Дакини

Дакини пробужденности и мудрости
Дакини пробужденности и мудрости

Среди мудрых учений буддизма Ваджраяны есть много высказываний о том, что не надо обманываться внешним видом. То, что может показаться пугающим и даже чудовищным, не обязательно является злом, но может быть полезным для нас. Ничто не иллюстрирует этот принцип лучше, чем образ дакини.

Дакини является проявлением освобождения энергии в женской форме. Иногда они прекрасны, а иногда они гневны и отвратительны и украшены черепами. Поскольку они представляют освобождение, их часто изображают обнаженными и танцующими. Тибетское слово для дакини — кхандрома, что означает «небесный путешественник».
Дакини в живописи. Гумилев
Откровение Лонгчен Ньингтик

В буддийской тантре культовые дакини помогают пробуждать блаженную энергию у практикующего, превращая оскверненные психические состояния, или клезы, в просветленное сознание. В иконографии панджня Ваджраяны мудрость часто изображается как женский принцип, который должен быть объединен с упая, или мужским принципом. Таким образом, освобождение женского дакини — это безграничность шуньяты, пустоты, которая является совершенством мудрости.

Происхождение Дакини
Почитание дакини, кажется, впервые появилось в Индии где-то между X и XII веками. Примерно в то же время дакини также появились в индуистском искусстве и рассказах, первоначально как злые духи. Но именно в буддийской тантре дакини превратились в сложные архетипы освобождающей силы.

Традиция дакини была передана из Индии в Тибет, и сегодня дакини наиболее тесно связаны с тибетским буддизмом. Дакини также встречаются в японском буддизме сингон, где они стали ассоциироваться с лисами. В японском фольклоре лисы обладают многими магическими свойствами и могут принимать форму женщин.

Классификация дакини
Дакини могут быть просветленными или непросветленными. Непросветленные дакини иногда называют «мирским» дакини. Мирская дакини все еще находится в цикле сансары и может проявляться как своего рода иллюзия. Но большую часть времени, когда мы говорим о дакини, мы говорим о просветленных, также называемых дакини «мудрости».

Дакини играют много разных ролей в ваджраяне и могут быть идентифицированы разными способами, но часто они делятся на четыре основных класса. Эти четыре секретны : внутренний , внешний и внешний-внешний.

На тайном уровне дакини — это проявление самого тонкого состояния ума, переживаемого в высшей тантра-йоге. На внутреннем уровне она является божеством медитации или йидамом, выражением самой основной природы практикующего. Внешне дакини проявляется как физическое тело, которое может быть физическим телом практикующей, которая осознала себя ею, поскольку самость и другие дуальности исчезли. А внешняя дакини — это дакини в человеческой форме, возможно, учитель или йогини.

Дакини также классифицированы в соответствии с пятью семьями Будд, проиллюстрированными Пятью Дхиани Буддами.
Больше всего дакини представляют динамизм и энергию. Они сила, которая приводит к трансформации. Они могут проявляться во многих формах, в том числе и в вас самих. Они жестоки и часто пугающи и не соответствуют ожиданиям.

Гневливость
В западном искусстве традиционно доброжелательные существа изображаются красивыми, а злые — некрасивыми, но искусство Азии не всегда следует этому образцу. Многие гневные персонажи, изображенные в буддийском искусстве, в том числе гневные божества, часто являются защитниками и учителями. Их появление — это проявление силы и даже свирепости, но не злорадства.

Символика, связанная с гневными существами, также может смутить непосвященного зрителя. Например, когда дакини танцуют на трупе, труп представляет не смерть, а невежество и эго.

Многие знаковые фигуры могут появляться как в мирных, так и в гневных аспектах. Например, обычно красивая Тара, образец сострадания, иногда проявляется как Черная Тара, которая может напоминать черную танцующую дакини. Черная Тара защищает зло, а не причиняет его.

По своей гневной внешности дакини сродни Дхармапалам, которые в тибетской мифологии часто были бывшими демонами, которые обратились в буддизм и стали защитниками дхармы. Дхармапала Махакала — это гневная форма Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания.

Махакала Бернаген — «облачённый в чёрный плащ»
Махакала Бернаген — «облачённый в чёрный плащ»

«Махака́ла («Великий Чёрный»; санскр. महाकाल, тиб. ནག་པོ་ཆེན་པོ — Нагпо Ченпо, яп. 大黒天 — Дайкоку; монг. Махгал) — в буддизме Ваджраяны охранник и защитник учения Будды (дхармапала). В некоторых школах тибетского буддизма его рассматривают и как йидама».

Одна из главных Дхармапал, женщина, Палден Лхамо , часто также называется дакини.
Палден Лхамо (тиб. དཔལ་ལྡན་ལྷ་མོ) — Прославленная Богиня; на санскрите — Шри Дэви, монг. Балдан Лхамо) — в тибетском буддизме: гневное женское божество, одна из 8 основных дхармапал. Является гневной формой богини Сарасвати[1]. В тибетской мифологии сближается с Кали. Однако у монгольских народов она предстаёт как Охин Тэнгри — Великая Мать. Считается, что Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти.

Её праздник (день Упосатхи — 25-й день лунного календаря) отмечают накануне буддийского нового года. Ей посвящают особую мантру: Джо Ракмо, Джо Ракмо Джо Джо Ракмо Тун Джо Кала Ра Ченмо Ракмо Ажа Дажа Тун Джо Рулу Рулу Хум Джо Хум.
Другие выдающиеся дакини
Дакини Ваджрайогини, который может проявляться как несколько других существ, является одним из самых ранних дакини и считается высшим божеством всех тантрических богов и богинь . Народакини — особенно яростный дакини ранней ваджраяны. Симхамуха — это дакини с головой льва и женское проявление Падмасамбхавы .
Видение дакини Джикме Лингпа Откровение Лонгчен Ньингтик
Тулку Тондуп пишет:

Вечером в двадцать пятый день десятого месяца Огненного Быка год тринадцатого Рабунг цикла (1757), Джикме Лингпа лег спать глубокой преданностью Гуру Ринпоче в сердце, слезы были на его лице, потому что он не был в присутствии Гуру Ринпоче, и он произносил слова молитв беспрестанно.
Он долгое время оставался в глубине этого медитативного опыта и был окружен как бы ясным сиянием. Будучи поглощенным этой светящейся ясностью, он испытал полет на большое расстояние по небу, передвигаясь на белом льве. Наконец он достиг кругового пути, который, как он думал, был круговым путем Джарунга Хашора. Теперь он известен как Боднатх Ступа, важный буддийский памятник гигантского строения в Непале.
В этом видении дакини мудрости дали Джикме Лингпе шкатулку с пятью желтыми свитками и семью хрустальными бусинами. В одном из свитков содержался пророческий путеводитель по Лонгчен Ньингтик, называемый Нечан Тхукки Дромбу. По указанию дакинь он съел желтые свитки и хрустальные бусины, и все слова и значение термы Лонгчен Ньингтик пробудились в его уме.
Джигме Лингпа годами держал эту терму в секрете, и он даже не расшифровал терму, пока не вошел в другой ретрит, в котором у него была серия видений Лонгчен Рабджама.
(Джигме Лингпа (Tibetan, ‘Jigs-med gling-pa) (1729-1798)

https://www.learnreligions.com/dakinis-female-icons-of-liberation-450160

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.