Новогодние картины няньхуа

Новогодние китайские народные картины няньхуа Традиционные новогодние картины Янлюцин
В Третьяковской галере, что в Лаврушинском переулке, проходила выставка гравюр из личной коллекции русского художника-авангардиста Михаила Ларионова на тему «Весь мир – театр».

Данная коллекция, состоящая из 10 тысяч самых разных экспонатов, досталась галерее в 1989 году согласно завещанию художника. На выставке представлено лишь 300 листов.

Михаил Ларионов был не только художником, но и увлечённым коллекционером. Он собирал всё, что могло побудить его к творчеству: народные картинки, образцы вышивок, подносы, детские рисунки и механические игрушки. Больше всего известно его собрание лубка, причём Ларионов интересовался не только русским народным искусством, но и восточными и европейскими лубками. Во Франции Ларионов заново собрал коллекцию лубков и гравюр, взамен оставшейся в Москве. Его коллекционерская страсть распространялась и на книги. Квартира художника была буквально наводнена литературой, гравюрами и газетными вырезками, связанными в основном с театром и танцем (в это время он работал для антрепризы Сергея Дягилева), но не только: например, у него есть книги по орнитологии, атласы растений и животного мира.

Народные картинки с незатейливым сюжетом, часто сопровождавшимся потешными подписями, привлекали многих художников авангарда свободой художественных средств. Яркие краски, «низкие» сюжеты повседневной жизни, использование надписей — всё это было прямой противоположностью академической системе живописи. Михаил Ларионов назвал лубок «великим искусством», часто использовал его элементы в собственных произведениях, а также собрал большую собственную коллекцию лубков. Он даже организовал в 1913 году две выставки, где наряду с русскими лубками представил китайские, японские и европейские.

 

Прототипом няньхуа также являются картины-гравюры чжихуа массово изготовлявшиеся в X-XI веках. Первоначально няньхуа изготавливались из деревянных резных досок путём эстампажа, когда деревянные клише поочерёдно накладывались на один и тот же лист. Первое клише давало контур рисунка, а другие — красочное покрытие. Вплоть до конца эпохи Мин няньхуа сохраняли в себе множество элементов классической живописи и профессиональной гравюры. Рост популярности няньхуа в цинскую эпоху среди сельского населения привёл к тому, что необходимость выпуска большого количества картин изменило состав производителей: их создание перешло в руки ремесленников, освоивших лишь азы художественного мастерства, что привело к упрощению техники изготовления. Ранее сложная резьба свелась к контурному рисунку с его последующей раскраской от руки. Типичным для няньхуа стало использование орнаментальных, прежде всего цветочных, мотивов и введение декоративных обрамлений. В XIX веке начался активный поиск способов удешевления изготовления няньхуа; вместо использования высокосортной, мягкой белой бумаги, мастерские вначале перешли на фабричную японскую тонкую бумагу желтоватого оттенка с глянцем на одной стороне, а затем и на низкосортные местные сорта с шероховатой поверхностью. Ухудшилось качество красок; из употребления исчезли карминно-красная и зелёная, в практику вошло использование дешёвых привозных европейских красок, к которым подмешивались белые квасцы.
В конце XIX — начале XX веков няньхуа, не выдержав конкуренции с литографией и гравюрой на меди, перешли на олеографический способ исполнения. Кроме того, по одной из версий, в данный период некоторые няньхуа создавались с применением техники шелкографии. В это же время наметился интерес к простонародной картинке со стороны профессиональных художников, представителей «новой» живописи, таких как Е Цяньюй. В период войн 1930-х — 1940-х няньхуа использовалась для выпуска агитационных материалов, что привело к её новому расцвету. Ксилографический способ исполнения сменился типографским.

Картины благопожелательного характера, по мнению китайцев, приносят в дом атмосферу радости и семейного благополучия. Наиболее популярными из них являются няньхуа с пожеланием рождения сыновей.
Одной из особенностей (хоть и не обязательных) картин на историко-литературные темы является их разбивка на серию фрагментов, воспроизводящих тот или иной сюжет.

В каждом из таких фрагментов создатели пытаются с помощью живописных средств показать ключевые моменты сюжета и раскрыть основные черты характера персонажей. Лубки с изображением театральных сцен и лубочные театральные афиши появились к концу XIX века.

Поскольку в репертуарах китайских театров основное место занимали пьесы на историко-литературные темы, то в няньхуа этой группы изображаются в основном те же персонажи, что и в няньхуа предыдущей группы, однако в них повышенное внимание уделяется изображению костюма, грима и жестов.

Картины познавательно-назидательного характера нацелены на пропаганду конфуцианских ценностей и устоев. В рамках картины этого типа изображается тот или иной персонаж, совершающий добродетельный поступок.

Значительную часть назидательных картин составляют лубки с изображениями героев цикла «Эр ши сы сяо» («24 примера самоотверженного служения родителям»).
Бытописательные няньхуа отличаются от благопожелательных и назидательных картин большим разнообразием воспроизводимых сцен.

Наиболее специфическим видом няньхуа являются картины в стиле «красавицы»: на них изображаются современные авторам женские персонажи — дочери и жёны чиновников, преуспевающих торговцев, промышленников. К видовым картинам
относятся пейзажи и изображения архитектурных памятников.»
Пожелания, выражались самими действующими лицами, изображенными на картине, выражали самые житейские, распространенные ценности простых людей: пожелания финансового процветания, рождения детей, особенно мальчиков, хорошего урожая, удачи в делах.

двухголовый будда
двухголовый будда
«Во второй день Нового года по пяти дорогам везут богатство»
«Во второй день Нового года по пяти дорогам везут богатство»

«Во второй день Нового года по пяти дорогам везут богатство»

«Во второй день Нового года по пяти дорогам везут богатство» Музей Востока
Чжан Лихуа – богиня-покровительница цветов розы

Чжан Лихуа – богиня-покровительница цветов розы
Чжан Лихуа – богиня-покровительница цветов розы

Музей Востока

  1. https://bm.tretyakovgallery.ru/article/523394267609325838/slovar-mihaila-larionova

Ван Шимин

Ван Шимин (王鉴 — 仿宋元山水图) – Wang Jian

Ван Шимин -китайский пейзажист поздней династии Мин и ранней династии Цин (1644–1911).Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911)

Ван родился в провинции Цзянсу. Его дед был премьер-министром в поздней династии Мин, а его отец был придворным редактором Академии Ханьлинь, который учился у Дун Ци-чана. Изучив рисование и каллиграфию в молодом возрасте, Ван работал государственным служащим.
После поездки в Нанкин в 1630 году. Ван вернулся на родину и погрузился в искусство, создав множество работ.

Пейзаж в стиле Хуана Гунвана
1666 г.
Ван Шимин

Пейзаж в стиле Хуана Гунвана. Ван Шимин
Пейзаж в стиле Хуана Гунвана. Ван Шимин

Эта большая работа представляет собой кульминацию и результат изучения Ван Шимином на протяжении всей жизни картин Хуан Гунвана (1269–1354). Хуан Гунван Сводя каллиграфический стиль Хуана к графической формуле — горные формы, выполненные прямыми, параллельными мазками, используя текстуру «конопляного волокна» и покрывая слоями горизонтальных точек — Ван Шимин построил свои кинетические узоры восходящими и нисходящими линиями, нечто открывая и закрывая как при дыхании». Отдельные штрихи текстуры и точки листвы пересекаются, умножаясь и расширяясь, пока вся композиция не превратится в большой плавный узор волнообразных сил и противодействий, который предполагает безграничную энергию и рост природы.

Дун Юань

В эпоху Сун китайские художники демонстрируют удивительный талант в изображении природы и человеческой фигуры. Панорамные виды долин и гор, рек и густых лесов, маленьких фигур монахов и путешественников, деревень, окутанных нежным туманом долин, белых ветвей цветущей вишни или оранжевых цветов с большими зелеными листьями – это темы многих работ художников. Замечательное изображение пейзажа в сунский период было связано с философскими и религиозными взглядами, рассматривающими Природу как Дух Универсума.

Дун Юань (董 源, с. 934-с. 962) принимал активное участие художественной жизни царства Южная Тан эпохи Пяти династий и десяти царств. Он служил в Нанкине в провинции Цзянсу, который был центром культуры и искусства.
Дун занимался живописью фигур и пейзажной живописью и выработал  стиль, который стал стандартом для живописи в Китае в течение следующих девяти столетий. Он и его ученик Цзюй Жань (巨 然) были основателями южной школы пейзажной живописи. С Цзин Хао, Гуань Туном и Цзюй Жанем в северной школе они составляли четыре выдающихся художников того времени.
Как и многие художники в Китае Дун Юань был чиновником. Он добавил к числу своих художественных методов более сложные перспективы, использование пуантилизма и штриховки, чтобы создать яркий эффект.

Дун Юань Речной пейзаж
Дун Юань Речной пейзаж

Художник часто пишет реки в окружении гор. Горы по традиции зеленые. Они освещены мягким теплым светом. Для южной школы характерны горизонтальные свитки с плоскостями гор, рек и озер. Таков свиток «Летние горы» Дун Юаня.

Дун Юань. Летние горы. Деталь. ок. 950 г. Шанхай, Городской музей

«Летний вид Цзяннани» представляет собою довольно большой свиток (50х320 см.) на котором художник отобразил широкую панораму южного края. Дальние горы тонут в дымке, на реке видны рыбацкие лодки, в природе царит тишина и безмятежность мирной жизни. Картина приглашает к досужему созерцанию этой благодати; такое созерцание было разновидностью культурного отдыха вечно занятых чиновников, они отвлекались от текущей суеты, вглядываясь в бесконечные дали пейзажа.

В истории китайского искусства Дельфийская пифия. Джон Кольер, 1891 год. прославился как один из основателей «южной школы» пейзажа.

Хуан Цзюцай

Хуан Цзюцай Huang Jucai Истоки жанра «цветы птицы»

Императорская Академия Ханьли́нь была создана в VIII веке. Она находились под прямым управлением имперского правительства. Художники академии пользовались теми же привилегиями, что и литературные чиновники при дворе, носили официальные костюмы и получали зарплату от имперского правительства. Академия собирала лучших художников страны. В их задачи входило рисовать портреты знати, а когда происходили важные общественные события, от них требовалось изображать их на картинах. Эти мероприятия помогли улучшить навыки художников. Среди известных художников этого периода — художники жанра»цветы-птицы» Хуан Цюань и Хуан Цзюцай из Шу (908–925), а также художники-портретисты Цао Чжунсюань, Чжоу Вэньцзю и Гу Хун из Южный Тан (947–958). 1.

Хуан Цзюцай (933 — после 993) уроженец города Чэнду провинции Сычуань. Хуан Цзюцай был младшим сыном Хуан Цюань, который служил придворным художником династий Поздний Шу и Северная Сун. Отец и сын были одними из ведущих художников своего времени, и их работы установили критерии совершенства в живописи птиц и цветов в Императорской академии живописи Сун

Как и его отец Хуан Цюань, Хуан Цзюцай был очень плодовитым художником. Как упоминается в каталоге 1120 г. Сюаньхэ Хуапу 332 его работы находились в коллекции императора Хуэйцзуна, из которых сохранились лишь немногие.

Синяя сорока и колючие кусты (山 鷓 棘 雀 圖)
Хуан Цзюцай (黃 居 寀, 933-?), Династия Сун (960-1279)

Свиток, тушь и цвета на шелке, 97 x 53,6 см, Национальный дворец-музей, Тайбэй

Череда известных художников жанра «птицы-цветы» появилась, начиная с периода пяти династий. Хуан Цюань (黃 筌) из Сычуани унаследовал технические приемы времен династии Тан и сохранил их достоинства. Его сын Хуан Цзюцай служил под началом Сун и от имени императора искал известные картины, поэтому манера Хуан стала преобладать в ранней Северной Сун. «Синяя сорока и колючие кусты» умело объединяет позы птиц в сцену из природы, чтобы создать соответствующее ощущение движения. Узорчатый декоративный эффект картины сохраняет традиции архаической простоты и великолепия живописи с птицами и цветами времен династии Тан. К более архаичным методам, используемым здесь, относятся протирание наклонной кистью, пропитанной темной тушью, для моделирования поверхностей скал, цветной тушью, придающей твердость колючим ветвям, и техникой смывки киноварью для изображения заостренной живой изгороди из листьев папоротника, бамбука, клюва и когтей сороки. 2.

Хуан Цзюцай. Голубая сорока и колючие кусты
Хуан Цзюцай. Голубая сорока и колючие кусты

Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов «40.3.

Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов "40. Пионы"
[caption id="attachment_19566" align="aligncenter" width="1080"]Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов 40 Бабочка и растение Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов «40 Бабочка и растение
. Пионы»[/caption]

а.Академия Ханьли́нь (кит. упр. 翰林院, пиньинь Hànlín Yuàn, буквально: «Лес кистей») (738—1911) — учреждение в императорском Китае, выполнявшее функции императорской канцелярии (её члены часто были советниками императора), комитета по цензуре и литературе, идеологического комитета, высшей школы управления, библиотеки и др. Среди важнейших задач академиков была официальная интерпретация конфуцианских классических сочинений, на основе которой оценивались экзаменационные сочинения соискателей высоких государственных должностей.Академия Ханьлинь была основана танским императором Сюань-цзуном в VIII веке.

Академия стала мощным очагом развития науки и культуры. Она объединила многочисленные департаменты (юани), каждый из которых охватывал какой-либо цикл наук или область культуры, собрала вокруг себя высокоодаренных ученых, литераторов, мастеров изобразительного искусства. Генеральная академия, служившая воле императора и двора, была своеобразным орудием политической власти, и своеобразным инструментом по подготовке научных кадров и координационным центром исследовательской работы. В Генеральной академии занимались вопросами политики, экономики, медицины, астрономии, юриспруденции, преподавали языки, литературу, каллиграфию, живопись, графику, музыку. В 738 году уже был создан ряд департаментов, в которых служили чиновники, объединенные одинаковыми профессиональными интересами.

1.http://www.asean-china-center.org/english/2010-06/28/c_13372943.htm1.
2.http://www.chinaonlinemuseum.com/painting-huang-jucai-blue-magpie.php
3.https://inf.news/en/culture/5c1fc16708d92642d6674a253d2a7291.html