно в 1610 году. Он создал несколько шедевров для Ми Ванцзунга в Пекине.
Имперский двор в Пекине присвоил У Бину статус профессионального художника.
После 1626 года никаких записей о нем нет. Некоторые источники указывают, что могущественный евнух Вэй Чжунсянь оклеветал У Биня.
В китайском народном воображении нищенствующие монахи, фокусники и таинственные отшельники часто считались замаскированными «живыми лоханами» или буддийскими святыми людьми, способными творить чудеса. Когда правительственная коррупция подрывали общественный порядок, как это было в поздний период Мин, такие суеверные мессианские убеждения стали более распространенными. В одном из своих ранних сохранившихся произведений У Бин изобразил в архаичном стиле фигуры лоханов, как будто следовал традиции изображать лоханов как фантастических эксцентриков, гротескные черты которых противоречат их внутренней духовной природе. У юмористической живописи У, возможно, было серьезная цель: показать что святость может быть скрыта во внешне несоответствующей форме.

У Бин. Шестнадцать архатов
У Бин. Шестнадцать архатов

Музей Метрополитэн.

У Бин. Шестнадцать архатов1
У Бин. Шестнадцать архатов1

Буддийские архаты и лоханы У Биня

Название школы происходит от первого иероглифа в наименовании провинции Чжэцзян. Расцвет этой школы пришёлся на ранний и средний период династии Мин.
Он получил образование художника-литератора. Работал У в Нанкине около 1590-1610. Он стал набожным последователем буддизма, жил и работал в буддийском храме. В Нанкине он часто изображал буддийских архатов, которые вели себя как волшебники, совершали суеверные ритуалы и процедуры исцеление религиозных мужчин и женщин. Это красочные портреты, в которых преобладают ирония и сарказм. Он написал вертикальные свитки Пятисот архатов в храме Цися в Нанкине примерно в 1601 году.

Некоторые из этих вертикальных свитков сохранились.
Ми Ванцзунг (1570-1628), высокопоставленный правительственный чиновник, каллиграф и художник, был его покровителем примерно с 1600.
У Бин переехал в Пекин при поддержке Ми Ванцзуна примерно в 1610 году. Он создал несколько шедевров для Ми Ванцзунга в Пекине.
Имперский двор в Пекине присвоил У Бину статус профессионального художника.
После 1626 года никаких записей о нем нет. Некоторые источники указывают, что могущественный евнух Вэй Чжунсянь оклеветал У Биня.
В китайском народном воображении нищенствующие монахи, фокусники и таинственные отшельники часто считались замаскированными «живыми лоханами» или буддийскими святыми людьми, способными творить чудеса. Когда правительственная коррупция подрывали общественный порядок, как это было в поздний период Мин, такие суеверные мессианские убеждения стали более распространенными. В одном из своих ранних сохранившихся произведений У Бин изобразил в архаичном стиле фигуры лоханов, как будто следовал традиции изображать лоханов как фантастических эксцентриков, гротескные черты которых противоречат их внутренней духовной природе. У юмористической живописи У, возможно, было серьезная цель: показать что святость может быть скрыта во внешне несоответствующей форме.

У Бин. «Десять видов скалы Лингби» (1610)
У Бин. «Десять видов скалы Лингби» (1610)

Литература
Benezit Dictionary of Artists

https://www.oxfordartonline.com/benezit/view/10.1093/benz/9780199773787.001.0001/acref-9780199773787-e-00112951

Лань Ин (кит. 蓝瑛; 1585—1666) — китайский художник периода правления династии Мин, представитель школы Чжэ. Школа Чжэ (кит. 浙派) – одна из китайских живописных школ в империи Мин.

Название школы происходит от первого иероглифа в наименовании провинции Чжэцзян. Расцвет этой школы пришёлся на ранний и средний период династии Мин.

Родился в Цяньтане (современный Ханчжоу, провинция Чжэцзян). Сведений о его жизни практически нет. Считается, что за жизнь он почти не покидал родной области и с юных лет начал заниматься живописью, став впоследствии ведущим живописцем школы Чжэ. Умер в 1666 году.

Сохранилось около 90 работ Лань Ина, большая их часть выполнена в жанре шань-шуй (кит. 山水, «живопись гор и вод»).

 Лань Ин Lan Ying (藍瑛, ca.1585-1664) Белые облака и красные деревья
Лань Ин Lan Ying (藍瑛, ca.1585-1664) Белые облака и красные деревья

Лань Инь находился под достаточным влиянием эстетики живописи поздних художников Мин, но посвятил часть своей творческой энергии живописи мастеров Сун и Юань. В этой одноименной работе, например, Лан обращается к теме жизни в затворничестве, прославляемой на многих картинах ученых-художников Юань.

Однако, в отличие от работ ученых-художников школы У, картины Лань Инь подчеркивают техническую виртуозность и колористические эффекты. Выразительный рисунок Лана и смелое использование цвета оказали влияние на ряд молодых художников, в том числе на Чэнь Хуншоу (1598–1652).

Рыбак-отшельник на весенней реке, Лань Инь (кит., 1585– ок. 1664), свиток; тушь и цвет на шелке, Китай

Рыбак-отшельник на весенней реке. Лань Инь
Рыбак-отшельник на весенней реке. Лань Инь

https://www.metmuseum.org/art/collection/search#!?q=Lan%20Ying&perPage=20&sortBy=Relevance&offset=0&pageSize=0

Живопись Мин: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.