Ласточка
Олицетворяет надежду, приход весны, удачу. В Китае означает дерзание, опасность, верность, грядущий успех, благоприятные перемены. В христианстве ласточка — символ воскрешения, так как, возвращаясь с приходом весны, она приносит новую жизнь. У египтян ласточки посвящены Изиде как Великой Матери. Они вечные северные звезды (Тексты Пирамид), летящие над Рекой Жизни. В греко-римской традиции ласточка посвящена Афродите (Венере). В геральдике она изображается как Мартлет, Мерлетт или Мерлот и символизирует младших сыновей, не имеющих своих земель. У японцев ласточка олицетворяет и неверность, и приверженность дому; материнскую заботу. В искусстве ассоциируется с волнами и ивами. В критском искусстве появляется в связи с культом Великой Матери. В шумеро-семитской традиции ласточка — символ и облик богини Нины как Великой Матери.
Птицы в китайской живописи
«В Китае ласточка «Ян» — посланница весны. Существовало поверье, что они зимуют на море внутри раковин. Она приносит семейное счастье, успех и предвещает рождение детей, когда вьет своё гнездо под крышей дома.»
В поэзии Китая ласточка из-за своего ежегодного возвращения считалась символом возрождения и весны.
Среди мифов иньцев есть ещё рассказ о том, как Цзянь-ди, проглотив яйцо ласточки, родил Ци — родоначальника иньского племени.
Ди-цзюнь, бывший божественным первопредком иньцев, как это видно по изображениям, имел голову ласточки.
Ласточка была священной птицей, почитаемой на Востоке. Люди приукрашивали её, и в их воображении она становилась похожей на феникса-павлина.
Очевидно, феникс в представлении древних одновременно был а ласточкой. Таким образом, верховный владыка Востока Ди-цзюнь с головой ласточки состоял в родстве с пёстрыми птицами, жившими в Восточной пустыне. И нет ничего удивительного, что он спускался к ним с неба, дружил и танцевал с ними.
Символика и значение ласточки в фэн-шуй
Ласточки — это грациозные перелетные птицы, которые встречаются в большинстве частей света. Это маленькие певчие птички, которые, как правило, летают в больших количествах. Возможно, вы видели стаю ласточек, летающих или зависающих на линиях электропередачи. Их групповой менталитет может напомнить нам о необходимости быть общительными, работать вместе и находить гармонию в наших сообществах.
Ласточки — очень распространенные птицы в Китае. Эти птицы мигрируют, перелетая между северным и южным полушариями. В зависимости от того, где вы находитесь в мире, они считаются предвестниками смены времен года. В Китае надежные схемы миграции ласточки были тесно связаны с весной. Весна означает приход более теплой погоды, хорошие перемены, распускание цветов и все дары окончания зимы. Следовательно, ласточка является эмблемой удачи и позитивных перемен. Например, особенно удачно, если ласточка строит гнездо рядом с вашим домом. Это может указывать на предстоящие процветающие возможности.
Китайцы сочетали ласточку с глицинией и четвертой луной своего лунного календаря. Типичная фиолетовая глициния символизирует процветание и элегантность и ассоциируется с королевской властью. Существует множество древних азиатских художественных мотивов с ласточками и весенними цветами в целом, усиливающих тему удачи, хорошей погоды и заветной мечты.
Использование символа ласточки в вашем доме
Символы наиболее сильны, когда вы чувствуете личную связь с их значениями, а также с образами. Возможно, вы уже знакомы с культовыми изображениями ласточек. Они часто находятся в полете и грациозно пикируют вниз.
Если ласточка — это символ, с которым вы резонируете, есть много способов использовать этот символ для усиления потока ци (энергии жизненной силы) в вашем доме. Мы приглашаем вас поработать с образами через искусство, предметы и так далее. В общем, держать каких-либо птиц в неволе не рекомендуется, особенно ласточку и особенно для целей фэн-шуй.
Активируйте новые начинания
В Китае ласточка была предвестником хороших новостей с возвращением весны. Весна связана с элементом дерева (одним из пяти элементов), который символизирует рост, новые начинания и плодотворные перемены. Если вы хотите больше движения и активизировать перемены в своей жизни, символ ласточки может быть как раз для вас. Изображение может находиться в любом месте вашего дома, если у вас есть намерение предложить новые начинания.
Приветствуйте сообщество и дружбу
Ласточка летает довольно мирно и в гармонии внутри своего сообщества. Грациозно летящая стая ласточек визуально и энергетически воплощает коллективную легкость и течение. Иногда мы также хотим привлечь больше поддержки, сообщества и дружбы в нашу жизнь.
Обеденный стол — это место в доме, которое также представляет собой собрание родственных душ, чтобы собраться с любовью и угощением. Вы можете еще больше усилить свое стремление принять в свою жизнь богатое сообщество друзей, включив символ ласточки в свою столовую. Вы можете использовать изображение ласточки многими различными способами, от салфеток с рисунком до маленьких статуэток и произведений искусства.
Приглашайте Успех и процветание
Вы можете включить благоприятный символ ласточки в фэн-шуй вашего дома различными простыми способами, чтобы привлечь удачу в свою жизнь. Если вы специально хотите привлечь больше возможностей и изобилия в свою карьеру и трудовую жизнь, попробуйте разместить изображения ласточки у себя в офисе или на столе. Даже стационарный светильник, вдохновленный ласточкой, может быть забавным.
В качестве альтернативы, если вы хотите привлечь успех и процветание в целом, попробуйте носить изображения ласточки на своем теле. Фэн-шуй предназначен не только для вашего дома — вы также можете носить изображения. Примерьте украшения с изображением ласточек или узоры с изображением ласточек на свою одежду, чтобы привлечь их удачу.
Известный китайский поэт Янь Шу обращается в своих стихотворениях к образу ласточки:
На тропинке красных цветов стало меньше,
Окрестные поля покрыты явственными зеленями,
И рощица в дымке, и башня за ней.
Весенний ветер срывает пух с ивы,
Бросает лицо мне сильней.
В изумрудной листве скрылась иволга,
За пурпурной шторой спряталась ласточка,
Над курильницей подымался дым.
Когда я протрезвился,
Косые лучи заходящего солнца осветили весь двор.
(Подстрочный перевод мой. — УХ.)
Цвет красный
Почти что слинял на тропинке,
Все явственней зелень
Окрестных полей.
И рощица в дымке,
И башня за ней.
А ветер весенний
Пух с ивы срывает,
Бросает лицо мне
Сильней и сильней…
За шторой пурпурною
Ласточка скрылась,
В листве бирюзовой
Замолк соловей.
Тревожен был сон,
Протрезвел я, проснувшись,
Дымок над курильницей
В спальне моей…
Косые лучи
Заходящего солнца,
Весь двор пышет
От ярких лучей.
(Перевод М. Басманова)
[Китайская классическая поэзия 2005: 74]
В начале данного стихотворения поэт создал такие образы, как «тропинка», «зелень», «рощица», рисующие прекрасный весенний пейзаж. В данном стихотворении художник использовал перифраз: «цвет красный» —
здесь имеются в виду «цветы». Образ увядших цветов указывает на времягода — конец весны. В этом стихотворении образ ласточки символизирует это время года, поэт с помощью орнитонима выразил свое сожаление об
ушедшей весне.
Другой поэт — Ван Вэй — также обращается к образу ласточки. В его стихотворении «Пишу в разгар весны среди полей и садов» содержатся строки:
На крыше кричит весенняя горлица,
За селом зацвел абрикос.
<........................................>
Ласточки возвращаются к прежним гнездам,
Старые люди глядят в новый календарь.
Чарку поднял, но не сразу поднес ко рту:
Грусть охватила, дальний вспомнился друг.
(подстрочный перевод мой. УХ.)
В разгар весны в деревне
Весенняя горлица
Так говорлива!
Белы и свежи
Абрикосов цветы.
<........................................>
Привет передали мне
Ласточки с юга,
Где старый мой друг
В этом новом году
Свой кубок не сразу
Подносит ко рту, —
Сидит,вспоминает
Отшельника-друга.
(перевод А. Гитовича)
[Ван Вэй, 1959: 64]
В начале данного стихотворения поэт Ван Вэй изображает ранний весенний пейзаж — «весенняя горлица», «зарделый абрикос». «Прилет ласточек», «новый численник» также являются атрибутами ранней весны. Но с прилетом ласточек у поэта ассоциировался «дальний друг» — ласточки уже прилетели к прежним гнездам, а друг еще скитается за границей. Тема весны и тема грусти об отсутствующем друге сливаются в стихотворении китайского поэта. Можно обратить внимание, что в поэтическом переводемотив возвращения ласточки, который акцентирован в подлиннике и
противопоставлен событиям из жизни человека, затушеван, хотя и понятен.
К образу ласточки как олицетворения весеннего обновления жизни
обращаются и китайские поэты первой трети ХХ века. Пример этого можно видеть в творчестве поэта известного китайского лирика начала ХХ века Фэн Чжи. Его стихотворение «Южная ночь»
содержит строки:
Мы спокойно сидим на берегу озера,
Слушаем рассказ ласточек о тихой южной ночи.
Южная ночь уже была принесена ими,
Ночные тростники распространяют тонкий аромат—
Я уже полюбил южную ночь,
Попрошу тебя ощутить такой тростниковый аромат.
(Подстрочный перевод мой. — УХ.)
Данное стихотворение было написано в 1929 году. В это период поэт был преподавателем на севере, но он очень скучал по родному краю. Поэтому здесь образ ласточки становится здесь символом весны и родного
юга. В стихотворении содержится тема памяти, в памяти поэта воссоздана идиллическая картина, ее атрибуты — тишина и покой ночного озера, аромат тростника и органическая составляющая этой картины — образ ласточки.
У Хань
ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Научный руководитель —
доктор филологических наук,
профессор Тропкина Н. Е.
Волгоград — 2015
В Китае испокон веков люди были рады видеть, как ласточка устраивает свой дом под
крышей своего дома, и считали это доброй приметой. Каждый год ласточки возвращаются
к своему старому гнезду, и первое дело для них — самец и самка вместе устраивают новый
дом или чинят старый дом.
У китайского народа ласточка часто ассоциируется с неудачным человеком и для выражения такого смысла говорят: где ласточкам и воробьям понять стремленья лебедя?
Исторически название Пекина связано с ласточкой и его называют ласточкиным городом. Причина в том, что в городе много гнезд ласточек, и ласточки, как считается, приносят благополучие и процветание. Ласточка каждый год прилетает и улетает, поэтому
некоторые поэты, как ЛюЮйси и Яншу, часто связывают это с судьбой человека и у них
ласточка часто ассоциируется с одиночеством и бездомностью человека.
Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что значение образа ласточки в
русской и китайской лингвокультурах имеет и сходства, и различия, через которые мы
постигаем своеобразие образа мышления двух народов, которое требует объяснения и обучения в межкультурном диалоге для наилучшего понимания друг друга.
Источники и литература
1) Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
2) Мифы народов мира: энциклопедия / Под ред. С.А. Токарева: В 2 т. М., 2008. С.
317-318.
3) Сурат И.З. Три века русской поэзии // Новый мир. М., 2007. № 4. С. 57-61.
4) Славянская мифология: энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Толстой. М.,
2002. С. 277.Образ ласточки в русской и китайской лингвокультурных традициях
Научный руководитель – Манерко Лариса Александровна
Ван Мэнмэн
https://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/el._variant_dissertacii_u.han_.pdf
https://www.sites.google.com/site/mifologiceskiepticy/home/informograf/lastocka-kitajskaa
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.61981c28-6479719b-df05b963-74722d776562/https/www.thespruce.com/swallow-bird-meaning-5223780