Новогодние китайские народные картины няньхуа Традиционные новогодние картины Янлюцин
В Третьяковской галере, что в Лаврушинском переулке, проходила выставка гравюр из личной коллекции русского художника-авангардиста Михаила Ларионова на тему «Весь мир – театр».
Данная коллекция, состоящая из 10 тысяч самых разных экспонатов, досталась галерее в 1989 году согласно завещанию художника. На выставке представлено лишь 300 листов.
Михаил Ларионов был не только художником, но и увлечённым коллекционером. Он собирал всё, что могло побудить его к творчеству: народные картинки, образцы вышивок, подносы, детские рисунки и механические игрушки. Больше всего известно его собрание лубка, причём Ларионов интересовался не только русским народным искусством, но и восточными и европейскими лубками. Во Франции Ларионов заново собрал коллекцию лубков и гравюр, взамен оставшейся в Москве. Его коллекционерская страсть распространялась и на книги. Квартира художника была буквально наводнена литературой, гравюрами и газетными вырезками, связанными в основном с театром и танцем (в это время он работал для антрепризы Сергея Дягилева), но не только: например, у него есть книги по орнитологии, атласы растений и животного мира.
Народные картинки с незатейливым сюжетом, часто сопровождавшимся потешными подписями, привлекали многих художников авангарда свободой художественных средств. Яркие краски, «низкие» сюжеты повседневной жизни, использование надписей — всё это было прямой противоположностью академической системе живописи. Михаил Ларионов назвал лубок «великим искусством», часто использовал его элементы в собственных произведениях, а также собрал большую собственную коллекцию лубков. Он даже организовал в 1913 году две выставки, где наряду с русскими лубками представил китайские, японские и европейские.
Прототипом няньхуа также являются картины-гравюры чжихуа массово изготовлявшиеся в X-XI веках. Первоначально няньхуа изготавливались из деревянных резных досок путём эстампажа, когда деревянные клише поочерёдно накладывались на один и тот же лист. Первое клише давало контур рисунка, а другие — красочное покрытие. Вплоть до конца эпохи Мин няньхуа сохраняли в себе множество элементов классической живописи и профессиональной гравюры. Рост популярности няньхуа в цинскую эпоху среди сельского населения привёл к тому, что необходимость выпуска большого количества картин изменило состав производителей: их создание перешло в руки ремесленников, освоивших лишь азы художественного мастерства, что привело к упрощению техники изготовления. Ранее сложная резьба свелась к контурному рисунку с его последующей раскраской от руки. Типичным для няньхуа стало использование орнаментальных, прежде всего цветочных, мотивов и введение декоративных обрамлений. В XIX веке начался активный поиск способов удешевления изготовления няньхуа; вместо использования высокосортной, мягкой белой бумаги, мастерские вначале перешли на фабричную японскую тонкую бумагу желтоватого оттенка с глянцем на одной стороне, а затем и на низкосортные местные сорта с шероховатой поверхностью. Ухудшилось качество красок; из употребления исчезли карминно-красная и зелёная, в практику вошло использование дешёвых привозных европейских красок, к которым подмешивались белые квасцы.
В конце XIX — начале XX веков няньхуа, не выдержав конкуренции с литографией и гравюрой на меди, перешли на олеографический способ исполнения. Кроме того, по одной из версий, в данный период некоторые няньхуа создавались с применением техники шелкографии. В это же время наметился интерес к простонародной картинке со стороны профессиональных художников, представителей «новой» живописи, таких как Е Цяньюй. В период войн 1930-х — 1940-х няньхуа использовалась для выпуска агитационных материалов, что привело к её новому расцвету. Ксилографический способ исполнения сменился типографским.
Картины благопожелательного характера, по мнению китайцев, приносят в дом атмосферу радости и семейного благополучия. Наиболее популярными из них являются няньхуа с пожеланием рождения сыновей.
Одной из особенностей (хоть и не обязательных) картин на историко-литературные темы является их разбивка на серию фрагментов, воспроизводящих тот или иной сюжет.
В каждом из таких фрагментов создатели пытаются с помощью живописных средств показать ключевые моменты сюжета и раскрыть основные черты характера персонажей. Лубки с изображением театральных сцен и лубочные театральные афиши появились к концу XIX века.
Поскольку в репертуарах китайских театров основное место занимали пьесы на историко-литературные темы, то в няньхуа этой группы изображаются в основном те же персонажи, что и в няньхуа предыдущей группы, однако в них повышенное внимание уделяется изображению костюма, грима и жестов.
Картины познавательно-назидательного характера нацелены на пропаганду конфуцианских ценностей и устоев. В рамках картины этого типа изображается тот или иной персонаж, совершающий добродетельный поступок.
Значительную часть назидательных картин составляют лубки с изображениями героев цикла «Эр ши сы сяо» («24 примера самоотверженного служения родителям»).
Бытописательные няньхуа отличаются от благопожелательных и назидательных картин большим разнообразием воспроизводимых сцен.
Наиболее специфическим видом няньхуа являются картины в стиле «красавицы»: на них изображаются современные авторам женские персонажи — дочери и жёны чиновников, преуспевающих торговцев, промышленников. К видовым картинам
относятся пейзажи и изображения архитектурных памятников.»
Пожелания, выражались самими действующими лицами, изображенными на картине, выражали самые житейские, распространенные ценности простых людей: пожелания финансового процветания, рождения детей, особенно мальчиков, хорошего урожая, удачи в делах.
«Во второй день Нового года по пяти дорогам везут богатство»
«Во второй день Нового года по пяти дорогам везут богатство» Музей Востока
Чжан Лихуа – богиня-покровительница цветов розы
Музей Востока
- https://bm.tretyakovgallery.ru/article/523394267609325838/slovar-mihaila-larionova