Вэньжэньхуа

Лян Кай (первая половина 13 в.). Бессмертный
Лян Кай (первая половина 13 в.). Бессмертный

Философско-эстетические воззрения ведущих мастеров «вэньжэньхуа» и его основные этапы развития от периода Сун (960-1279)
Истоки формирования направления «вэньжэньхуа», эстетические принципы ведущих мастеров периода Сун (960-1279)
Китайская живопись эпохи Сун, Пейзажная живопись империи Сун
В Китае историю принято делить по периодам правящих династий, которая имеет собственное название от фамилии правящего семейства, под которым она фигурирует в последующие исторические эпохи и в периодизационных схемах
[Глухарева О., Деннике Б. Краткая история искусства Китая. – М.: Искусство, 1948. – С.9].
Эпоха ТанКаллиграфия Китая с древнейших времен считалось высшей из художественных форм, поскольку важнейшую роль в сохранении традиций сыграла письменность[ Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Серия Философское наследие. -М.: Мысль, 1972. – С.11 ]. Мастерское владение кистью в процессе создания литературного или живописного произведения считалось первым признаком образованности человека[ Купер Р., Купер Д. Шедевры искусства Китая. -М.: Белфакс, 1997. — С.4].
Возможно, в силу этих причин, одним из самых сложных, значительных явлений китайского искусства периода Сун является живопись «вэньжэньхуа». Понятие вэньжэнь переводится как «интеллектуалы», «образованные люди», «люди, воплотившие в себе культурное начало»[ Завадская Е.В. Мудрое вдохновение: Ми Фу (1052-1107). -М.: Наука, 1983. — С.6], или «люди культуры»[ Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках. Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. — С.52]. С.Н. Соколов-Ремизов придерживается мнения, что понятие «“вэньжэньхуа” обозначает явление, выходящее за рамки отдельной живописной школы и какого-либо исторического периода»[ Соколов-Ремизов С.Н. Живопись и каллиграфия Китая и Японии. На стыке тысячилетий в аспекте футурологических предположений. -М.: Книжный дом Либроком, 2009. — С.17].
Теоретические основы системы художественно-эстетических и этико-философских принципов «вэньжэньхуа» были заложены художником, теоретиком, каллиграфом и поэтом Су Ши (1036–1101), который считал, что свобода художника заключается в единстве в его искусстве морали, поэзии, живописи, каллиграфии, стремлении к выражению сути изображаемого. Истоки данного явления традиционно связывают с именем Ван Вэя (699-759), создавшего философские пейзажи, образность которых сложилась под влиянием чаньского учения[ Соколов-Ремизов С.Н. Живопись и каллиграфия Китая и Японии. На стыке тысячилетий в аспекте футурологических предположений. -М.: Книжный дом Либроком, 2009. — С.17].
Внезапное озарение, при котором пропадает дуальность восприятия феноменов и все цвета сливаются воедино, стало философско-психологической основой для монохромных пейзажей, написанных этим художником в чаньском монастыре[梅澤和軒. 日本南画史. 東京:南陽堂本店, 1919年. – 1014 p. (Умэдзава Вакэн. История японской живописи Нанга. –Токио, Книж. Изд.Нанёдо хотэн, 1919. – P.158].
Но, «живопись эрудитов» складывалась под воздействием не только чань-буддизма, но и конфуцианства, даосизма. Художники «вэньжэньхуа» выражали свое представление о структуре Вселенной, о сущности природы и её явлениях, отражая своё мировоззрение, духовное и интеллектуальное богатство. Они считали, что существует некая «идея» бытия, некий «дух», который определяет логику, гармонию, структуру мира. «Эрудиты» посвящали свой эмоционально насыщенный труд поискам, открытиям, ожиданиям разгадок этой «идеи», опираясь на развитый интеллект, вдохновение и интуицию[ Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. -М.: Искусство, 1975. – С.12]. Кроме того, надо иметь в виду, что период Сун (960-1279) – время сложных духовных исканий, когда философская мысль приобрела особую творческую интенсивность, традиционно делится на два периода: Северная Сун (960-1127) и Южная Сун (1127-1279)[ См. Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. -М.: Российск. гос.гуманит.ун-т, 2007. – C.252]. Особую роль в этом процессе играло неоконфуцианство, которое синтезировало и обобщило идеи буддизма, даосизма и конфуцианства, используя для своих целей древнюю философию и этико-морализирующую систему Конфуция. Особое внимание было уделено учению о природе человека. Неоконфуцианство было связанно с проблемами натурфилософии, и древние пантеистические представления с вопросами человеческого бытия, общественной морали и социальными явлениями[См. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. -М.: Изобр. искусство, 1972. – C.14]. Также оно дало всеобъемлющий вариант понимания природы человека и открыло новые возможности для объединения образов человека и природы как зримого воплощения мироздания на всех возможных уровнях[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае. -М.: Смысл, 2001. — С.19].Китайская живопись чань буддизма
Произведения художников «вэньжэньхуа» глубоко духовны. «Их искусство призвано утвердить ценность истинного и священного, как и сама жизнь. Это возврат к фундаментальной деятельности творения мира. Оно стремится к созвучию с самим мирозданием, с самим Дао. Поэтому именно пейзажная живопись, ставшая ведущим жанром в школе «вэньжэньхуа», выражает бесконечную жизнь природы, и художник может создать совершенное творение, лишь прикоснувшись к истоку жизни через реальность»[Завадская Е.В. Мудрое вдохновение: Ми Фу (1052-1107). -М.: Наука, 1983. — С.7]. Само понятие Дао в истории китайской мысли является наиболее всеобъемлющим. Будучи идейным стержнем, не только всей натурфилософии и онтологии, но и во многом социологии и этики, не говоря уже о научных сферах, это понятие может по праву может быть названо квинтэссенцией философии традиционного Китая[ Дао и даосизм в Китае. – М.: Наука, Глав.ред.вост.лит-ры, 1982. — С.6].
Для художников «вэньжэньхуа» цель искусства – это скачок от относительности бытия к абсолюту, и форма этого скачка – мудрость и вдохновение[陈衡恪《中國文人画之价值》. 香港:中華書局, 1941年. – 92頁 . (Чэнь Хэн Гэ. Значение китайской живописи «вэньжэньхуа». Изд.8. –Гонконг, Книжное изд. Чжунхуа, 1941. – С. 92).]. «Благодаря созерцанию в тишине и молчании можно достигнуть степени высокого вдохновения, и у художника это вдохновение воплощается в зримую форму»[Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв.- М.: Наука, 1976. — С.57 ].
В основе эстетики «вэньжэньхуа» лежат еще два понятия: моци – таинственная сокровенная близость художника с миром, и шэньхуэй – гармоничное созвучие с мирозданием, отзвук на его ритмы и согласованность частей в целостной вселенной, которую вбирает в себя художник, пребывая в центре этой сложной структуры»[ Завадская Е.В. Мудрое вдохновение: Ми Фу (1052-1107).- М.: Наука, 1983. — С.8].
Основные мотивы творчества художники черпали из самых прозаических эпизодов. Каждый момент служит лишь предлогом для изображения красоты и величия природы, окружающей человека[ Sullivan M. The Birth of Landscape Painting in China. The Sui and T’ang dynasties. – California: Univercity of Califonia Press, 1980.- P.58]. Отстраненность, духовная работа, ощущение уединенности бытия давали вдохновение для духа: поиска смысла там, где как будто нет ничего значительного. «Эрудиты» рассматривали акт творчества как экспромт, и тогда понятна ценность произведения, которая заключалась в свежести и непосредственности чувств[ См.Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. -М.: Наука, 1976. — С.62].
Акт творчества у художников всегда ассоциировался с прозрением – раскрытием «духовного ока», а мастерство – с воплощением просветленного духа в образы. Истина раскрывается в простоте творческой идеи[ Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. -М.: Наука, 1975. — C.9]. Живопись вэньжэнь – это своеобразная религиозная игра, цель которой – постичь тайну особой благодати. А в процессе этой игры художник обретает чувство свободы и независимости, и пишет так легко и естественно, словно дует ветер. Кисть следует за интуицией[ См.Завадская Е.В Мудрое вдохновение Ми Фу (1052-1107). -М.: Наука, 1983. — C.12].
Художники «вэньжэньхуа» в своих технических поисках видели основную цель в следующем: своей кистью увековечить мгновения, в следе от кончика кисти отражается отпечаток гармонии жизни. «Жизнь, как она есть в данный момент, неповторимый, быстро уходящий миг, воплощается в живописи, поэтому никакие исправления невозможны»[ Завадская Е.В Мудрое вдохновение Ми Фу (1052-1107). -М.: Наука, 1983. — C.12]. Можно долго готовиться к созданию картины – созерцать натуру, мысленно отбирать сюжеты и образы, прорабатывать ее композицию и приводить себя в необходимое для живописного акта психоэмоциональное состояние. Но само написание картины должно быть одномоментно, с максимально возможной скоростью[ Завадская Е.В. Морфология китайской живописи. //Китай: искусство и государство//. – М.: Искусство, 1973. – С.349]. Поэтому, субъективная сторона искусства, проблемы творческого процесса художника заняли гораздо более значительное место, чем проблема объекта искусства. Постоянно культивируя свою личность с её творческой разносторонностью, духовным богатством, интеллектуальностью, теоретики-эрудиты уже в силу их особого положения в обществе приходили к мысли о своей особой значительности как творцов истинных произведений искусства[ См. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. -М.: Наука,1975. – С.11].
Возможно, именно поэтому художник и теоретик Су Ши Су Шиприходит к выводу, что лишь избранная верхушка «благородных людей», поэты-ученые, поэты-художники могут обладать способностью к истинному творчеству[ Cм.Sullivan M. The Birth of Landscape Painting in China. The Sui and T’ang dynasties. –California: Univercity of Califonia Press, 1980.- P.49]. «Передать форму может каждый, но проникнуть во внутреннюю сущность – на это способен лишь живописец-ученый»[青木正兒. 中華文人畫談. 東京:弘文堂, 1949年. (Аоки Масару. Беседы о китайской живописи «вэньжэньхуа». –Токио, Кобундо, 1949. – P.34)]. Су Ши также считал, что без чисто профессионального умения живописца, без способности передать живые формы природы никакая «невыразимая» идея не может быть воплощена в произведении искусства. Художник-ученый должен отличаться от других также и своим поэтическим даром[ Sullivan M. The Birth of Landscape Painting in China. The Sui and T’ang dynasties. –California: Univercity of Califonia Press, 1980.- P.54]. Только подлинный поэт может понять живопись, а подлинный живописец – поэзию. Именно в искусстве «вэньжэньхуа» возникло гармоничное слияние живописи и поэзии, которое способствовало выражению новых качеств живописных произведений.
Вопрос о выражении художником своих представлений и ощущений теоретики связывают с проблемой творческого вдохновения, особого момента напряжения и подъема душевных сил, когда только и возможно познание, и выражение «идеи» или внутренней закономерности объекта.
В эстетике «вэньжэньхуа» характер изображения определялся созидательной способностью самого художника[ Sullivan M. The Birth of Landscape Painting in China. The Sui and T’ang dynasties. –California: Univercity of Califonia Press, 1980.- P.55]. В теории «эрудитов» живопись впервые была приравнена к искусству каллиграфии, которая еще в древних классификациях причислялась к шести искусствам[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае. -М.: Смысл, 2001. — С.35]. «Тому, кто в совершенстве владел искусством каллиграфии, приписывалась возможность в процессе создания иероглифа гармонизировать весь мир, с которым человек находится в изоморфном соотношении»[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае. -М.: Смысл, 2001. — С.47]. Эта высокая идея искусства каллиграфии была перенесена на живопись.
Еще одна важная, ценная особенность живописи «вэньжэньхуа» заключается в том, что рассматривая с разных точек зрения проблему передачи «истинной сущности» вещей и явлений, художники и теоретики «живописи образованных людей» приходят к мысли, что восприятие требует от зрителя такого же напряжения душевных сил, как от художника. Соответственно их работы предназначаются для тех, кто поймет их без слов[ Sullivan M. The Birth of Landscape Painting in China. The Sui and T’ang dynasties. –California: Univercity of Califonia Press, 1980.- P.56].
В сунское время именно пейзаж и жанр «цветы и птицы» отражали всю сложность наиболее общих мировоззренческих построений, и в сопоставлении они представляли новое, по сравнению с живописью танского времени, соотношение общего и конкретного[ Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М.: Изд.Академии художеств, 1962. – С.54]. В жанре пейзажа изображались горы, воды, и человек, который воспринимался как часть мира, равноценная прочим. Северо-сунский пейзаж – это картина «функционирования» мира через взаимодействие форм изображенной природы, которые составляют взаимодополняющие друг друга темы (горы, вода, пустота, человек и т.д.) и воспринимаются как составляющие мироздания. Единое понимается здесь не как абстрактная общность, а как «конкретная целостность», «актуальная бесконечность, данная средствами конечного»[ Кобзев А.И. Генерализация в классической китайской философии // Народы Азии и Африки, № 5. — М.: Наука, 1986. — С.51].
«Человек Востока своим воображением целиком пребывает в сверхчувственном, или интеллектуальном мире, куда он переносит и природу»[ Шеллинг Ф.В. Философия искусства.-М.:Мысль, 1966. – С.122]. «Средствами бесконечного» она будет передаваться в чаньской живописи[ Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. – С.34]. В жанре «цветы и птицы» отражалась скрытая символика, и многообразные значения, связанные с человеком.
Одним из главных представителей направления «вэньжэньхуа» был художник, поэт, каллиграф, теоретик Су Ши. Личность его восхищает западных и восточных исследователей своей многогранностью. Этот конфуцианский ученый занимал министерские посты, был гениальным поэтом, эссеистом, каллиграфом и художником одновременно[ См. Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. — М.: Российск.гос.гуманит.ун-т, 2007. – С.257] [илл.1]. В изобразительном искусстве Су Ши проявил себя как выдающийся пейзажист. К сожалению, его живописные работы не сохранились до наших дней, но их влияние на мастеров «вэньжэньхуа» было значительным. Он проповедовал свободное творчество, основанное не на скрупулезном исследовании деталей, не на тренировке и практике, а на умении путем интуиции уловить внутреннюю сущность изображаемого предмета. Внешняя форма, по его мнению, – это безжизненная оболочка, а видимый мир – иллюзия, и только подлинными являются духовные ощущения, способные раскрыть человеку истинный смысл вещей. Су Ши высказал идею о задачах живописца, смысле искусства и умения передать в предмете духовное начало мира.
Нельзя не упомянуть о появлении в X-XIII вв. императорской Академии живописи в Кайфыне, в которой утверждаются общие принципы живописи, характерные для всей эпохи: тщательное изучение окружающего мира, природы, стремление не только зафиксировать отдельные ее мотивы, но и передать философское восприятие и понимание мира человеком[ См. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. -М.: Наука, 1976. – С.38]. Одним из ярких представителей был Го Си (1020-1085), он занимал должность наставника искусства в Академии живописи, и считается создателем монументального пейзажа с пространственными соотношениями[См. Самосюк К.Ф. Го Си. -Л.: Искусство, 1978. – С.16]. Именно этот художник сформулировал принцип «трех далей», который является «всеобъемлющим объяснением особенностей взаимосвязи многочисленных частей изображения, не строго соотнесенных между собой масштабно»[Watson W. Style in the Arts of China. – New York: Universe Books, 1974. – P.87]. Он определяет нефиксированность позиции зрителя, который при восприятии свитка включается в общее для всего изображения движение всех частей мира, наблюдая его в подробностях с высоты птичьего полета, и приобщаясь к его универсальности.
Важную роль в пейзаже играют живописные пустоты, которые органично включены в общую структуру изображения, сюжетно обусловлены, то есть могут быть «прочитаны» в общей системе природных проявлений как атмосферные явления, водные глади, долины. При этом эти пустоты используются как элементы пространственного построения для соединения различных частей изображенного мира[ Watson W. Style in the Arts of China. – New York: Universe Books, 1974. – P.88]. Пустота в китайской культуре всегда ассоциировалась с принципиально непроявленным истоком существования мира – Дао[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае. -М.: Смысл, 2001. — С.29].
Основное внимание в величественных монохромных пейзажах Го Си Го Сиуделено световоздушной среде, в изображении которой художники сунского времени достигли высокого совершенства [илл.2][ Sullivan M. The Birth of Landscape Painting in China. The Sui and T’ang dynasties. –California: Univercity of Califonia Press, 1980.- P.64]. Пустое пространство, оставленное справа и слева , позволяет художнику осуществить «прорыв вдаль», чтобы еще сильнее подчеркнуть потенциальную динамичность, статичность каменных форм [См. Cahill J. La peinture chinoise. –Geneve: Skira (Tresors de l’Asie), 1977. – P.194].
К концу Северо-сунского периода в живописи Го Си был найден вариант изображения природы, наиболее отвечающий представлениям китайцев о функционировании мироздания. Когда все составляющие нашли свое место в изображенном мире, традиция монументального пейзажа исчерпала себя. Широкая картина мира начала постепенно сворачиваться, и тогда появилась предпосылка к появлению новых изобразительных форм[См. Самосюк К.Ф. Го Си. -Л.: Искусство, 1978. – С.17].
В конце Северо-сунского периода в связи с изменениями эстетических воззрений, новыми представлениями о социальном статусе художника и человеческой личности возникло творчество «образованных людей». «Образованные», или «вэньжэньхуа» противопоставляли себя Императорской Академии живописи, а занятие живописью воспринималось как досуг[ Глухарева О. Н. Изобразительное искусство Китая.-М.: Изогиз, 1956. – С.134]. Мир их свитков, в отличие от мира монументального пейзажа, есть некий набросок самого общего впечатления от реального мира, отражение собственно творческой способности художника, которая и является основным источником возникновения изображения[Watson W. Style in the Arts of China. – New York: Universe Books, 1974. – P.88]. В живописи «вэньжэньхуа» в конце Северо-сунского периода произошло открытие выразительности как внешнего свойства по отношению к изображению природных форм. Выразительность в живописи стала воплощением созидательной способности человека. На техническом уровне это нашло отражение в активном использовании живописных штрихов, точек «дянь», широкое применение которых закрепило экспрессивные аспекты создания пейзажа. Точки «дянь» стали одной из главных форм воплощения выразительных свойств изображения[См. Cahill J. La peinture chinoise. –Geneve: Skira (Tresors de l’Asie), 1977. – P.198].
Не менее значительный художник периода Сун – Ми Фэй (1051-1107), теоретик, художник, каллиграф, поэт, считал себя не профессионалом, а дилетантом, и высказывался против детального следования натуре. Ми Фэй считается также одним из основоположников направления «вэньжэньхуа»[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII вв.) в Китае. — М.: Смысл, 2001. — С.34].
Ми Фэй развивает идеи понимания воздушной и пространственной сферы, о поэтическом восприятии мира как огромного пространства, наполненного воздухом. В пейзаже «Весенние горы и сосны» Ми Фэя (Ми Фу) [илл.3] – лишь несколько мягких серо-голубых горных вершин, которые выступают из дымки золотисто-розового плотного тумана[ Культура и искусство феодального Китая: Путеводитель по выставке. – Л.: Гос. Эрмитаж, 1939. – С.9]. По контрастному сопоставлению с первым планом можно представить их высоту. Хижина и сосны на скалах, очерченные четкими линиями, словно вырываются из мягкого туманного пространства. Мастер намеренно избегает графической остроты линий в обрисовке далей, где все подчинено живописному, так называемому «бескостному» методу передачи предметов. Этот пейзаж, с мастерски исполненной световоздушной перспективой, лаконичен. Все его картины мягки и лиричны, и природа полна гармонии, спокойствия и умиротворенности. Художник использовал лишь один вид живописных штрихов, названных позже исследователями «точками Ми»[ См. Sullivan M. The Arts of China. – Berkley and Los Angeles: Univ. of California Press, 1979. – P.162]. Быстрый темп нанесения их на изобразительную поверхность делал данный вид живописных штрихов более подходящим для воплощения «выразительных» аспектов процесса создания свитка, нежели для воспроизведения структуры изображаемых на втором плане гор, которые передавались в виде силуэтов». В композиционном построении важное место занимала живописная «пустота», которая не была частью природного мира в свитке, а несла след созидательной способности человека[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII века) в Китае. -М.: Смысл, 2001. — C.39]. «Произведения Ми Фэя не столько выражают философскую и субъективную основу его идей, сколько подлинную поэзию реальных чувств, навеянных образами живой природы, глубоко гуманистические идеалы времени, присущие всему пейзажному искусству сунского периода в целом»[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII века) в Китае.- М.: Смысл, 2001. — C.41].
Ми Фэй создал свое направление в искусстве средневекового Китая. Ему подражал его сын Ми Южэнь и многочисленные живописцы позднее, усвоившие его мягкую текучую манеру, где пятна туши имеют большее значение, чем линии и контуры. Вместе с тем, теоретические позиции художника, противоречащие установкам Академии, не приводили его к расхождению с общей линией развития живописи, что свидетельствует о внутреннем духовном родстве его образов с картинами других живописцев этого времени (Су Ши, Го Си, Ма Юаня [илл.4], Ся Гуя)
[ См. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. -М.: Изобр. иск., 1972. – C.90].
Общение с подлинными творениями искусства, ощущение глубокого духовного родства с лучшими людьми прошлого – вот смысл жизни, по Ми Фэю. «Любить прекрасные произведения и дорожить мудрецами не устает мое сердце» – писал он[ См. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение: Ми Фу (1052-1107). -М.: Наука, 1983. — C.8]. Стиль Ми Фэя породил большое количество подражателей. Его работы изучали и копировали такие художники как Вэнь Чжэньмин (1470-1559), Ван Цзянь (1598-1677), Ван Хуэй (1632-1717).
На юге Китая направление «вэньжэньхуа» формировалось вне рамок Академии живописи, где в основу развития пейзажной живописи в XII веке была положена традиция пейзажной композиции Ли Тана, который изменял Северо-сунский академический стиль изображения природы. Художники «эрудиты», в отличие от академистов, в основном изображали бамбук, цветущую сливу и цветы, птицы в своих произведениях. С ними стали связывать представления о совершенном человеке, характерные для направления «вэньжэньхуа»[ Bush S. The Chinese Literature on Painting. –Cambridge: Harvard Univers. Press, 1971. – P.81]. К концу Южно-сунского периода пейзажный жанр касался в основном творческого наследия Ми Фэя. Его манера была основой для живописи «эрудитов» как на севере, так и на юге Китая, особенно в начале XII века[ См. Осенмук В.В. Чань-буддийская и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII века) в Китае. -М.: Смысл, 2001. — C.38].
В XII-XIII веках влияние идей о том, что живопись служит не для изображения объектов внешнего мира, а для выражения индивидуальности художника обусловило распространение технических особенностей живописи «вэньжэньхуа»[ Sullivan M. Symbols of Eternity. The Art of Landscape Painting in China. –Standford: Clarendon Press, 1979. – P. 84]. Идея о назначении искусства выражать чувства человека, прежде всего, связана с поэзией. Важным завоеванием «эрудитов» было утверждение этой роли и за живописью. Взаимопроникновение живописи и литературы происходило и ранее на различных этапах развития китайской культуры, но именно в живописи «вэньжэньхуа» возникло их органичное слияние, давшее импульс для нового качества выразительности художников[ Sullivan M. Symbols of Eternity. The Art of Landscape Painting in China. – Standford: Clarendon Press, 1979. – P. 84].
В живописи «эрудитов» использовались изобразительные средства монохромной живописи, с помощью которых наиболее четко мог быть отражен процесс создания изображения, то есть экспрессивные проявления творческой активности художника, которые стали теперь наиболее важными. Это техники «брызганной туши» (помо), «мокрой туши» (цяо-мо) и концентрированной туши (ци-мо), а также живописные штрихи под названием «точки Ми»[ Cohn W. Chinese Painting. – London:Phaidon press, 1948. – P. 35].
В пейзажах «эрудитов» повышение самоценности выразительности изобразительных средств способствовало также появлению стилизаторских тенденций.
Ми Фэй, Су Ши (Су Дун-по) с помощью своих формальных разработок живописных средств с помощью туши создают монохромную живопись «шуймо»[ См. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. -М.: Наука, 1976. – C.57]. Простота, непритязательность и вместе с тем необычайная свобода в создании пейзажных мотивов, выполненных как бы эскизно, стилем сеи («писать идею»), скупо, лаконично, одной тушью, обогатили и творчество художников, служивших в Академии живописи[ См. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. -М.: Наука, 1976. – C.63]. В это же время в живописи получили распространение так называемые тиба – надписи или эпиграммы, которые становятся отличительной чертой творчества художников-поэтов направления «вэньжэньхуа». В поэзии и живописи сунского времени достигнуто единство изображения и слова. Поэзия связана с трактатами художников, композиционная структура подчинена пространственному и каллиграфическому решению живописного свитка. Каллиграфическое исполнение иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание картины, но и в сочетании друг с другом придавали ей особую законченность[ См. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. -М.: Изобр. иск., 1972. – C.90].

Чердакова Ольга Игоревна

Роль китайской традиции в японской живописи «бундзинга» XVIII – первой половины XIX вв.М. 2016.

Цветы и птицы в Китае сун

Живопись цветы — птицы. Досунский период
В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы».
В X веке  он приобрел особое значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций. Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями.

Три мастера — Хуан Цюань (903-965), его сын Хуан Цзюцай (Huang Jucai) (933-993)

и Сюй Си (886-975)- являются наиболее известными представителями популярного жанра «цветы–птицы», и их влияние на художников династии Сун и мастеров более поздних периода велико.

Сюй Си (Xu Xi 徐熙 937- 937) работал во время Пяти династий (907-960)
Он — один из величайших мастеров жанра «цветы и птицы». Мастер писал многочисленные мотивы вольной природы: водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения, включая свои изображения в воздушную среду. Покрывая светлыми прозрачными красками, нанесенные тушью контуры, акцентированные красной подсветкой по краям, он придерживался свободной манеры.

Чжао Чан. Бабочки, кузнечик и водные растения. Свиток. Тушь и краски по бумаге. Гугун, Пекин.
Чжао Чан. Бабочки, кузнечик и водные растения. Свиток. Тушь и краски по бумаге. Гугун, Пекин.

Чжоу Чан (Zhao Chang) был придворным художником. О его жизни известно очень мало. Работал в конце X — начале XI веков. Следовал стилю «сешэн» (буквально — «писать жизнь»). По утрам он выходил в сад и внимательно рассматривал цветы стараясь запомнить все особенности их вида и строения.

О его работах пишут:
«В техническом смысле живопись Чжао принадлежала традиции идущей от Сюй Чунсы, внука Сюй Си, продолжившего и развившего манеру своего прославленного деда, но отказавшегося от некоторых его принципов. Он отказался от жёсткого контура, то есть от тщательной обрисовки тушью, от жёсткого рисунка, который доминировал в картине, и более прилагал усилия для придания естественной окраски, густо накладывая пигменты мазками разного оттенка. Это придавало предметам более естественный вид, однако вызывало недовольство поклонников традиции, основанной на ясном рисунке предметов тушью. В частности, Го Жосюй (XI в.) сетует представителям этого стиля, что «кисть у них слабая, одухотворённость малая и стремятся они только к успехам в наложении краски», хотя, в другом месте хвалит Чжао Чана за то, что «… в передаче цвета долгое время ему не было равных». Критик также отмечает, что Чжао прекрасно удавались травы и насекомые, но в нарисованных им деревьях «не было жизненного смысла».1.

Чжао Чан. Желтые розы и пчелы, розовые розы и осы
Чжао Чан. Желтые розы и пчелы, розовые розы и осы

Метрополитен Музей
Чжао Чан. «Эскиз бабочек»
Чжао Чан. «Эскиз бабочек»

Пекинский Национальный дворец-музей

Чжао Чан Бамбук и бабочки
Чжао Чан Бамбук и бабочки

Чжао Чан Бамбук и бабочки. Дыня. Фрагмент
Чжао Чан Бамбук и бабочки. Дыня. Фрагмент

Токийский национальный музей

Чжао Чжан Бабочки и бамбук. Фрагмент
Чжао Чжан Бабочки и бамбук. Фрагмент

Цуй Бо (1050 — 1074 ) — один из ведущих китайских художников династии Северная Сун. Цуй Бо вошел в историю китайской живописи как выдающийся мастер «хуа няо» в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые»
(цинь — няо) и «живопись бамбука » ( чжу ) . Любимыми объектами внимания художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры — ива и бамбук, хотя он обращался также к другим подобным образам. Цуй Бо, досконально знал привычки многих живых существ, что позволяло ему творить в «необузданно — свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем его предшественники. Цуй Бо
Цуй Бо (Cui Bai) (960–1279) — один из ведущих китайских художников династии Северная Сун (1050 — 1074 ).
Он работал во времена правления Жэнь-цзуна (30 мая 1010-30 апреля 1063), четвертого императора династии Северная Сун (правил 23 марта 1022-30 апреля 1063). Примечательно, что его вице-министром был выдающийся поэт Оуян Сю (Ōuyáng Xiū) (1007 — 1072).1.
Оуян Сю
Он считался воздержанным и лояльным императором.1.
Цуй Бо (Цуй Бай) родился в китайской провинции Аньхой.
2-я половина XI века — много работал почти во всех существовавших тогда жанрах; в частности, в жанре «цветы и птицы» написал такие шедевры, как «Замерзшие воробьи», «Бамбук и чайка», «Дикий гусь и тростник».
1060-е — стал членом императорской Академии живописи, где до этого обучался.
1060–1070-е — по поручению императора участвовал в оформлении даосского святилища.
1068 — расписывал ширмы для императорской резиденции; позже вышел в отставку, но продолжал брать заказы двора.
1074 — умер в Хаоляне, в провинции Аньхой.2.

Цуй Бо вошел в историю китайской живописи как выдающийся мастер «хуа няо» в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые» ( цинь — няо ) и «живопись бамбука » ( чжу ).
Любимыми объектами внимания художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры — ива и бамбук, хотя он обращался также к другим подобным образам. Цуй Бо, досконально знал привычки многих живых существ, что позволяло ему творить в «необузданно — свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем его предшественники.

Судя по сохранившимся картинам Цуй Бо, а их известно около десяти, он владел различными живописными техниками и пользовался разнообразными стилистическими приемами. Так, свиток «Дикий гусь и тростник» довольно точно следуя стилистике Хуан Цюаня, отличается детальной прорисовкой натуры, красочностью цветовой гаммы и общей декоративностью. Совсем по -другому решена монохромная картина «Замерзшие воробьи», которая в эскизной манере изображает стайку замерзших птиц, которые примостились на обнаженной ветке.

Наибольшей популярностью пользуются две работы Цуй Бо, находящиеся в коллекции Национального дворцового музея (г. Тайбэй): «Бамбук и чайка» и «Пара соек», другое ее названием «Две сойки, что ругают зайца».

В первой из них изображен момент приближения бури: высокие стебли бамбука гнутся под порывом ветра, преодолевая его упорно движется белая птица, внешне больше похожая на цаплю, чем на чайку (поэтому эта картина еще называется «Бамбук и цапля»). Эффект движения птицы навстречу ветру достигается с помощью нескольких художественных приемов: за счет цветового контраста между ее фигурой и стеблями бамбука с длинными листьями, развивающихся по ветру, а также благодаря оригинальному композиционному решению, при котором птица изображена летящей на зрителя и показана на фоне глубокого пространства, что создает впечатление ее перемещения с нижней левой части свитка, где и расположен рисунок, в самый центр художественного пространства.

Вторая картина отличается жизнерадостным и несколько насмешливым взглядом на мир. На свитке и изображены две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над испуганным зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви.

Во что пишет о жанре «Цветы-птицы» и художнике Цуй Бо автор статьи журнала «Вокруг света»
Жанр «цветы и птицы» — древний и почтенный. Он оформился в X веке, хотя такие сюжеты в китайской живописи встречались еще раньше, в эпоху Тан (618–907 гг.). Приятными глазу камерными пейзажами с удовольствием украшали интерьеры и император, и его подданные.

Однако такая живопись никогда не была чисто декоративной. Написанное признанным мастером произведение — всегда «слоеный пирог» из смыслов. Во-первых, цветы, деревья, птицы и животные, соответствующие системе традиционных китайских символов, изображались для привлечения удачи и прочих благ. Но были и более глубокие пласты. По выражению востоковеда Надежды Виноградовой, этот жанр — «одно из самых тонких проявлений средневекового пантеизма, связанное с обожествлением и поэтизацией природы». С точки зрения даосизма гармония мира строится на взаимодействии женского и мужского начал, инь и ян, и это видели в Китае, например, в продуманном соотношении пустых пространств и цветовых пятен, динамике и статике линий. В написанной на шелке частице природы отражались вселенские законы.

Но и это еще не все. Живопись выполнялась на злобу дня. Современники художников видели на полотнах политическую сатиру, выражение солидарности единомышленникам или призыв возродить те или иные добродетели, которыми общество стало пренебрегать.

Искусствоведы считают, что именно такой смысл вложил в шедевр XI века «Сороки и заяц» его создатель Цуй Бо (или Цуй Бай). В пейзаже с благопожелательной символикой американская исследовательница искусства Китая Альфреда Мерк увидела реакцию художника на скандал при дворе, случившийся в начале 1060-х годов. Красавица Янь Гуо — дочь императора Жэнь-цзуна — стала предпочитать нелюбимому мужу общество евнуха. Когда принцесса заметила, что свекровь шпионит за ней, то пришла в ярость и обратилась к своему отцу-императору с обвинениями в адрес супруга. Император сначала удалил из столицы мужа Янь Гуо, но потом вернул, а выслал евнуха, которого подозревали в связи с принцессой.
Семейный конфликт получил широкую огласку. Придворные порицали принцессу за распущенность, а правителя — за неспособность контролировать собственную семью. Художник Цуй Бо, по мнению исследовавшей его творчество Мерк, тоже осуждал дочь императора, но сочувствовал евнуху, пострадавшему из-за ее легкомыслия. И зашифровал свое отношение в живописи.

Цуй Бо. Воробьи зимой. Вторая половина XI века, чернила и краски на шёлке.
Цуй Бо. Воробьи зимой. Вторая половина XI века, чернила и краски на шёлке.

Две сороки. Название птицы на мандаринском диалекте означает «птица счастья», поэтому сорока — символ благополучия и любви. Словосочетание «две сороки» созвучно благопожелательной формуле «двойное счастье», которую связывали с гармоничным супружеством.
Заяц. Считался символом долголетия. В фольклоре связывался с гендерными девиациями. Поэтому в использовании символа видят намек на человека неопределенного пола — евнуха, внесшего разлад в семейную жизнь императора.
Бамбук. Символ мудрого, благородного человека, выдерживающего невзгоды жизни так же стойко, как бамбук переносит зиму.
Терновник. По мнению Мерк, колючий кустарник символизирует конфуцианскую категорию «ничтожного человека», приземленного и ограниченного, противопоставленного «благородному мужу». Цуй Бо изобразил одну из ветвей терновника указывающей на зайца, намекая на происки низких людей и их жертву.

В символике фэн-шуя (китайского искусства благоустройства дома) цапля — очиститель от скверны и защита от нечисти. Цапля используется как охранитель домашнего очага, родовых традиций и обычаев.
С другой стороны, Цапля символизирует приход весны и изменений в жизни, поэтому способствует в качестве талисмана благоприятным переменам.
Талисман помогает привлечь в дом счастье.
*Цапля, приносящая змею в корм своим птенцам, как талисман специализируется на охране и заботе о детях.
*Цапля, летящая с камнем, зажатым в лапах (для увеличения веса, чтобы не унесло слишком далеко от цели полета), — талисман путешественников (в самом широком смысле), позволяющий им не сбиться с пути.
*Цапля, держащая в одной лапе камень и стоящая на другой ноге с втянутой шеей, — символ бдительности.
Цапля — солнечная птица, поэтому размещение фигурки или рисунка в комнате на солнечной стороне предпочтительнее иного, так как активизирует талисман к действию. Такую же роль играет близость воды — аквариума, фонтанчика или вазы с водой, Размещение цапли в гнезде (пусть даже символическом), также стимулирует работу талисмана: птица будет прочно «связана» с вашей квартирой и, естественно, будет проявлять заботу о своем «гнезде».3.

Цуй Бо. Бамбук и цапля
Цуй Бо. Бамбук и цапля

1. https://zh.wikipedia.org/wiki/%E5%AE%8B%E4%BB%81%E5%AE%97
2. Тайная жизнь птиц: камерная и декоративная китайская живопись https://www.vokrugsveta.ru/articles/tainaya-zhizn-ptic-kamernaya-i-dekorativnaya-kitaiskaya-zhivopis-id649802/
3.http://bogenadia.blogspot.com/2015/07/blog-post_16.html
Цуй Бо «Две сойки, недовольные зайцем». Около 1061г.
Цуй Бо «Две сойки, недовольные зайцем». Около 1061г.

На свитке «Заяц и две сойки» и изображены две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над испуганным зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви.

Художник Лю Кай создал одно из самых лучших изображений рыб, плавающих на фоне опадающих (около 1075).
рыба3 liu-cai
Рыбы, плавающие среди опадающих цветов. Лю Кай

Хуэй-цзун (кит. 宋徽宗, 7 июня 1082 — 4 июня 1135) — восьмой император династии Сун, художник, каллиграф, музыкант, мастер чайной церемонии. Увлечение искусствами привело его к небрежению государственными делами и катастрофе: империя потеряла свои северные владения, Кайфэн, одна из величайших столиц мира, был разграблен. Пленение императорского дома положило конец истории Северной Сун.

Живопись эпохи сун

Неизвестный художник Цветы Ли Сун (李嵩, 1190 — 1230) — китайский придворный художник времён Южной Сун.
Ли Сун родом из Ханчжоу( провинция Чжэцзян) художник работавший в период Южной Сун. Он был хорош в живописи цветов и изображения обычной жизни в сельской местности и городах. В работе «Цветочная корзина» цветы изображены мелкими, тонкими мазками в богатой цветовой гамме. Здесь и осенние подсолнухи, и жасмин,и лилии, и магнолии, и гранаты, и пионы и другие цветы. Цвета великолепны, картина излучает веселье. Это блестящий натюрморт в стиле «цветы-птицы».
Хуан Цзюцай Huang Jucai

Императорская Академия Ханьли́нь была создана в VIII веке. Она находились под прямым управлением имперского правительства. Художники академии пользовались теми же привилегиями, что и литературные чиновники при дворе, носили официальные костюмы и получали зарплату от имперского правительства. Академия собирала лучших художников страны. В их задачи входило рисовать портреты знати, а когда происходили важные общественные события, от них требовалось изображать их на картинах. Эти мероприятия помогли улучшить навыки художников. Среди известных художников этого периода — художники жанра»цветы-птицы» Хуан Цюань и Хуан Цзюцай из Шу (908–925), а также художники-портретисты Цао Чжунсюань, Чжоу Вэньцзю и Гу Хун из Южный Тан (947–958).1.

Хуан Цзюцай (933 — после 993) уроженец города Чэнду провинции Сычуань. Хуан Цзюцай был младшим сыном Хуан Цюань, который служил придворным художником династий Поздний Шу и Северная Сун. Отец и сын были одними из ведущих художников своего времени, и их работы установили критерии совершенства в живописи птиц и цветов в Императорской академии живописи Сун

Как и его отец Хуан Цюань, Хуан Цзюцай был очень плодовитым художником. Как упоминается в каталоге 1120 г. Сюаньхэ Хуапу 332 его работы находились в коллекции императора Хуэйцзуна, из которых сохранились лишь немногие.

Синяя сорока и колючие кусты (山 鷓 棘 雀 圖)
Хуан Цзюцай (黃 居 寀, 933-?), Династия Сун (960-1279)

Свиток, тушь и цвета на шелке, 97 x 53,6 см, Национальный дворец-музей, Тайбэй

Череда известных художников жанра «птицы-цветы» появилась, начиная с периода пяти династий. Хуан Цюань (黃 筌) из Сычуани унаследовал технические приемы времен династии Тан и сохранил их достоинства. Его сын Хуан Цзюцай служил под началом Сун и от имени императора искал известные картины, поэтому манера Хуан стала преобладать в ранней Северной Сун. «Синяя сорока и колючие кусты» умело объединяет позы птиц в сцену из природы, чтобы создать соответствующее ощущение движения. Узорчатый декоративный эффект картины сохраняет традиции архаической простоты и великолепия живописи с птицами и цветами времен династии Тан. К более архаичным методам, используемым здесь, относятся протирание наклонной кистью, пропитанной темной тушью, для моделирования поверхностей скал, цветной тушью, придающей твердость колючим ветвям, и техникой смывки киноварью для изображения заостренной живой изгороди из листьев папоротника, бамбука, клюва и когтей сороки. 2.

Хуан Цзюцай. Голубая сорока и колючие кусты
Хуан Цзюцай. Голубая сорока и колючие кусты

Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов «40.3.

Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов "40. Пионы"
[caption id="attachment_19566" align="aligncenter" width="1080"]Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов 40 Бабочка и растение Хуан Цзюцай, Книга цветочных эскизов «40 Бабочка и растение
. Пионы»[/caption]

а.Академия Ханьли́нь (кит. упр. 翰林院, пиньинь Hànlín Yuàn, буквально: «Лес кистей») (738—1911) — учреждение в императорском Китае, выполнявшее функции императорской канцелярии (её члены часто были советниками императора), комитета по цензуре и литературе, идеологического комитета, высшей школы управления, библиотеки и др. Среди важнейших задач академиков была официальная интерпретация конфуцианских классических сочинений, на основе которой оценивались экзаменационные сочинения соискателей высоких государственных должностей.Академия Ханьлинь была основана танским императором Сюань-цзуном в VIII веке.

Академия стала мощным очагом развития науки и культуры. Она объединила многочисленные департаменты (юани), каждый из которых охватывал какой-либо цикл наук или область культуры, собрала вокруг себя высокоодаренных ученых, литераторов, мастеров изобразительного искусства. Генеральная академия, служившая воле императора и двора, была своеобразным орудием политической власти, и своеобразным инструментом по подготовке научных кадров и координационным центром исследовательской работы. В Генеральной академии занимались вопросами политики, экономики, медицины, астрономии, юриспруденции, преподавали языки, литературу, каллиграфию, живопись, графику, музыку. В 738 году уже был создан ряд департаментов, в которых служили чиновники, объединенные одинаковыми профессиональными интересами.
1.http://www.asean-china-center.org/english/2010-06/28/c_13372943.htm1.
2.http://www.chinaonlinemuseum.com/painting-huang-jucai-blue-magpie.php
3.https://inf.news/en/culture/5c1fc16708d92642d6674a253d2a7291.html

Даосский бессмертный Люй Дунбинь

Даосские пейзажи часто изображают достоинства мира природы как примеры для человека. В «Дао дэ цзин» (Даодэцзин), традиционно приписываемом Лао-цзы, старшему современнику Конфуция, автор напоминает уроки, которые можно извлечь из книги Дао Дэ Цзин главы LXIV:

Что покоится, то легко удержать.
Что еще не проявилось, то легко упредить.
Что хрупко, то легко разбить.
Что мелко, то легко рассеять.
Действуй там, где еще ничего нет.
Упорядочивай там, где еще не разладилось.
Дерево толщиной в обхват вырастает из крошечного ростка,
Башня в девять этажей начинается с комка земли.
Путь в тысячу ли начинается с одного шага.
Перевод Малявина В.В.

Неизвестный художник. Даосский бессмертный Лю Дунбинь пересекает озеро Дунтин анонимный художник династии южной Сун. Веер, тушь, шелк. Собрание Музея изящных искусств в Бостоне
Неизвестный художник. Даосский бессмертный Люй Дунбинь пересекает озеро Дунтин анонимный художник династии южной Сун. Веер, тушь, шелк. Собрание Музея изящных искусств в Бостоне

1.Даосский бессмертный Люй Дунбинь пересекает озеро Дунтин в живописи

Даосский бессмертный Люй Дунбинь пересекает озеро Дунтин анонимный художник династии южной Сун. Веер, тушь, шелк. Собрание Музея изящных искусств в Бостоне. Специальный китайский и японский фонд.

Эта картина периода династии южной Сун (1127–1279), созданная анонимным художником, изображает даосского бессмертного Ло Дунбиня, одного из знаменитых восьми бессмертных. Люй жил во времена династии Тан (618-906 гг.). Он был специалистом по даосским медитативным техникам и почитался как целитель и экзорцист, а также как прорицатель. Он был искусным фехтовальщиком. Его магический меч, «сине-зеленая змея», часто изображается как личный атрибут на его изображениях. Как ученый, он прославился своей поэзией и каллиграфом.

Люй Дунбинь часто изображается рядом с павильоном Юэян с видом на озеро Дунтин в провинции Хунань. Лу часто приходил сюда, чтобы выпить вина, и именно здесь он встретил духов сосны и ивы. Луй был одним из самых известных и популярных бессмертных даосов. 1.

2.Люй Дунбинь
Люй Дунбинь является одним из восьми бессмертных великих даосских патриархов. Он часто рассматривается как мифологический образ в фольклоре, на самом деле Люй был реальным человеком.
Люй родился в 798 году, в период династии Тан. С самого детства он любил читать и обладал выдающейся памятью. Будучи подростком, он мог свободно воспроизвести любой отрывок из множества прочитанных им книг. Хотя многие рассматривали его как потенциального кандидата на должность правительственного чиновника высокого ранга, Люй дважды потерпел неудачу на экзамене на государственную службу. При династии Тан экзамен проводился при императорском дворе в столице Чанъань. Согласно даосским историям, ему удалось пройти десять тестов, прежде чем он был принят даосским мастером в ученики и встал на истинный путь самосовершенствования. Эти десять тестов описаны ниже.

Вернувшись из долгого путешествия, Люй узнал, что все его любимые близкие умерли. Без печали или раскаяния Люй стал готовиться к их похоронам, но неожиданно они все ожили.

На рынке покупатель отдал Люю только половину денег и забрал товар. Люй не рассердился и позволил ему уйти.

Утром после наступления китайского Нового года нищий, получивший от Люй милостыню, оказался жадным и продолжал, ругаясь, требовать ещё больше. Люй ответил на это лишь улыбкой.

Когда Люй был пастухом, то встал на пути у голодного тигра, чтобы защитить овец, которых он пас. Тигр ушёл, не тронув Люя.

Однажды Люй несколько раз отказал в сексуальных притязаниях прекрасной женщине, когда по доброте душевной оставил её на одну ночь в своей маленькой хижине в горах.

Вскоре после того, как его обокрали, и он потерял все свои ценности, Люй нашёл золото в поле, но не тронул его, а сделал вид, что ничего не видел.

Как только Люй узнал, что бронзовая утварь, которую он купил на рынке, на самом деле была сделана из золота, он тут же вернул её владельцу.

Сумасшедшего вида даос обещал любому, кто примет его лекарство, немедленную смерть или получение Дао после перевоплощения. Никто, кроме Люя, не подошёл к нему и не принял лекарства. Однако Люй не умер.

Когда лодка Люя из-за сильного шторма на реке стала наполняться водой, он совсем не беспокоился о жизни и смерти.

Когда призраки и монстры появились в комнате, где медитировал Люй, он оставался спокойным. Призраки стали утверждать, что Люй обязан им жизнью в своей предыдущей жизни и угрожали убить его. Люй спокойно ответил: «Если это правда, тогда пусть будет по-вашему». В тот же момент все дьяволы внезапно исчезли, и появился даосский мастер, который сказал: «Теперь ты готов отправиться в путь». В конце концов Люю удалось завершить своё самосовершенствование.

Существует множество легенд и историй о Люе. Многие знают его как главного героя в рассказе «Сон и жёлтое просо»: «Однажды образованный и амбициозный человек уснул на подушке в гостинице, в то время как даос готовил для него блюдо из жёлтого проса. Проснувшись, он отправился сдавать экзамен на государственную службу и благодаря отличной оценке был назначен правительственным чиновником.

Позже он стал премьер-министром и жил счастливо в своём доме с красивой женой и двумя детьми. Однако вскоре его оклеветали несколько завистливых служителей монастыря, и он впал в немилость у императора. Его отправили в ссылку, от него ушла жена, а его дети умерли. В такой тяжёлой ситуации он остался один и находился на грани смерти…

Тут он проснулся и обнаружил, что всё ещё находится в гостинице, а жёлтое просо ещё не приготовлено. Глядя на улыбающегося даоса, он вдруг понял, что это был лишь сон. Тогда он решил стать последователем даосизма».

Этот рассказ показывает нам эфемерность человеческой жизни, её непрерывное изменение от славы и богатства к нищете и беспомощности.

1.https://en.wikipedia.org/wiki/Taoist_art

2.https://www.epochtimes.ru/content/view/76985/86/

Лунмэнь

Пещерный комплекс Лунмэнь

В 494 г., когда императорский двор переехал в Лоян, начались работы по строительству нового пещерного комплекса Лунмэнь неподалеку от городских стен. Свыше 2000 пещер, зачастую огромных, были высечены в скалах вдоль реки, в том месте, где она образует узкий каньон (отсюда и название Лунмэнь — Врата дракона).

Гроты Куньмин Сишань Лунмэнь расположены на скале Луохань в Сишане, город Куньмин, провинция Юньнань, Китайская Народная Республика, и включают в себя три части: старую каменную комнату, пещеру Циюнь и павильон Датянь.

Гроты Лунмэнь были впервые раскопаны в период Цзяцзин династии Мин и расширены во времена династии Цин.

Старая каменная камера: Это самая ранняя из раскопанных пещер.

Пещера имеет ширину 3,14 м, глубину 2,72 м и высоту 2,7 м. Она имеет прямоугольную форму. На стене пещеры выгравированы стихи, 8 квадратных табличек с заслугами и деяниями, а на вершине пещеры находится рельефная скульптура Королевской Книги Феникса, которая отсылает нас к «Реке Сяньту» Желтого Императора. Королевская книга Феникса».
Пещера Циюнь : раскопана в период Цяньлун династии Цин, пещера имеет ширину 5,22 метра, глубину 3,14 метра и высоту 2,8 метра. В пещере находится каменная статуя Богини Милосердия высотой 0,82 метра.
Павильон Датян : состоит из двух частей: площади ворот и грота. Грот имеет ширину 4,2 м, глубину 2,35 м и высоту 2,3 м. В оригинальной скале высечены статуи Куйсина , императора Вэньчана и Гуань Шэна . Площадь ворот Лунмэнь имеет высоту 2,83 м и ширину 1,55 м. Она расположена на скале высотой более 2300 м и на 414 м выше озера Дяньчи.

Лунмэнский комплекс включает не менее 97 300 статуй Будды, бодхисатв и небесных стражей, высота которых варьируется от 2 см до 17 м, и несколько пагод и столбов с 3608 надписями.

Древнейшие пещеры, высеченные до Суйской эпохи, своей архитектурой и художественной стилистикой напоминают пещеры в Юньгане. Пещеры, созданные при Суйской и Танской династиях, отличает более зрелый стиль, уже свободный от влияний индийского и центрально-азиатского искусства, в силу чего их можно смело считать чисто китайскими памятниками.
Наиболее интересен Фэнсяньский храм, высеченный в 672-673 гг, по приказу императора Гао Цзуна и императрицы У Цзэтянь. Лишенный некогда покрывавшей его деревянной крыши и открытый небу, он имеет длину 35 м. Центральное место в архитектурной композиции храма занимает колоссальная статуя Будды высотой более одиннадцати метров, чьи округлые формы легко угадываются под ниспадающим складками одеянием.

Исполненный невозмутимого спокойствия Будда сидит на троне в форме цветка лотоса с тысячей лепестков. Каждый лепесток символизирует отдельную вселенную со своим Буддой, который, в свою очередь, заключает в себе другие вселенные. Это Вайрочана, Будда Бесконечного света, первопринцип, породивший все живое.

Вайрочана. Лунмэнь
Вайрочана. Лунмэнь

По обеим сторонам от него верные ученики и два бодхисатвы. Грозные пары небесных стражей выстроились вдоль стены. Локапала, изображенный попирающим демона, поддерживает жертвенную пагоду — символ севера.

Все эти пещерные храмы, вековые свидетели религиозности китайского народа, знали времена величия и упадка. Последние годы к ним повысился интерес как ученых, так и общественности всего мира. Началась реставрация памятников. И они снова обрели своей первозданный вид.

Луньмэнь. Бодхисатва
Луньмэнь. Бодхисатва

Доу Му — даосская богигня созвездия Северного Ковша.

Статуя Доуму в гротах Лунмэнь в Сишане, город Куньмин, провинция Юньнань
Статуя Доуму в гротах Лунмэнь в Сишане , город Куньмин , провинция Юньнань

Использованы материалы в том числе из книги:
Маурицио Скарпари. Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. М.: АСТ; Астрель. 2003.Маурицио Скарпари
Древний Китай.
Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан.
// М.: АСТ; Астрель. 2003. 292 с.
ISBN 5-17-020734-4; ISBN 5-271-07479-Х; ISBN 88-8095-447-1 (англ.)
Рисунки Роберта Вигонь. Перевод И. Павловой.