Соами художник мастер садов и икебаны

Соами (Sōami) ( умер в 1525 году) был японским художником и пейзажистом, создателем сухих садовь (сад реандзи в  Киото) и икебаны ( стиль сейка).

Соами был внуком и сыном художников и ценителей искусства, соответственно, Ноами и Гейами (Nōami and Geiami). Он служил сёгунату Асикага, который, как утверждается, спроектировал сад камней Гинкаку-дзи.1.

Белка на бамбуковом стебле, картина с подписью и печатью Саоми, Музей искусств Гонолулу

Белка на бамбуковом стебле , картина с подписью и печатью саами, Музей искусств Гонолулу
Саоми. Белка на бамбуковом стебле, Музей искусств Гонолулу
Ли Бай осматривает водопад на горе. Лу, Соами (ум. 1525)
Ли Бо осматривает водопад на горе. Лу Саоми (ум. 1525)

Ли Бо осматривает водопад на горе. Лу Саоми (ум. 1525), Япония, период Муромати, ок. 1500-1525, вертикальный свиток, тушь на бумаге — Азиатский художественный музей Сан-Франциско
В отличие от картин  многих современников, картины Соами были выполнены в стиле южной школы Китая, его произведения изображали японские пейзажи с использованием китайских методов. Его работа была в числе первых работ нанга или южной школы в Японии .
«Нанга (яп. 南画, «южная живопись»), также известна как бундзинга (яп. 文人画, «живопись учёных») — крупная японская школа живописи тушью и водяными красками на шёлке, пик расцвета которой пришёлся на конец периода Эдо. Она была популярна среди художников, считавших себя интеллектуалами. Название «нанга» — это сокращение слова «нансюга» (яп. 南宗画), отсылающего к китайской «южной школе» живописи. Характерной особенностью нанга является восхищение китайской культурой учёных мужей. Источником вдохновения для школы нанга была монохромная живопись, обычно исполненная чёрной тушью, иногда с добавлением небольшого количества цвета, почти всегда изображавшая пейзажи или другие традиционные сюжеты.»

Соами наиболее известен своим пейзажем четырех времен года (Восемь видов рек Сяо и Сян).

Соами. Пейзаж четырех времен года (Восемь видов на реки Сяо и Сян
Соами. Пейзаж четырех времен года (Восемь видов на реки Сяо и Сян

Как и другие художники туши своего времени, художник использовал технику китайских пейзажей, которые часто изображал на небольших альбомных листах, как будущую основу для крупномасштабных панорамных экранов и раздвижных дверей, которые создают созерцательное настроение в особняках и храмах столицы. Эти экраны относятся к пейзажу южного Китая, который, вероятно, известен художнику благодаря ручному свитку ценимому сёгунами Асикага, «Восемь видов Сяо и Сян», написанному Му Ци Му Цы , китайским художником-монахом тринадцатого века.

Сцены повседневной жизни здесь объединены в монументальный  пейзаж тушью, показывающий развитие четырех  времен года, начиная с туманной весны справа и заканчивая зимними заснеженными крышами слева. В этом Соами соответствовал давнему предпочтению в японском внутреннем убранстве сезонных образов, которые уходят корнями в искусство и поэзию периода Хэйан (794–1185).

Саоми был проектировщиком Каресансуи в храме  Реандзи в Киото.
Ryōan-ji ( 龍 安 寺 или 竜 安 寺? Тихий и мирный храм дракона ) — это храм дзен, расположенный в Киото , Япония . Является частью множества исторических памятников древнего Киото (города Киото , Удзи и Оцу ). Храм был создан школой Мёсиндзи Риндзая, принадлежащей дзен-буддизму.

Внутри этого храма находится один из самых известных в мире каресансуй (сухих садов), построенный в конце XV  века, около 1488 года. Создатель этого сада не оставил объяснений его значению, поэтому веками было загадкой его истинное значение  и его великолепие  и красота.

Это прямоугольный сад, построенный перед главным зданием. В композиции используются  песок, мох и камни. Здесь преобладают вытянутые формы, размещенные параллельно положению здания.

Три оставшиеся стороны закрыты стенами, что вместе с нижней линией платформы, с которой необходимо рассмотреть сад, позволяет сузить обзор сада в продольном  ракурсе.

Сад расположен перед комнатой Ходжо, в южной части, как продолжение комнаты, принадлежащей аббату.

Всего в трех больших группах пятнадцать  камней. Впервые включают в себя три камня на правом краю. Вторая, следующие пять и третья, оставшиеся семь.

В каждой группе один камень выделяется больше, чем другие. Мох используется в качестве основы некоторых групп, чтобы дать единство.

Ощущение  движения справа налево, они становятся все более рассеянным, пока вы взглядом  не дойдете до двух последних камней, на которых нет мха. Вы не можете видеть все с первого взгляда, вы должны двигать глазами.

Скрытое дерево
В течение многих лет считалось, что лучшая интерпретация значения расположения камней в саду — это вид тигра, пересекающего реку. В 2002 году ученые из Университета Киото использовали компьютеры для поиска форм, используя расположение пустых участков сада вместо расположения камней. В результате они обнаружили узор дерева, спрятанный внутри структуры сада. Они говорят, что именно поэтому так приятно наблюдать за садом, наше подсознание ловит узор дерева, не замечая этого.

Эта же исследовательская группа попыталась перемещать несколько камней случайным образом и сразу увидела, что гармония первоначальной конфигурации была потеряна. Поэтому они считают, что строительство сада очень хорошо продумано и не является случайностью.

Сад Реандзи
Сад Реандзи

Другая возможная интерпретация
Сад ищет пустоту, представленную нашей неспособностью наблюдать за всем. Последний камень почти за пределами сада, и это также дает нам ощущение бесконечности.

Продольные линии прерываются круговыми волнами (или линиями), которые окружают каждый из «островков» камней в гравийном русле, подчеркивая идею обтекания пространства или материи вокруг них. Япония — островная нация. На протяжении большей части своей истории его островная изоляция была одной из его главных характеристик, способствуя географической уникальности, которая была защищена и подчеркнута; Японская культура, как правило, считает себя центром своей вселенной, и ее островной аспект является ключом к ее самосознанию. Изоляция и обособленность являются ключевыми элементами.

На Западе мы склонны считать сады участками флоры, то есть, прежде всего, местами, где растут растения. В садах Запада растения или насаждения формируют центр и предмет наружных сделанных мест. Понятие сада, в котором очень мало или вообще нет растений, противоречит нашей идее «сада». Конечно, сама природа может рассматриваться — в некоторых местах — как сад. Если мы определяем сад как любое внешнее место, где пространство было организовано, намеренно или даже «естественно» стимулирующим или приятным образом, мы можем назвать его садом. Там могут быть даже «закрытые» сады. Автостоянку автодилера можно даже считать садом. И вы часто видите «поддельные» сады, состоящие из пластиковых кустарников, пластиковой травы, даже пластиковых животных (таких как розовые фламинго).

Можно предположить, что то, что мы считаем садовым пространством, определенно не ограничивается местом, где органическая флора формирует весь смысл и оправдание для ландшафтного дизайна. Элементы дизайна интерьера и экстерьера могут сливаться и пересекаться таким образом, что бросает вызов нашему ощущению организованного внешнего пространства. Неизвестно, кто именно спроектировал сад Рёандзи. Это может быть буддийский монах, или садовник. И неизвестно, когда именно он был построен. Это могло произойти в какой-то момент между концом XV и концом XVII  века. Мы знаем, что он был разрушен, а затем перестроен или восстановлен несколько раз. Уже в 1797 году он был  разрушен пожаром и реконструирован.

Kyoto, Japan — Rock Garden at Ryoan-ji Temple — Image by © Sakamoto Photo Research Laboratory/CORBIS

Соами приписывают участие в создании стиля Сейка в Икэбане &nbsСтиль Сейка в Икэбане. Seika

1.Гинкаку-дзи (яп. 銀閣寺 Серебряный павильон) — буддийский храм в Киото, Япония, названный «Серебряным павильоном». Официальное название храма — Дзисё-дзи (яп. 慈照寺). Построен в 1483 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу. Сегодня Гинкаку-дзи входит в состав храмового комплекса Сёкоку-дзи.

Основной постройкой является храм богини Каннон. Как раз этот храм и называется собственно Серебряным павильоном. Предполагалось покрыть его весь серебром, но по причине бедствий войны Онин строительство в 1467 году было приостановлено, и серебром павильон покрыт не был.

Серебряный павильон первоначально предназначался для отдыха сёгуна. После ужасов и разрухи войны в 1485 году Ёсимаса решил стать буддийским монахом школы дзэн, и после его смерти вилла стала храмом, переименованным в Дзисё-дзи.

Серебряный павильон — это единственное строение, оставшееся от храмового комплекса того времени. Знаменит также японский сад вокруг павильона.

По состоянию на начало XXI века на территории монастыря сохранилась лишь часть аутентичных сооружений. Кроме «Серебряного павильона» в их число входят Восточный храм (яп. 東求堂, とうぐどう тогу-до), Главный храм (яп. 本堂, ほんどう хон-до) и Беседка радостной чистоты (яп. 弄清亭, ろうせいてい росэй-тэй). Восточный храм — это бывшая кумирня сёгуна Ёсимасы, в которой почитался образ будды Амида. В восточном крыле этого храма находится сёгунская комната (яп. 同仁斎, どうじんさい додзинсай), построенная в раннем кабинетном стиле. Она считается одной из старейших в Японии комнат, предназначенных для проведения чайной церемонии. Серебряный павильон и Восточный храм занесены в список Национальных сокровищ Японии.

Между храмом и Серебряным павильоном пролегает песчаный сад. Он был создан в XVI веке художником Соами по образцу сада в монастыре Сайхо-дзи. Сад олицетворяет маленький мир, в котором каждый объект имеет своё название. Так, рядом с Зеркальным прудом (яп. 錦鏡池, きんきょういけ кинкё-икэ) размещено Море серебряного песка (яп. 銀沙灘, ぎんしゃだん гинся-дан) — небольшой песчаный участок, стилизованный под море с волнами.

view of Ginkakuji temple with rock garden, in Kyoto
view of Ginkakuji temple with rock garden, in Kyoto

Возле него находится ещё одна песчаная композиция — Лунная горка (яп. 向月台, こうげつだい когэцу-дай). Все камни, кустики и мостики также имеют собственные имена Сад считается уникальным образцом песчаного садового искусства XVI века и имеет статус ценной культурной достопримечательности Японии

Нантенбо

Nakahara Nantenbo

Taisho period (1912-1926), 1922

Энсо Нантенбо ХАЙГА Снеговик Дарума

НАКАХАРА НАНТЕНБО. Снеговик Дарума
НАКАХАРА НАНТЕНБО. Снеговик Дарума
НАКАХАРА НАНТЕНБО. Дарума giant daruma
Накахара Нантенбо. Дарума

Тодзю Дзэнчу (Toojuu Zenchuu)
Статья МЭТЬЮ УЭЛЧА

 

Он подражал суровым методам легендарных мастеров дзэн из далекого прошлого. Толстый посох нандина (нантен)он имел обыкновение «поощрять» учеников и пугать «ложных священников», что привело к большой известности, что дало ему прозвище Нантенбо (посох нандина) .

Он также опубликовал десять томов комментариев к дзэн, возглавлял многочисленные группы по изучению дзэн и, по его собственным оценкам, нарисовал более ста тысяч каллиграфических рисунков и рисунков, которые он безвозмездно раздавал всем, кто имел смелость попросить. Безусловно, его усилия помогли сохранить дзэн во время бурной модернизации Японии. Владея кистью с неослабевающей энергией, он также, возможно, невольно оказал огромное влияние на художников-акционистов и авангардных каллиграфов двадцатого века».

Во время своего путешествия по Кюсю  Нантенбо обнаружил большой куст нандина, растущий рядом с коровником.  Пока его товарищи ждали у дороги, Нантенбо умолял фермера отдать ему растение.

Когда Нантенбо наконец присоединился к своим ожидающим товарищам с палкой в ​​руке, они упрекнули ревностного священника,  назвав его «Нантэнбо» (посох нандина). Название прижилось, и отныне священник был известен под этим прозвищем.

Вдохновленный своей ценной палкой, Нантенбо отправился в грандиозное паломничество, посетив храмы по всей Японии. Согласно более поздним рассказам Нантенбо, он вызывал местных священников на битвы дхармы, избивая их своей палкой и изгоняя из храмов, если им не хватало истинного понимания.

В Японии  существует, казалось бы, противоречивая традиция коллекционирования и восхищения каллиграфией высокопоставленных священнослужителей  Риндзай Дзэн. Считалось, что такие работы, называемые бокусэки , или «следы чернил» , резонируют не только с духовностью написавшего их священника, но и с духовностью его учителя и учителя его учителя, вплоть до самого Дарумы.

Написание на одном дыхании
Причина, по которой нельзя говорить при написании большого символа, заключается в том, что персонаж «умрет», если он не будет написан на одном дыхании. Нужно возвеличивать свой дух и писать, не выпуская этого возвеличенного духа. Персонаж умрет, если это не будет написано с использованием хара [ здесь подразумевается центр духа].

Дарума
Воображаемые портреты Первого патриарха дзэн, Бодхидхармы, называемого по-японски Дарума, являются наиболее часто встречающимися из всех предметов, связанных с дзэн. Все дзен-буддисты прослеживают существование своего учения от этого индийского мудреца, который, согласно легенде, покинул свою родину в конце пятого или начале шестого века, чтобы распространять свою разновидность буддизма в Китае. Дарума ставил медитацию выше всех других методов достижения просветления. На самом деле, говорят, что он совершил удивительный подвиг, непрерывно сидя в медитации в течение девяти лет, лицом к стене в храме Шаолинь на горе Сун.

Нантенбо начал создавать портреты-бюсты Дарумы, когда ему было за семьдесят. Многие из них представляют собой смелые крупномасштабные изображения. Однако необычный пример был написан глазурью, когда ему было семьдесят пять лет, на маленькой чайной чашке. Композиция, выполненная окисью железа на кремовой глине, была завершена всего за несколько мазков. Нахмуренный лоб Первого Патриарха обозначен двумя параллельными линиями. Брови, борода и волосы обозначены серией быстро нанесенных мазков. Рот представляет собой единую нисходящую дугу, а глаза почти круглые с черными точками вместо зрачков. Один штрих указывает на одежду Дарумы, которая падает с его левого плеча на грудь, закрывая руки. Общий эффект очаровательно прост и юмористичен. Один цветок распускается на пять листьев;

Все дела совершаются естественным путем.

С крайней экономией средств и преднамеренной наивностью Нантенбо эффективно передал две характеристики, наиболее связанные с Первым Патриархом: его преданность медитации, выраженную в его широко раскрытых глазах, и его яростную решимость, выраженную в его твердо сжатых губах. Портрет Дарумы на чайной чашке также напоминает некоторые из наиболее фантастических легенд, связанных с жизнью почитаемого мудреца.

Не в силах держать глаза открытыми во время длительной медитации в храме Шаолинь, он, как говорят, в отчаянии сорвал себе веки; чайные растения самопроизвольно вырастали из земли там, где опускались веки, положив тем самым начало обычаям пить чай в монастырях, чтобы предотвратить сонливость. Такие истории делают использование Нантенбо чайной чашки для портрета Дарумы вполне уместным.

Нантенбо написал на чашке короткую цитату из четырех символов, приписываемую самому Даруме. Согласно традиции, это был резкий ответ Дарумы, когда император Ву (502-550) из династии Лян попросил его повторить первый принцип священной истины:

безбрежная пустота; ничего святого

Помимо фронтальных портретов, Нантенбо также нарисовал ряд изображений, на которых Дарума сидит в медитации, если смотреть из-за спины мудреца. Эти изображения, долгое время излюбленные дзенскими священниками в качестве темы для живописи, идентифицируются как «менпеки Дарума» или «дарума, обращенный к стене», имея в виду девять лет медитации древнего мудреца, стоя лицом к стене. Еще в четырнадцатом веке в Японии художники дзэн игриво изображали силуэт мудреца с помощью одного извилистого контура в технике, известной как иппицуга (рисование одним мазком).

 Нантенбо. darumapilgrim.
Нантенбо. darumapilgrim.

Концепция менпеки Нантенботема еще более сокращена, чем у его предшественников. Устранив различие между головой и плечами, Нантенбо еще больше выделил силуэт Первого Патриарха. Простая перевернутая U-образная форма используется для обозначения тела Дарумы, а горизонтальный эллипс означает его колени под монашескими одеждами. Однако метод Нантенбо изображения этих элементов настолько геометричен, что его невозможно прочитать как фигуру в плаще.

В окончательном отказе от изобразительного объема Нантенбо запечатлел свои печати внутри контура, тем самым настойчиво привлекая внимание к поверхности бумаги. Однако абстрактный характер рисунка только подчеркивает качество чернил, нанесенных одним размашистым и энергичным мазком.

Был ли Нантенбо просто неспособен к изобразительному изображению, или он был провидцем, который продвинул дзенскую живопись дальше, в царство динамичных эпиграфов и эмблем? Надпись на его картине менпеки предлагает игривое признание неоднозначной природы изображения:

форма Дарумы, обращенная к стене
, похожа на дыню или баклажан
с полей Хатимана в Ямасиро?

На самом деле вполне вероятно, что Нантенбо намеренно бросает вызов жестким предубеждениям людей о природе Дарумы. В своей автобиографии он отмечает, что, хотя он получает много запросов на картины Дарумы, его изображения часто критикуют за то, что они похожи на сов или осьминогов. — Очень интересно, — замечает старый священник. «Люди говорят так, будто видели Даруму, но кто видел настоящего Даруму?»

https://darumapilgrim.blogspot.com/2005/04/nantenboo.html

Сэнгаи Гибон

Сэнгай Гибон (яп. 仙厓義梵, род. 1750 г. — ум. 1837 г.) — японский буддийский монах школы Риндзай и художник. живописец и каллиграф периода Эдо в Японии . Он стал монахом Линьцзи Чань в возрасте 11 лет. В течение следующих 76 лет своей жизни он посвятил себя живописи и каллиграфии.В возрасте 19 лет он начал обучение у Зени Цукифуне (1702—1781), жившего в Нагате, Кураки-гун, провинция Мусаси (Канагава), под руководством Зени Цукифуне ( 1702—1781 ) . в возрасте 32 лет он покинул храм и отправился в паломничество. В возрасте 39 лет он стал буддийским священником Дзёки Баня в храме Сёфуку-дзи в Хакате . Прослужив первосвященником 23 года, он в конце концов уйдет на пенсию. К тому времени, как он скончался в возрасте 88 лет, он оставил множество стильных и элегантных картин ( дзен-картин ).

Считается, что он начал серьезно рисовать, когда ему было под сорок. Картины Сенгая были популярны при его жизни, и покупатели спрашивали его картины. В возрасте 83 лет он заявил, что перестал писать, но в конце концов не смог остановиться, и его произведения остались до года его смерти.

В ранний период Сёва был период, когда энтузиазм в отношении исследований Сенгаи был настолько высок, что это можно было назвать «сенгайским бумом», когда в разных местах было обнаружено множество работ, а анекдоты и редакционные статьи были в изобилии. Сазо Идемицу известен как коллекционер картин Сэнгая, и его коллекция находится в Художественном музее Идемицу в Токио.

Такие выставки, как выставка Эйсэй Бунко 21 мая 2022 года «Мир Сенгая — Приходи снова и улыбнись! Картины дзен дзен Сенгая» проходят в разных местах.

Смерть бабушки и дедушки Смерть
Однажды в начале года один из представителей клана Курода посетил храм Сёфуку-дзи и попросил Сэнгая Гибона написать что-нибудь благоприятное. Сенгай Гибон сказал: «Хорошо, хорошо», тут же взял кисть и написал: «Умер дедушка, умер ребенок, умер внук». Чиновник нахмурился и начал злиться, говоря: «Я просил о чем-то благоприятном, но это ужасно. Тогда Сенгай сказал: «Так ли это? Сначала умирает дед. Потом умирает отец. Потом умирает ребенок, а потом внук. Нет ничего более благоприятного, чем это».

эпизод
Сенгай был известен своим разгульным образом жизни и написал много кёка . В качестве известного примера он сочинил кёка (кёка) в ответ на плохое управление недавно назначенным главным вассалом в провинции Мино: Главный вассал, который думает, что это хорошо, плохой, но первоначальный главный вассал по-прежнему хорош.
Кроме того, что касается бесконечного количества людей, которые приходят просить картины, он говорит: «Извините, мой скрытый дом — Юкигакуре, и я оставляю лист бумаги для каждого, кто приходит»

Представительская работа

Коллекция «○△□» Художественного музея Идемицу
○△□ рисунок ( Художественный музей Идемицу ) Тушь на бумаге
Shigetsu Hotei (Художественный музей Идемицу) тушь на бумаге
1822 ( 1822 ) _ _ _ _ _
«Сигэцу Хотей-дзу»

Темы работ его разнообразны, начиная от буддийских портретов и заканчивая пейзажами, растениями , животными и т.д. Эти работы написаны тушью, резкими и естественными мазками и с сильным чувством юмора. Одна из его самых известных работ основана на кругах, треугольниках и квадратах.
Жизнь и творчество
Сэнгай провёл половину своей жизни в Нагате близ Иокогамы, после чего удалился в монастырь Сёфуку-дзи в Фукуоке, первый японский дзэн-монастырь.

Здесь он оставался до конца своих дней. Сэнгай получил известность благодаря своим полным парадоксов сочинениям, а также писанным тушью картинам (техника гохуа, в Японии известная как суми-ё). Так как учение риндзай было особо сложным для понимания непосвящённых, монах в своих писаниях старался по возможности облегчить это и объяснить сложные моменты.

Наиболее известной картиной работы Сэнгая является полотно «Круг, треугольник и квадрат».

Сэнгаи Гибон. Круг, треугольник и квадрат
Сэнгаи Гибон. Круг, треугольник и квадрат

Оно имеет несколько подтекстов. Так, в Японии эти изображения рассматривают как «правильно», «наполовину правильно» и «неправильно» соответственно. Кроме этого, знаки олицетворяют собой стихии: круг — воду, треугольник — огонь, четырёхугольник — землю. Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, познакомивший западный мир с творчеством Сэнгая и переведший многие его сочинения на английский язык, обозначил эту картину как «Универсум»
В XX столетии Идэмицу Садзё собирал живописные работы Сэнгая в своём музее (художественный музей Идэмицу) и таким образом сделал их доступными для широкой публики.

Литература
Daisetz T. Suzuki: Der Zen-Meister Sengai. Tuschbilder und Gedichte. Herausgegeben von Eva von Hoboken. Köln: DuMont 1985

Карп становится драконом

 

Карп  плывущий против течения становится драконом

Карп становится драконом
Карп становится драконом

Карп становится драконом

Японский карп — упрямая рыба, преодолевающая бурное течение водопада, — символизирует духовную победу над собой и физическую победу над встречающимися преградами. Япония — это не только дзэн и мудрое спокойствие, достигать нирваны можно и активно — в бою без правил и оружия. Вот и появилось боевое карате хокутоки или дзэндо (Zendo, Путь Добра). Можно бить всеми конечностями и в полную силу, кусать, использовать болевые и удушающие приемы, пока у противника не случится нокдаун или рефери не скажет свое веское матэ. Область поражения максимальная. Нежелательно целиться в кинтеки-когеки, или, проще говоря, в пах. В качестве разминки практикуется стояние в упоре на одном кулаке. Не для слабонервных и тест на выдерживание удушения. Это, конечно, не стиль пьяного гиббона, пробирающегося сквозь камыши в одном из фильмов Джеки Чана, но тоже довольно круто. Есть версия, что хокутоки восходит к Кой но Такинобори Рю, разновидности каратэ — жёсткой боевой системе, которая включает в себя прикладное и спортивное направления. Хокутоки — это и есть спортивленый вариант реального контактного рукопашного боя. Вот такой наш карп, плывущей вверх по водопаду.

Мотонобу. Дракон
Мотонобу.. Дракон