Выпускникам Омского истфака Пединститута 1973 года

Выпускникам Омского истфака Пединститута 1973 года
Сократ великий перед нами встал
Его Фомин нам описал
Cogito ipsum он сказал
И силу vino не .скрывал.

Но поиск истины заветом его стал.
Бударин Михаил нам рассказал о Ермаке
Который с Дона в эти степи к нам явился,
И русский человек здесь поселился.—
Eloqiuentissimus Бударин 1.
был учитель!
Мы слушали учителей и в дебрях Большеречья
Искали корни Брамы красноречия.
Могильников помог понять значение находок.

Открытых вследствие раскопок.
Нептун на ужин подал осетра
А Надя дева юная усердия придала!

Нас ангелы хранили в этой чаще
А на воде морские божества.
Живыми мы венулися тогда.
И эхо этого совместного труда
Осталось с нами навсегда!!!

Eloqiuentissimus — наикрасноречивейший

1.Бударин Михаил Ефимович
(1920-2003)

Бударин Михаил Ефимович, доктор исторических наук, ученый, писатель, журналист, драматург родился в 1920 году в селе Лариха Тюменской области. Имя этого человека хорошо знакомо омичам. Его публикации часто можно было встретить на страницах местных газет. Он работал корреспондентом в ишимской газете «Серп и молот», затем в «Омской правде», собственным корреспондентом газеты «Известия» по Омской и Тюменской областям. Михаил Ефимович изъездил вдоль и поперек всю Западную Сибирь – от верховий Иртыша до Арктики, от Урала до Енисея, заинтересованно изучал увиденное, кропотливо познавал прошлое и настоящее народов Сибири. Этому способствовала и работа в архивах. Собранный материал вошел в книгу «Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири», изданную в 1952 году. Разработанная тема легла в основу диссертации, которую он защитил в 1971 году.

Глубокое познание истории, быта народов севера подсказало темы литературных произведений. Так появились рассказы и сборники «Сын племени ненянгов», «Где кочуют норд-осты», «Тайна забытого леса». При жизни писателя вышло 16 книг. Среди них: «Были о сибирских чекистах», «Боец с душой поэта» (о В.В. Куйбышеве), «Пушкин и Сибирь». Профессор Бударин известен и как драматург, автор 4 пьес: «Живой ключ», «Ермак», «Ущелье шаманов», «Сказание о Таре», которые шли во многих театрах Сибири и Урала. В 1963 году на сцене Омского драматического театра режиссером Хигеровичем был поставлен спектакль «Ермак» по одноименной пьесе Бударина.

Член Союза писателей России с 1991 года. Издания произведений:

Боец с душой поэта: Повесть-хроника о Валериане Куйбышеве.– Омск: Кн. изд-во,1988. – 138, [6]с.
Были о сибирских чекистах. – Омск: Кн. изд-во, 1968. – 272 с.
История педагогического образования Западной Сибири: Сб. науч. статей и материалов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. – 223 с.
Омский государственный педагогический университет (1932-2000): Ист. очерк. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 406 с.
Тайна забытого леса: Повесть. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1965. – 82 с.
Чекисты: Док. — худож. очерки. – Омск: Кн. изд-во, 1987. – 284, [4] с.
Преподавал нашему курсу в 1973-1074 годах историю КПСС.

Славянские чтения в Омске 1996

Сегодня в день Кирилла и Мефодия проходят славянские чтения.
Кири́лл (до схимы Константи́н, прозвище «Фило́соф», 827—869, Рим) и Мефо́дий (815—885, Моравия) — святые православной и католической церквей, братья-миссионеры из города Солуни (сейчас Салоники), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства.

Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке (в Восточных церквях
24 мая празднуется День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) — российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX век).
К этому дню приурочена научная конференция Славянские чтения.

В 1996 году принимала участие в Чтениях и я.
. — 1996.
http://www.library.omsu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=S&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21FMT=fullwebr&S21ALL=%28%3C.%3EA%3D%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B0$%3C.%3E%29&Z21ID=&S21SRW=dz&S21SRD=&S21STN=1&S21REF=&S21CNR=20 Вып. 5 : Гуманитарное знание и образование: традиции и современность : материалы областной научно-практической конференции, 24 мая 1996 г. / Междунар. славян. фонд, Ом. фил. [и др. ; редкол.: М. П. Одинцова (отв. ред.) и др.]. — 1996. — 139 с. ; 21 см. — Библиогр. в конце ст. — В надзаг. также: Ком. по культуре и искусству Администрации Ом. обл. — 65.00 р.

Содержание:
Белова, Жанна Петровна. Проблема общечеловеческого содержания в современном этическом просвещении / Ж. П. Белова. — С .4-6
Мартишина, Н. И. Философия как учебная дисциплина и неспециализированные формы философствования / Н. И. Мартишина. — С .68
Купарашвили, Мзия Джамаловна. О проблемах преподавания этики и эстетики в вузах / М. Д. Купарашвили, С. А. Ветров. — С .9-11
С.А. Ветров,

д-р философ. наук, проф., заведующий кафедрой

Омский государственный университет путей сообщения

e-mail: s.a.vetrov64@yandex.ru

Мзия Джемаловна Купарашвили — доктор философских наук, профессор.

Родилась и закончила школу в Грузии, в г.Телави. 1980-1985гг. училась в УрГУ на философском факультете. 1994г. в Томском университете защитила кандидатскую диссертацию. 2004г. в Тюменском университете защитила докторскую диссертацию.
Филатов, Владимир Исидорович. Технократизм и гуманизм в образовании / В. И. Филатов. — С .12-15
Шкарупа, Владимир Михайлович. Традиция философствования как ценность культуры и образования / В. М. Шкарупа, Г. Ч. Синченко. — С .15-29
Мухина, Галина Антониновна. Историческое знание во французском просвещении / Г. А. Мухина. — С .30-33
Бетхер, А. Р. Архивные фонды музея археологии и этнографии ОмГУ / А. Р. Бетхер, Т. В. Михалева. — С .33-37
Шелегина, О. Н. Традиционная культура русского населения Сибири : (из опыта преподавания курса на вечер. отд-нии фак. истории мировой культуры Новосиб. гос. пед. ун-та) / О. Н. Шелегина. — С .37-39
Хилько, Николай Федорович. Визуальная грамотность: пути и перспективы развития / Н. Ф. Хилько. — С .40-42
Огурцова, Наталья Васильевна. Образование первых общественных библиотек в поселениях сибирского казачьего войска / Н. В. Огурцова, Е. Г. Гарбузова. — С .42-45
Огурцова, Наталья Васильевна. Ресурсное обеспечение литературного образования школьников / Н. В. Огурцова, М. В. Галуга. — С .45-48
Хамаганова, Татьяна Нарэновна. Библиотечный специалист в системе документальных коммуникаций / Т. Н. Хамаганова. — С .48-49
Донина, Л. Н. Российская система образования и изменения в номинации лиц, профессионально занимающихся обучением и воспитанием / Л. Н. Донина. — С .50-53
Турышева, Н. И. Возрождение классического образования в современной России / Н. И. Турышева. — С .53-55
Задорожная, Т. А. Этиология роста профессиональных заболеваний у представителей голосоречевых профессий / Т. А. Задорожная. — С .56-58
Бельдиян, В. М. Гипотеза о первоначальной композиции «Слова о полку Игореве» / В. М. Бельдиян. — С .59-74
Мисюров, Николай Николаевич. Масонское знание и гофманическая традиция в «Пестрых сказках» кн. В. Ф. Одоевского : (оригинальная педагогическая теория и проблема эстетической гармонизации идеалов молодого читателя) / Н. Н. Мисюров. — С .74-77
Барский, О. В. Творчество через биографию: об одном из методов изучения истории культуры : (на примере стихотворения А. С. Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума») / О. В. Барский. — С .78-80
Ляпина, Алина Викторовна. Актуализация читательского восприятия в школьном курсе при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» / А. В. Ляпина. — С .80-83
Хомяков, Валерий Иванович. «Вот моя деревня… вот мой дом родной» : (тема дома в рассказах В. Шукшина) / В. И. Хомяков. — С .83-85
Толстогузов, П. Н. «Равнодушная природа» как мотив русской литературы XIX века / П. Н. Толстогузов. — С .85-88
Малышева, Елена Григорьевна. Концепт художественного мышления как доминанта идиостиля : (на материале ран. лирики В. Ходасевича / Е. Г. Малышева. — С .88-89
Осипов, Борис Иванович. Народные мемуары как источник для изучения русского языка и отечественной истории / Б. И. Осипов. — С .90-94
Кузьмина, Наталья Арнольдовна. Об одной архетипической метафоре в современной политической публицистике / Н. А. Кузьмина. — С .94-100
Горчакова, Ирина Геннадьевна. Типы синтаксических контекстов речевых синонимов / И. Г. Горчакова. — С .101-103
Никитина, Елена Аркадьевна. Методы доказательства относительной несамостоятельности древнерусского слова / Е. А. Никитина. — С .103-106
Камынина, Н. Г. Обозначение твердых и мягких согласных в печатных текстах начала XVIII века / Н. Г. Камынина. — С .106-108
Гуц, Елена Николаевна. Функционирование ненормативной лексики в типичных речевых жанрах подростка : (к проблеме языковой личности) / Е. Н. Гуц. — С .108-110
Боброва , Галина Андреевна. «Хлебное дело» и «зерновые» деньги : (к вопросу об экономии языковых средств) / Г. А. Боброва . — С .110-113
Сычев, Александр Сергеевич. «Газетное» слово в культурно-речевом аспекте / А. С. Сычев. — С .113-114
Никитина, Л. Б. К проблеме разграничения речевых жанров / Л. Б. Никитина. — С .115-118
Рудозуб, Елена Николаевна. Жанрово-стилистические характеристики обыскных речей в памятниках XVIII в. / Е. Н. Рудозуб. — С .118-120
Озерова, И. Н. Особенности использования бытийных высказываний в разговорной речи / И. Н. Озерова. — С .120-124
Кривозубова, Галина Аркадьевна. Ортологический аспект новой урбонимии / Г. А. Кривозубова. — С .124-126
Одинцова, Майя Петровна. Синонимия в свете базовых речемыслительных и речеповеденческих характеристик человека / М. П. Одинцова. — С .126-129
Удалова, Г. В. Художественная форма и ее восприятие как аспект музыкального новаторства / Г. В. Удалова. — С .130-132
Мельников, Борис Викторович. Миссионерская деятельность сибирских митрополитов : (после Филофея Лещинского) / Б. В. Мельников. — С .133-135
ГРНТИ
17.09
14.35.07
ББК Ш5(2=Р)я43 + Ч484(2)7я43
Рубрики: Русская литература—Сборники
Образование высшее—Сборники

Держатели документа:
Омский государственный университет. Библиотека : Омск-77 Пр. Мира, 55 А

Огонь Шивы и Гераклита

Огонь Шивы и Гераклита

Маха Шиваратри: Великая ночь Шивы
В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву – танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.

Шри Натараджа (Танец Шивы)
Шри Натараджа (Танец Шивы)

Шри Натараджа (Танец Шивы), пещеры Бату, Куала-Лумпур.

Натараджа (тел. నటరాజు, там. நடராஜா, санскр. IAST: naṭarāja — господин танца) — один из самых популярных иконографических образов Шивы.

Имена Нартака (санскр. नर्तक — «танцор») и Нитьянарта (санскр. नित्यनर्त — «вечный танцор») присутствуют в списках 1008 имен Шивы (Сахасранама). Ассоциирование Шивы с танцем известно со времен Пуран. Вместе с другими похожими танцующими иконографическими формами (санскр. IAST: nṛtyamūrti) изображения Шивы Натараджи распространено по всей территории Индии, особенно на юге. Обычно Натараджа изображается в виде статуи из бронзы, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Этот скульптурный образ является одним из символов Индии и широко используется в её культуре. Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава. Танец Натараджи наполнен энергией и является источником цикла «создание-сохранение-разрушение» Вселенной, символом лилы, в которой Бог с легкостью игры создает и разрушает миры и Вселенные. Танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни и создания мира. Считается, что прекращение танца приведёт к завершению лилы, а вместе с ней и всего мироздания.
Он мерно разгорается и
Мерно затухает
Огонь небесных сфер.
И музыка неслышна.

Вдруг музыка меняется:
На небе танец Шивы начался.
Сгорая гаснут звезды.
И Гераклит 1. в недоумении

Рафаэль. Афинская школа. Гераклит
Рафаэль. Афинская школа. Гераклит

А Шива снова пляшет:
Все в хаосе и нет порядка.
Нет Запада, Востока, заката и восхода,
Приливов и отливов.

И снова Шива зажигает звезды
И танцем величавым
Он создает безмерный космос,
жизнь…

Небесные просторы
Наполнены пульсацией огня.
Могучий ритм находит отклик
На земле…
Там Рош Ха-Шана 2. рог 3. звучит…
И новое приходит!

Н. Турышева

1.Этот космос,
один и тот же для всего сущего,
не создал никто из богов, никто из людей,
но всегда он был, есть и будет:
вечно живым огнем,
мерами воспламеняющимся и мерами угасающим. с. 69
1.Подборка фрагментов Гераклита из книги Ф. Кессиди
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
http://geraklit.moy.su/publ/5-1-0-7
2.Рош Ха-Шан-еврейский новый год. Рош Ха-Шан или Еврейский Новый год в 2022 году начинают отмечать с вечера 25 сентября и заканчивают — вечером 27-го числа.
3.Самым ярким событием празднования Нового Года по еврейскому календарю является трубление в шофар – бараний рог.

Потешка

Потешка
Ма́лые жа́нры фолькло́ра — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью/
Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Для аппетита:

Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки,
Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою», другой – «Простоквашкою»,
Третий скажет – «Молочком и румяным пирожком».

Для пробуждения:

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек),
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки (двигаем ножками),
А в ручки – хватунюшки (сжимают и разжимают кулачки),
А в ушки — слышунюшки (показывают ушки),
А в глазки — глядунюшки (показывают глазки),
А носику — сопунюшки (показывают носик),
А в роток — говорок (показывают ротик),
А в головку — разумок!».

Для купания:

Ай, лады, лады, лады – не боимся мы воды,
Чисто умываемся – маме улыбаемся.
Вода текучая, дитя растучее,
С гуся вода – с дитя худоба.
Вода книзу, а дитя кверху.

Для утешения:

Ах, капля – мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.