Фирсов День памяти Новомучеников

Фирсов День памяти Новомучеников

Фирсов Яков Константинович с семьей в ссылке
Фирсов Яков Константинович с семьей в ссылке

Фирсов Яков Константинович с семьей в ссылке
На снимке мой дед Яков Константинович Фирсов — священник из семьи потомственных священнослужителей Курской губернии. Его отец Константин Михайлович Константин Фирсов Церковь Николая Чудотворца был священником в селе Лещинская Плота (Гололобовка) Курской губернии, а мать — урожденная Шаламова. Яков Константинович тоже стал священником. Служил в селе Гнилой Колодезь Курской области, где его и арестовали в 1928 году и сослали с в Томскую область. На снимке он с женой-Марией Васильевной (урожденной Пузановой) и детьми: моей матерью Галиной, Людмилой и Риммой, — в селе Средняя Таванга. Парабельского района Томской области. Снимок сделан в 1932 году.
В 1937 году 17 сентября Якова Костантиновича расстреляли по приговору суда. Его обвинили в монархическом заговоре. Сейчас он полностью реабилитирован. Его имя занесено в Книги Памяти Томской области и Курской области.

Фото из семейного архива Натальи Турышевой, Россия.

Справка о реабилитации Фирсова Я.К.
Справка о реабилитации Фирсова Я.К.
В начале 2000-хтысячных я обращалась в ФСБ по Курской и Томской областям, и получила документы о реабилитации Я.К. Фирсова (отца Иакова).
Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв. Есть запись о Якове Константиновиче на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета:
«За Христа пострадавшие.»
(c)Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет
Фирсов Яков Константинович, 1896, Курская губ., Тимский у., с.Лещинская Плота, священник ,[1937г.] СлужениеКурская о., Тимский р., с.Гнилое
Фирсов Яков Константинович
Фирсов Яков Константинович

О.Иаков был женат на Марии Васильевне Фирсовой. В их семье было трое маленьких детей.
Аресты: Курская о., Тимский р., с.Гнилое

Год ареста 1928, Места заключенияТомская о., Парабельский р. (Нарымский край), с.Средняя Тавонга.
Находился в ссылке в Нарымском крае. Работал счетоводом Чузиковского сельпо. АрестыТомская о., Парабельский р., с.Средняя Тавонга

Год ареста. 1937. Был арестован в ссылке в 1937 году.
Приговор : высшая мера наказания — расстрел.

1.Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России// Церковно-исторический вестник. 1999. N 2–3. С.116–117,187.
2.Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.313–314,369.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В С. ГНИЛОЕ

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В С. ГНИЛОЕ
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В С. ГНИЛОЕ

Храм в котором служил отец Иаков. Моя мама родилась в 1922 году. И жила в селе Гнилое до 1928 года. Бабаушка приняла решение отправиться в Сибирь к мужу. И в 1928 году семья уехала из села.

Фирсов Яков Константинович
Фирсов Яков Константинович в ссылке.

Пузанова Мария - учащаяся Курского епархиального училища. Десятые годы XX века. Справа вверху.
Пузанова Мария — учащаяся Курского епархиального училища. Десятые годы XX века. Справа вверху.

Пузанова Мария — учащаяся Курского епархиального училища. Десятые годы XX века. Справа вверху.
Пузанова Мария — учащаяся Курского епархиального училища. Десятые годы XX века. Справа вверху. Пузанова Мария стала женой отца Иакова.

Мария Васильевна Фирсова - директор Мумышевской школы интерната. Начало 30-х годов XX века.
Мария Васильевна Фирсова — директор Мумышевской школы интерната. Начало 30-х годов XX века.

Мария-дочь диакона Василия Пузанова. Василий Пузанов, его жена и дети. Рядом с отцом высокая девочка — Мария Пузанова. Бабушка. Это скан фото, который мне высылала бабушка. Курская область.
Бабушка с 1899 года. Тут ей приблизительно 10 лет. Т.е. это приблизительно 1910 год.

Мария Васильевна Фирсова — директор Мумышевской школы интерната. Начало 30-х годов XX века.
Мария Васильевна Фирсова — директор Мумышевской школы интерната. Начало 30-х годов XX века. Дети -в том числе и моя мама- среди учащихся.
Мария Васильевна работала директором Мумышевской школы интерната. В ссылке родилось еще двое детей. Один из них умер. Константин стал инженером.

Константин Фирсов Церковь Николая Чудотворца

Отец Константин Фирсов упоминается в статье
«ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ЛЕЩИНСКАЯ ПЛОТА (ГОЛОЛОБОВКА) ТИМСКОГО УЕЗДА КУРСКОГО КРАЯ»1 как настоятель храма Николая Чудотворца села Гололобовка 1885-1908т годах. Константин Михайлович Фирсов (в 1885–1908 гг.) мой прадед. Отец моего деда по линии моей мамы Галины Яковлевны Турышевой Фирсова Якова Константиновича, отца Иакова, священника села Гнилое Курской области. В состав причта на 1908 г.Николаевского прихода села Лещинская Плота входил священник Фирсов К.М., сын отца Константина Фирсова и брат моего деда отца Иакова.

Фирсов Яков Константинович с семьей в ссылке
Фирсов Яков Константинович с семьей в ссылке
 День памяти Новомучеников и Исповедников Земли Русской
Отец Иаков посмертно реабилитирован. У меня хранятся документы подтверждающие реабилитацию. Письма из ФСБ Курской и томской областей.
о восстановлении Николаевского храма с. Гололобовка (Лещинская Плота).
И засияли купола-
На нашем восстанавливающем храме,
И радуется небо и земля
И летают ангелы над нами.
(Н. Михеева)
16 апреля в историю села Лещ — Плота добавлена еще одна страница, состоялось значимое событие для села и всего Солнцевского района – поднятие купола и освящение креста на колокольню Николаевского храма. Жители села пришли к храму ранним утром еще задолго до приезда гостей. Все с трепетом наблюдали и ожидали того самого исторического момента — подъема купола на колокольню. И вот, это свершилось.
В весеннее солнечное апрельское утро молебен с чином освящения креста совершил епископ Железногорский и Льговский Паисий. Его Преосвященству сослужили: благочинный Солнцевского церковного округа, настоятель Николаевского храма с. Гололобовка, председатель Попечительского совета протоиерей Василий Жданов, клирик Николаевского храма с. Гололобовка иерей Геннадий Озеров, клирик Николаевского храма с. Зуевка иерей Георгий Бабанин, настоятель Покровского храма с. Орлянка иерей Валерий Чирко, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери иерей Димитрий Дубовик, настоятель Георгиевского храма села Становое иерей Евгений Ефанов.
На молебне присутствовали: А.П. Трубников, Депутат Курской областной Думы; Енютин Г.Д., Глава администрации Солнцевского района; Прозорова Л.А. – заместитель главы администрации Солнцевского района; руководители организаций района, члены Попечительского Совета; Холодова Е.В., архитектор, государственный эксперт; Калуцких А.А., генеральный директор ООО «СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ», под наблюдением которых проводятся все работы, гости из райцентра, учителя и учащиеся школ Старолещинского сельского совета, казаки Солнцевского станичного округа.
После молебна каждый из присутствующих с благоговением приложился к освященному кресту, и строители приступили к работе по установке. Тем временем Н.А. Михеева – ветеран педагогического труда, певчая церковного хора Николаевского храма прочитала стихотворение, которое она посвятила этому событию.
Этот старинный храм был построен в 1870 году при императоре Александре III. Строился он 60 лет. Изменения в стране не обошли стороной и храм. И вот настал момент возродить его и возобновить службы в нём. Храм восстанавливается постепенно, силами Попечительского совета, благотворителей, православных людей.
Новый крест будет освящать жизнь селян и их надежды. Установить крест было не так просто из – за сильного ветра, но все получилось. В этот день жители села особенно радовались и ликовали, поздравляя друг друга с праздником. Многие из них даже не скрывали свои слезы радости.

Гололобовка. Церковь Николая Чудотворца.
Гололобовка. Церковь Николая Чудотворца.

https://sol-gaz46.ru/4149-i-zasiyali-kupola.html
В первые изучены основные этапы летописной истории одного из редких
сохранившихся храмов в с.Лещинская Плота Тимского уезда Курского края
(ныне Солнцевский раон Курской области). На основании натурных исследований.
Сборник материалов научно-практической конференции, г. Курск, 4–5 марта 2019 г.

Село Лещинская Плота (встречается так же написание через «а» — Плата, а так же в сокращении — Лещ-Плота) Тимского уезда Курской губернии
(ныне с. Гололобовка Солнцевского р-на Курской обл.) расположено в живописной местности, на холмистом открытом плоскогорье у обширных запруд,
образуемых речкой Лещинская Плота притоком речки Лещин (или Лещинки),впадающей к югу в реку Сейм [8].
Происхождение названия села и реки от слов «лещина» — кустарник —
орешник и «плота» или «плотбище» — балка, раздол, место на берегу реки. Что
дословно указывает на русло речки, проходящей в балке и поросшее лещиной
[3; 4]. Названия многих селений, расположенных вдоль реки соответственно
происходят от гидронима – сёла Лещинская Плота, Старый Лещин и др.
С. Лещинская Плота на карте 1860-х гг.
Село именовали так же Гололобовкой от первых землевладельцев Гололобовых. В поселении издревле значилась деревянные сменяющие друг друга
здания Николаевской церкви, затем поздняя – каменная, дошедшая до нашего
времени.
В справочниках административно-территориального деления до 1917 г. и
справочных изданиях Курской епархии населенный пункт с названием Гололобовка не числится [5].
Впервые название выселки Гололобовка Лещ-Плотавского сельского совета Солнцевского района встречается в справочнике административно — территориального деления «Населенные пункты ЦЧО» (1932 г.). Согласно
Историческое краеведение: информационные ресурсы

«Справочной книге о церквах…за 1908 г.» (1909 г.) Николаевская церковь находилась в с. Лещинская Плота Тимского уезда [7].
Один из деревянных храмов в с. Лещинская Плота построен «тщанием
прихожан», в 1787 г. «…здание деревянное, с такой же колокольней», которая
на момент описания в клировой ведомости за 1878 г. была «довольно ветхою»Престол один — во имя святителя, Чудотворца Николая [10].
О существовании предшествующего здания церкви в XVIII в. свидетельствует и запись в «Топографическом описании Курской губернии» (1784 г.), где
о селе Лещинская Плота говорится: «Селение лежит при верховье речки Лещинской Плоты […]. Во оном селе церковь деревянная во имя святого Николая
Чудотворца, при которой священно- и церковнослужительских дворов 5, во
оных душ 15» [11]. В числе владельцев упомянут прапорщик Павел Петрович
Гололобов.
Согласно документов каменное здание церкви было построено
«…тщанием прихожан в 1886 г. с такой же каменной колокольней в одной связи. В колокольне 1 большой, весом 96 п., и 3 малых колокола весом по 3 пуда
каждый» [12]. Здание церкви было окружено каменной оградой. На церковном
дворе находился каменный амбар, покрытый железом.
Церковь трехпрестольная: престолы освящены во имя Святителя Николая
Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и Богоявления Господне [12].
Описание внутреннего убранства храма приведено в описи, составленной
в 1923 г. «Иконостасов деревянных с позолоченными колонами — 3, икон в
иконостасах 40, икон в киотах без риз — 4, в серебряных ризах — 2, икон передвижных в простых металлических ризах — 27, передвижных в серебряных ризах — 3. Храм освещался 4 люстрами» [14].
Церковь владела 6 десятинами усадебной с погостом земли и 30 дес. пахотной земли [12]. Ближайшими к Николаевской церкви были Космо-Дамианская с.
Старый Лещин и Христорождественская церковь с. Озеры в 10 в. [12].
Священниками в храме служили: Иоанн Петрович Пузанов (в 1809–
1824 гг.), Петр Иванович Пузанов (в 1825–1831 гг.), Алексей Стефанович
Булгаков (в 1835 г.), Иоанн Иоаннович Шафранов (в 1885–1908 гг.), Константин Михайлович Фирсов (в 1885–1908 гг.).
В 1903 г. в состав прихода Николаевской церкви входили населенные
пункты: с. Лещинская Плота, дер. 4-е Горенское общество, дер. 1-е Афанасьевское, 2-е Афанасьевское, хут. Стародубцев, Каменно-Хмелевой Колодезь, дер.
Сухая Семица, дер. Кировка, дер. Голощаповка, дер. 2-я Ивановка. Всего в приходе насчитывалось 580 крестьянских и 22 не крестьянских двора, в которых
проживали 2456 муж. и 2437 жен. [9].
На 1908 г. в составе прихода Николаевской церкви с.Лещинской Плоты
входили: деревни Каменка, Голощаповка, Кировка, Ефросимовка, все православных 2080 человек. По штату положено 2 священника, 2 псаломщика, 1
диакон. Состав причта на 1908 г.: священник ШафрановИ.И., священник Фирсов К.М., диакон Русанов Т.П., псаломщик Чефранов М.А., псаломщик Вахнин
И.И. Земли усадебной 6 десятин, земли полевой 33 десятины [7; с.216-217].
Сборник материалов научно-практической конференции, г. Курск, 4–5 марта 2019 г.
~ 51 ~
***
В 1938 г. община верующих распалась, исполком Солнцевского райсовета депутатов трудящихся 10 февраля 1941 г. принял решение «О закрытии Николаевской церкви в с. Лещинская Плота». 6 марта 1941 г. Курский облисполком утвердил решение «О закрытии Николаевской церкви в Лещ-Плотавском сельсовете Солнцевского района», «передав здание церкви исполкому райсовета для использования по его усмотрению как госфондовое имущество» [17].
Религиозная община была воссоздана в октябре 1943 г. [14]. 3 ноября
1944 г. был оформлен договор о передаче в её пользование церковного здания
площадью 592 кв.м. [18]. Одновременно была составлена инвентарная опись
имущества церкви, в которой перечислено 16 наименований предметов.
Церковь работала в течении 1943 – нач. 1960-х гг. В этот периода служили следующие священники: на 1944-1945 г. — Вороновский Георгий Иванович., 1949 г. — Маляревский Анатолий Михайлович; 1949 г. — Сусликов Георгий Петрович; на 1950–1952 гг. — Рождественский Андрей Дмитриевич; на
1952 г. — Иванов Иван Иванович; на 1954–1960 гг. — Качалкин Исидор Ефимович [21-25].
https://elibrary.ru/download/elibrary_37186414_44835946.pdf

ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕЛА ЛЕЩИНСКАЯ ПЛОТА (ГОЛОЛОБОВКА) ТИМСКОГО УЕЗДА КУРСКОГО КРАЯ

ХОЛОДОВА Е.В.1 https://elibrary.ru/item.asp?id=37186414

Фирсов  День памяти Новомучеников

Икона Собор Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, за Христа пострадавших, явленных и неявленных
Икона Собор Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, за Христа пострадавших, явленных и неявленных

День памяти Новомучеников и Исповедников Земли Русской во главе со Святыми Царственными Мучениками.

Фирсов Яков Константинович с семьей в ссылке
Фирсов Яков Константинович с семьей в ссылке

На снимке мой дед Яков Константинович Фирсов — священник из семьи потомственных священнослужителей Курской губернии. Его отец был священником в городе Тим Курской губернии, а мать — урожденная Шаламова. Яков Константинович тоже стал священником. Служил в селе Гнилой Колодезь Курской области, где его и арестовали в 1928 году и сослали с  в Томскую область. На снимке он с женой-Марией Васильевной (урожденной Пузановой) и детьми: моей матерью Галиной, Людмилой и Риммой, — в селе Средняя Таванга. Парабельского района Томской области. Снимок сделан в 1932 году.
В 1937 году 17 сентября Якова Костантиновича расстреляли по приговору суда. Его обвинили в монархическом заговоре. Сейчас он полностью реабилитирован. Его имя занесено в Книги Памяти Томской области и Курской области.
Фото из семейного архива Натальи Турышевой,  Россия.

 

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В С. ГНИЛОЕ
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В С. ГНИЛОЕ

Храм в котором служил отец Иаков. Моя мама родилась в 1922 году. И жила  в селе Гнилое до 1928 года. Бабаушка приняла решение отправиться в Сибирь к мужу. И в 1928 году семья уехала из села.

Фирсов Яков Константинович
Фирсов Яков Константинович в ссылке.
Пузанова Мария - учащаяся Курского епархиального училища. Десятые годы XX века. Справа вверху.
Пузанова Мария — учащаяся Курского епархиального училища. Десятые годы XX века. Справа вверху. Пузанова  Мария стала женой отца Иакова.

Диакон Василий Пузанов
Диакон Василий Пузанов

Мария-дочь диакона Василия Пузанова. Василий Пузанов, его жена и дети. Рядом с отцом высокая девочка — Мария Пузанова. Бабушка. Это скан фото, который мне высылала бабушка. Курская область.
Бабушка с 1899 года. Тут ей приблизительно 10 лет. Т.е. это приблизительно 1910 год.
Мария Васильевна Фирсова - директор Мумышевской школы интерната. Начало 30-х годов XX века.
Мария Васильевна Фирсова — директор Мумышевской школы интерната. Начало 30-х годов XX века. Дети -в том числе и моя мама- среди учащихся.

Мария Васильевна работала  директором Мумышевской школы интерната. В ссылке родилось еще двое детей. Один из них умер.  Константин стал инженером.

Фирсов Константин Яковлевич, Турышев Иван Петрович, Турышев Петр Иванович. Снимок приблизительно 1950 года. Омск. Улица Булатова 41
Фирсов Константин Яковлевич, Турышев Иван Петрович, Турышев Петр Иванович. Снимок приблизительно 1950 года. Омск. Улица Булат.ва 41
О Турышеве И.П.Омск улица Булатова

1. http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

Христос в доме Симона Фарисея

Праздник в доме Симона Фарисея. Рубенс.
Праздник в доме Симона Фарисея. Рубенс.

Христос в доме Симона Фарисея, — картина Питера Пауля Рубенса Картина написана в 1618-1620 годах и находится в Эрмитаже. Санкт-Петербург.
На картине изображен эпизод из Евангелия от Луки 7, где Иисус посещает Симона Фарисея. Иисус продолжает рассказывать притчу о двух должниках.

От Луки святое благовествование
36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром[37] Мф. 26:7. Мк. 14:3. Ин. 11:2; 12:3. 38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.[39] Лк. 15:2.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.