Сад дзен

1.Карэсансуй
2.»Сакутэйки» правила строительства садов
3.Тенрю-дзи
4.Мастер камня Сигэмори Мирэй
Карэсансуй (Karesansui), также известный как дзен сад — это стиль японского сада, состоящего из мелкого песка, гравия, камней, а иногда травы, мха и других природных элементов. Он используется для медитации монахов дзен. Относится к «плоскому саду» (хиранива), в отличие от «сада холмов и озер» (цукияма). О садах

Каменные сады существовали в Японии по крайней мере с периода Хэйан (794-1185). Эти ранние сады были описаны в первом пособии по японским садам, «Сакутэйки».

Белый песок и гравий давно были особенностью японских садов. В религии синтоизма она использовалась для обозначения чистоты и использовалась вокруг святынь, храмов и дворцов. В дзен-садах он представляет собой воду или, подобно белому пространству на японских картинах, пустоту и расстояние. Это места медитации.
В Киото в XIV-XV вв. в важных дзен-храмах появился новый вид сада. Эти дзен-сады были предназначены для стимулирования медитации. «Природа, если бы вы выразили ее, уменьшив ее до абстрактных форм, могла передать самые глубокие мысли своим простым присутствием».
«Каменные конфигурации, уже распространенные в Китае, стали в Японии настоящими окаменевшими пейзажами, которые, казалось, остановились во времени.

История и теория

«Главное в создании таких садов — это искусство «выращивания камней». Мастера «выращивания камней» отправляются в тяжелые экспедиции к морскому берегу, горам или рекам, разыскивая камни, которым ветер и вода придали асимметричные, живые очертания. Их привозят на место будущего сада и располагают так, чтобы казалось, что они здесь и выросли. Камни должны слиться с окружающим пространством или с песчаной поверхностью так же, как в пейзажах Сун сливается с фоном изображение. Поскольку камень должен выглядеть так, как будто всегда лежал в одном и том же положении, он должен приобрести вид замшелой старины. И вот, вместо того, чтобы пытаться вырастить мох на камне, камень сначала помещают на несколько лет в такое место, где мох нарастает сам собой, и только когда камень обрастет мхом, его наконец помещают на предназначенное место. Камни, отобранные опытным глазом художника садов, считаются в Японии ценнейшим национальным сокровищем, но человеческая рука прикоснулась к ним только для того, чтобы их передвинуть. Уотс Алан. Дао и дзен

Считается что родоначальником «садов камней был Кокан Синрэн (1278-1346) . Он писал: «То, что я любил делать для удовольствия, когда был ребенком, было собирать мешки камней и высоко и свободно высыпать их на стол у окна. Когда я достиг среднего возраста, мне стало стыдно делать это, и я перестал, сделавшись, как и любой обычный человек, тупым как кирпич. Наконец, я достиг дряхлого возраста, и летом меня начал раздражать шум детских игр. И вот я заставил детей собирать камни в углу ограды. Я почистил и промыл их, и уложил на подносе цвета морской волны с белым песком на дне. Получилась поэзия, способная облегчить душу. Этот пейзаж принес прохладу воздуху и легкость на сердце». Вот так, видимо, и был заложен первый камешек сада камне.

Постройте свой дзен сад

сад-дзен
сад-дзен

Сады Дзэн укоренились в Японии, где дзен-буддизм оказал сильное влияние. Используемые для медитации, дзен-сады очищают ум от стрессов, давления и душевных потрясений. Физические компоненты сада просты. Песок представляет собой море, камни представляют собой горы, а деревянный грабли используются для ухода за садом. Наслаждайтесь древней традицией, культивируя свой собственный сад дзен, создавайте бесконечные узоры.

Выберите место
Выбирайте где-нибудь в вашем дворе относительно свободное место. Тихий уголок. Создайте границу, используя гальки, камни или лес. Начните с определенного края — это важно, так как это поможет сохранить песок на месте. Очистите пространство от растительности.
«Посадите» свои камни
Камни играют важную роль в любом саду Дзэн. Они чаще всего светлые или темно-серые, с выветренной поверхностью. Лучше всего вырыть углубления для больших камней. Это поможет создать иллюзию, что они естественным образом погрузились в землю.
Включить другие элементы
Основными компонентами любого сада Дзэн являются песок и камень. Общая цветовая схема должна быть нейтральной. Однако вы можете использовать другие элементы, такие как мост, путь ступенчатых камней или фонари из дерева и камня (а не металла). Просто помните, что каждый аспект сада Дзэн должен иметь смысл и что общий эффект должен быть гармоничным. Слишком много элементов отвлекут от безмятежности пространства. Цветы не распространены в садах Дзэн. Можно включить обрезку вечнозеленых кустарников, если вы хотите добавить какую-то растительную жизнь.

Песок или гравий?
Тонкий песок может быть трудно поддерживать ровным или волнистым , особенно в ветренную и дождливую погоду. Измельченный гранит, гравий или мелкая галька — лучше подойдет поэтому. Используйте более темный песок или гравий в очень солнечном месте, чтобы он не создавал слишком много бликов. Уложите песок в волнистые линии или создайте рябь вокруг ваших камней. Углубления не должны быть значительными. Но другие элементы должны видеться «погруженными» в них.
Ваш сад Дзен потребует регулярного ухода. Это интересная часть, так как вы можете продолжать менять его. Просто продолжайте думать о чистых, плавных линиях и сбалансированных элементах, и вы не ошибетесь.

Ваш дзен сад
Ваш дзен сад
Сад «Океан Пустоты» в храме Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото
Сад «Океан Пустоты» в храме Дайсэн-ин. Монастырский комплекс Дайтокудзи в Киото

Сад как бы полностью распахнут навстречу созерцающему человеку, его эмоциям и его сердцу, и отнюдь не менее содержателен, чем любой другой.
***

Сад храма Рёандзи в Киото в рассказе Ясуси Иноуэ «Сад камней». Так о нем пишет автор: «Собственно, это был не сад в истинном смысле слова, а просто небольшая площадка, покрытая белым песком, на котором лежало несколько камней. Но ощущение суровой простоты, необыкновенной чистоты этого сада пленяло души тех, кто пришёл им полюбоваться. Такие эпитеты, как «красивый» или «прекрасный», плохо отразили бы истинную суть Сада камней. Он представлял собой явление духового мира, более высокую эстетическую категорию».

***
Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
Настоятель дзенского монастыря.

История сада в Японии есть восходит к периоду Хэйан (784-1185), когда появились первые сады Каре Сансуи («сухой пейзаж»), вдохновленные китайскими садами династии Сун.
Традиционный японский сад, в котором горы, долины и водоемы созданы с помощью камней, речного песка и растений.

Тем не менее, сад камней дзен, который мы знаем и любим сегодня, появился намного позже, во время периода Муромати (между 1337 и 1573 годами). Это сады, созданные специально для медитации, квинтэссенция символов, с камнями, изображающими острова, с линиями, нарисованными на песке, символизирующими моря, волны или реки, и с мхом, изображающим леса.

Дзен-сады созданы для медитации, поэтому они обычно представляют собой широкие замкнутые пространства, предназначенные для предотвращения любого отвлечения или беспокойства. Однако сфотографированный здесь сад Тодэкико Дзен в Риоген-ин, Киото, немного необычен, потому что он был построен … в узком пространстве между двумя храмовыми постройками.
Тотекико (Totekiko) занимает всего несколько квадратных метров, являясь самым маленьким японским садом камней в стиле дзен. Разработанный в 1958 году Набешимой Гакушо, он представляет собой дзенский коан: «Чем тяжелее брошен камень, тем больше пульсация».

Прошло почти 700 лет с тех пор, как в японском храме Сайхо-дзи в Киото был построен первый японский каменный сад Каресансуи, и за это время многие поколения мастеров разработали и усовершенствовали этот стиль озеленения.
Ближе к нашим временам, в 1930 году, один из самых уважаемых садовых мастеров, Мирей Шигемори, спроектировал этот современный сад дзен, выразив эстетику дзен простоты с помощью клетчатого узора, созданного из камней и мха. Садовый шедевр, которым можно полюбоваться в храме Тофуку-дзи в Киото…

2.»Сакутэйки» правила строительства садов
«Сакутэйки» были составлены предположительно во второй половине XI в. — в период Хэйан (794—1185).» Автором рукописи традиционно считают Татибана-но Тосицуна (1028—1094), сына могущественного регента Фудзивара-но Ёримити (992—1074), основавшего в 1052 г. знаменитый монастырь Бёдо-ин в Удзи. Точно неизвестно, какое название рукописи носили в период Хэйан. В период Камакура (1185—1333) их называли «Сэндзай хисё» (前栽秘抄, букв. «Собрание секретов садов»). После того как свитки Тосицуна оказались во владении дома Маэда, влиятельного рода правителей Кага, с них было сделано несколько копий. Одна из таких рукописных копий стала собственностью семьи Танимура из Канадзава, где и сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что копия рукописей не имела заглавия и только в конце периода Эдо (1603—1868), когда её текст включили в собрание исторических литературных произведений «Гунсё руидзю», стала именоваться «Сакутэйки». Два свитка рукописи Тосицуна представляют собой свод норм и правил, посвященных строительству садов, и заключают в себе секретные знания, накопленные в течение нескольких столетий и устно передававшиеся садовыми мастерами из поколения в поколение.»
Они были в значительной степени скопированы из китайских садов династии Сун (960-1279), где группы скал символизировали гору Пенлай, легендарный дом горных островов Восьми Бессмертных в китайской мифологии, известный на японском языке как Горай. В Сакутэйки точно описано, как следует размещать камни. В одном отрывке он писал: «В месте, где нет ни озера, ни потока, можно создать так называемый каре-сансуй или сухой пейзаж».
Этот сад характеризовался либо скалами, расположенными вертикально, как горы, либо выложенными в миниатюрном ландшафте холмов и оврагов с несколькими растениями. Он описал несколько других стилей скального сада, который обычно включал ручей или пруд, в том числе великий речной стиль, стиль горной реки и болотный стиль. В стиле океана были найдены скалы, которые, казалось, были размыты волнами, окруженными берегом белого песка, как пляж.
Сайходзи — буддийский храм Риндзай Дзэн.
Буддийский монах и дзен-мастер Муш Кокуши превратил буддийский храм в дзенский монастырь в 1334 году и построил сады. Нижний сад Сайходзи находится в традиционном стиле периода Хэйян: пруд с несколькими композициями горных пород, представляющих острова.

Пруд в Киото
Пруд в Киото

Верхний сад — это сухой горный сад с тремя скальными «островами». Первый, называемый Камешима (остров черепахи), напоминает черепаху, плавающую в «озерном» мхе. Второй является плоской медитативной скалой, которая, как считается, излучает спокойствие и тишину. Третий остров — это каре-таки, сухой «водопад», состоящий из лестницы плоских гранитных пород. Мох, который теперь окружает скалы и представляет воду, не был частью первоначального плана сада; он вырос несколько веков спустя, когда сад остался без внимания. Тем не менее, это теперь самая известная особенность сада.

https://art.1sept.ru/view_article.php?ID=200902404

Алан Уотс — Дао и дзен. https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/146647-2-alan-uots-dao-i-dzen.html#book

3. Тенрю-дзи

 Пруд Сеген Sōgen Pond, созданный Musō Soseki , является одним из основных элементов храмового комплекса Тенрю-дзи.
Пруд Сеген Sōgen Pond, созданный Musō Soseki, является одним из основных элементов храмового комплекса Тенрю-дзи.

Тенрю -джи. Сад камней
Тенрю -дзи. Сад камней

Тенрю-дзи — буддийский храм в районе Согано, к западу от Киото в Японии. Он был зарегистрирован как объект всемирного наследия ЮНЕСКО, исторический памятник древнего Киото.

После смерти низверженного императора Го-Дайго в Йосино победоносный сёгун Асикага Такаудзи воздвиг храм Тэнрюдзи на восточной окраине Киото (1339 г.) в память о покойном и во искупление собственных грехов. Он доверил главенство над храмом самому известному буддийскому монаху того времени – Сосэки (Мусё Кокуси, 1275–1351), который был доверенным лицом покойного императора. Неоспоримые личные достоинства и богатый опыт делали его лучшей кандидатурой для столь высокой и ответственной должности.
Будучи уроженцем Исэ, Сосэки стал монахом в возрасте девяти лет. Изучив сутры и тантрические ритуалы, он обладал всем объемом религиозного знания того времени. Он получил печать Просветления от наставника Кэнниси (Буккоку Кокуси, умер в 1314 году), сына императора Госага, который еще в юности отказался от мирской жизни и встал на путь просветления. За долгие годы скитаний Сосэки, движимый религиозным рвением, любовью к природе и уединению в горах, посетил множество великих храмов и святилищ. Какое-то время (1334–1336) он возглавлял храм Нандзэндзи.

После назначения на должность настоятеля храма Тэнрю-дзи Сосэки становится центральной фигурой буддийского движения в столице. В соавторстве с Гэньё (1269–1352), Сюсином (1321–1388) и своим высокоодаренным учеником Дзэккаем (умер в 1405 году) он составил «Сборник писаний Пяти гор», посвященный исследованиям китайского классического наследия периода Сун и неоконфуцианской философии Чжу Си. Японские монахи более склонялись к метафизике неоконфуцианства, идеи которого они интерпретировали в натуралистическом духе. Благодаря их усилиям китайская философия укоренилась и в Японии.

В Китае восхищение наставником Мусё (Сосэки) не ограничилось сферами искусства и науки. По его совету сёгун снарядил корабль под командованием монаха Сакугэна для закупки в Китае драгоценностей и потребительских товаров (1342 г.). Это положило начало торговым отношениям, которые благодаря усилиям усердных монахов со временем весьма расширились. В японской истории этот эпизод упомянут в связи с «Тэнрюдзи-бунэ» («кораблем из Тэнрюдзи»).»

Имя Мусё ассоциировалось с возведением новых храмов и многими художественными произведениями того времени. По его настоянию сёгун обнародовал указ от 1338 года, что привело к построению дзэнских храмов в шестидесяти шести местах – «храмов для умиротворения страны» (анкокудзи). Фактически это стало продолжением древней традиции провинциальных храмов (кокубундзи), благодаря которой в эпоху Нара буддизм распространился по всей Японии и обрел популярность среди населения. В то время как наставник Мусё и многие его последователи обладали политическим влиянием и нередко занимали высокое положение при дворе сёгуна, провинциальные монастыри привлекали представителей всех сословий.

В начале периода Хэйан Императрица Тачибана но Качико, жена Императора Саги, основала храм под названием Данрин-дзина на месте современного Тенрю-дзи. Храм пришел в упадок в течение следующих четырехсот лет.
В середине тринадцатого века император Го-Сага и его сын император Камеяма превратили этот район в императорскую виллу, которую они называли «Отдельный дворец Камеяма» ( ame 山 殿Камеяма-доно ) . Название «Kameyama», что буквально означает «горная черепаха», было выбрано из-за формы горы. Огура, расположенная к западу от Тенрю-дзи считается похожей на форму панциря черепахи.
Дворец был преобразован в храм в середине периода Муромати по указанию Асикага Такаудзи, который хотел использовать храм для проведения поминальной службы для императора Го-Дайго.

Храм получил название Тенрю Сисейдзен-дзи — термин «Тенрю» буквально означает «дракон неба». Чтобы собрать средства на постройку храма, в 1342 году были запущены два торговых судна под названием « Тенрюдзи-буне». В седьмую годовщину смерти императора Дайго II в 1345 году состоялась церемония, которая одновременно служила как празднование завершения храма и как поминовенре Дайго.
В течение 1430-х годов храм вступил в торговые отношения с Императорским двором династии Мин Китая. Имперская политика Китая в то время запрещала официальную торговлю за пределами синоцентрического мирового порядка, и японский императорский двор и сёгунат Асикага отказались подчиняться китайскому сюзеренитету. Эта договоренность с Тенрю-дзи позволила заключить официальную торговлю между двумя странами в обмен на контроль Китая над правопреемством главного настоятеля храма. Эта договоренность дала секте дзен, а точнее Тенрю-дзи, почти монополию на законную торговлю Японии с Китаем. В сочетании с одноименным храмом на Окинаве, а также с другими храмами дзен там священники и монахи Тенрю-дзи играли важную роль в координации торговли между Китаем, Окинавой и Японией вплоть до XIX века.
Храм процветал как самый важный храм Риндзай в Киото.
В свое время на массивных площадях находилось около 150 подвалов, однако храм подвергался многочисленным пожарам, а все первоначальные здания были разрушены. В средние века храм встречался с огнем шесть раз. Храм был снова разрушен во время войны в Энине и впоследствии восстановлен, но в 1815 году он был потерян в результате еще одного пожара. Храм был сильно поврежден во время инцидента в Кинмон 1864 года, и большинство зданий в том виде, в каком они стоят сегодня, являются реконструкциями второй половины периода Мэйдзи. Сад к западу от аббатства, созданный Мусо Сосеки, демонстрирует только следы его оригинального дизайна.

На восточной границе территории храма находятся два входа: Ворота Чокуши ( 門 門chokushimon ) и Средние Ворота ( 中 門chūmon ) , от которых путь к самому храму ведет на запад.

Под храмы выравнивают обе стороны пути, который ведет к лекционному залу. За лекционным залом расположены многочисленные здания, такие как большое аббатство ( 大 方丈ōhōjō ) , маленькое аббатство ( 小 方丈kohōjō ) кухня, зал для медитации и зал Тахо-ден ( 多 宝殿 ) , однако, каждый из них — современная реконструкция.
Ворота Чокуши — это одноэтажные ворота, построенные в стиле йоцуасимон. Это самая старая постройка на территории храма, которая отражает стиль периода Момояма
Учебный зал расположен в центре территории храма, что необычно для дзенского храма. Существующая версия — реконструкция 1900 года. Он содержит изображение Гаутамы Будды в окружении двух стражей. Декоративная роспись дракона на потолке под названием Унрю-дзу ( 雲龍 図 , «изображение облачного дракона») является работой Сузуки Шёнен.

Облачный дракон. Унрюдзи
Облачный дракон. Унрюдзи

Kohōjō построен в 1924 году. Изображения в этих зданиях написаны представителями школы Кано. Школа Кано ( японский 狩 野 派 Kanō-ha ) — школа японской живописи, основная одновременно со школой Тоса, школа японской живописи XV-XVII веков.

Название школы происходит от происхождения ее создателей: из деревни Кануа в провинции Идзу. Кагенобо Кано (даты неизвестны) — основатель школы, придворный чиновник из самурайского круга, любитель, занимающийся живописью. Ее стиль был сформирован сыном и внуком Кагенобу Масанобу Кано (1434-1504) и Мотонобу Кано (1476-1559), в то время как художественная формула была в конечном итоге кодифицирована Танью Кануо (1602-1674). На протяжении многих поколений они представляли официальный стиль храмов дзен.
Тахо-ден Tahō-den был построен в 1934 году. Хотя это современное здание, оно было построено в стиле периода Камакура. Он содержит деревянное изображение императора Го-Дайго.

Сад.

Сад, созданный Мусо Сосеки, имеет круговую набережную вокруг пруда Соген ( 曹 池 池schigenchi ) и является особенным местом живописной красоты Японии.

Пруд Соген, созданный Мусо Сосеки, является одним из самых ярких элементов храмового комплекса.

История сада в Японии есть восходит к периоду Хэйан (784-1185), когда появились первые сады Каре Сансуи («сухой пейзаж»), вдохновленные китайскими садами династии Сун.
Традиционный японский сад, в котором горы, долины и водоемы созданы с помощью камней, речного песка и растений.

Тем не менее, сад камней дзен, который мы знаем и любим сегодня, появился намного позже, во время периода Муромати (между 1337 и 1573 годами). Это сады, созданные специально для медитации, квинтэссенция символов, с камнями, изображающими острова, с линиями, нарисованными на песке, символизирующими моря, волны или реки, и с мхом, изображающим леса.

1.
Дзен-сады созданы для медитации, поэтому они обычно представляют собой широкие замкнутые пространства, предназначенные для предотвращения любого отвлечения или беспокойства. Однако сфотографированный здесь сад Тодэкико Дзен в Риоген-ин, Киото, немного необычен, потому что он был построен в узком пространстве между двумя храмовыми постройками.
Тотдэтико (Tōtekiko (東滴壺) является одним из пяти садов на Райоген-в суб-храме Daitoku-дзи буддийский комплекс в Kita-ку, Киото, Япония. Он был заложен Набэсимой Гакушо в 1958 году и считается самым маленьким японским садом камней.

Это цубо-нива, небольшой огороженный сад, состоящий из камней, положенных на песчаный песок. Концентрические круги из гравия вокруг камней, размещенных по краям сада, соединены параллельными гребнями и бороздами. Ежедневно около полудня сад ненадолго освещается солнцем, а зимой он иногда покрывается снегом. Сад символизирует дзенское изречение: чем сильнее брошен камень, тем больше рябь.

Храм также включает в себя три других Karesansui садов: Isshi-дан, Koda-TEI и Ryōgin-TEI.

4.Мастер камня Сигэмори Мирэй
Мирей Сигемори (Mirei Shigemori, 重 森 三 玲, Сигэмори Мирей, 1896–1975), был известным современным японским ландшафтным архитектором и историком японских садов.
Работы и сочинения Сигемори отражают и взаимодействуют с меняющимися политическими и культурными направлениями в Японии в течение его жизни. Кендалл Браун в своем предисловии к книге Мирей Сигемори: «Мятежник в саду» отмечает, что «Сигэмори воплощает центральные художественные поиски своей эпохи — новое направление японского творчества, основанное на желании преодолеть фундаментальное противоречие между воспринимаемыми полярностями динамичной западной культуры и относительного застоя, приписываемого азиатской традиции.

Он обучался нихонга, японской живописи, и в своей работе использовал традиционные искусства икебана (композиция из цветов) и чадо (чайная церемония), а также синтоистские , буддийские и даосские космологические идеи. В то же время его работы тесно связаны с теориями примитивного модерна, исследованными такими художниками и архитекторами, как Исаму Ногути, Кензо Танге и художниками икебаны Софу Тейшигахара и Сюдзо Такигучи. Это движение опиралось на энергию японского доисторического искусства периодов Яёи и Дзёмон и позволяло художникам «радикализировать существующие практики в рамках японских рамок и тем самым преодолевать дихотомию японской традиции и западной современности. В своих садах Сигэмори восстанавливает изначальную силу, которую синтоистская традиция приписывает природе, но при этом работает как модернистский художник-герой, чтобы обновить традиционную типологию японских садов.
«Изучение и восстановление старинных садов, по-видимому, убедило его, что базовый принцип организации композиции сада лежит в расположении камней, как это и было записано в трактате «Сакутэйки, или Записки о создании садов» середины XI в. Первые строки этого трактата звучат как «иши о-та-тенко-то», что буквально переводится как «Расстановка/постановка камней», но подразумевает под собой искусство создания сада в целом.

Камни стали отличительной особенностью стиля Сигэмори.» 2.

https://magisteria.ru
Курс: «Японский сад: пространство и время»
Лекция: «Мастер камня Сигэмори Мирэй»

Сад Сигэмори в Мацу O Тайша. Мацу O Тайша (松尾 大 社, Matsuno’o Taisha / Мацу’о Тайша), ранее Мацуно’O Дзиндзя (松尾 神社), это синтоистский храм , расположенный в дальнем западном конце улицы Шидзё, примерно в 1,3 км к югу от района Арасияма в Киото. Здесь находится источник у подножия горы Арасияма, который считается благословенным. Википедия
"sad-horaj-shofuen-maczunoo-tajsya-kioto-1975-vikipediya.jpg 1.https://muza-chan.net/</a/>

2.Мастер камня Сигэмори Мирэй
https://magisteria.ru
Курс: «Японский сад: пространство и время»
Лекция: «Мастер камня Сигэмори Мирэй»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.