Об учебе на латыни
Поздравление с днем учителя на латыни и об учебе на латыни
Disertissimus mentor et magister
Gracias tibi populi et mundi agunt,
Phedagogi optimi omnium virorum.!
Автор Н.Турышева.
Перевод.
Красноречивийший учитель и наставник!
Благодарят тебя народы и миры!
Педагоги — лучшие из всех людей.
Использовала стих Римского поэта Катулла 49.
Disertissime Rōmulī nepōtum,
quot sunt quotque fuēre, Mārce Tullī,
quotque post aliīs erunt in annīs,
grātiās tibi maximās Catullus
agit pessimus omnium poēta,
tantō pessimus omnium poēta,
quantō tū optimus omnium patrōnus.
49
Самый Ромула внук красноречивый,
Всех, кто жил и живет, еще, Марк Туллий,
И премногих, что жить в грядущем будут,
Благодарность тебе с поклоном низким
Шлет Катулл, изо всех поэтов худший,
Точно так изо всех поэтов худший,
Как из всех ты патронов самый лучший.
Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений. АН СССР (Литературные памятники). М., «Наука», 1986.
Перевод С. В. Шервинского.
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1449001000
С днем учителя дорогие друзья! Будем стремиться к тому, чтобы Образование становилось и качественнее и доступнее!
Гуманнее и человечнее с каждым годом и веком!
Vivat! Vivat! [виват! виват!] Schola!
Да здравствует! Да здравствует! Школа!
Люди сами учатся когда учат.
Homines dum docent discunt. Seneca. Epistulae morales ad Lucilium. I.vii 8-
Об учении на латыни
Amīcus Plato, sed magis amīca verĭtas. Платон мне друг, но истина еще больший друг. Выражение восходит к Платону и Аристотелю.
Ars longa, vita brevis. Наука обширна (или Искусство обширно), а жизнь коротка. Из 1-го афоризма древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа (в переводе на латынь).
Alma mater — кормящая мать, мать-кормилица (почтительно об учебном заведении)
crescat scientia vita excolatur пусть знания растут, пусть жизнь обогащается
Auscultare disce. Учись (внимательно) слушать.
Disce, sed а doctis, indoctos ipse doceto. У знающих учись, а незнающих
сам учи.
Docendo discimus. Уча, учимся сами.
Historia est magistra vitae. История — учительница жизни.
Non est discipǔlus super magistrum. Ученик не выше учителя своего. Евангелие от Матфея.
Repetitio est mater studiōrum. Повторение — мать учения. Латинская пословица.
Scientia est potentia. Знание — сила. Афоризм, основанный на высказывании Ф.Бэкона в «Новом органоне».
Cogĭto, ergo sum. Я мыслю, следовательно я существую. Р. Декарт, «Начала философии».
Eruditio aspĕra optĭma est. Строгое обучение самое лучшее.
Honōris causā. «Ради почета», т.е. принимая во внимание заслуги; иногда — ради своей чести, для престижа или ради одной только чести, бескорыстно. Чаще всего употребляется для обозначения обычая присуждать ученую степень без защиты диссертации, в силу заслуг.
Ignorantia non est argumentum. Незнание — не довод. Бенедикт Спиноза, «Этика».
Nam sine doctrinā vita est quasi mortis imāgo. Ибо без науки жизнь есть как бы подобие смерти. Первоисточник не установлен; встречается у Ж.Б. Мольера, «Мещанин во дворянстве».
Radices litterarum amarae sunt, fructus dulces — Корни наук горьки, плоды сладки.
Donum didacticum — Дидактический дар.
Et gaudium et solatium in litteris — И радость, и утешение в науках.
Ex cathedra — С кафедры (то есть говорить нравоучительным тоном, авторитетно, непререкаемо).
Nota bene! (NB!). «Заметь хорошо», обрати внимание. Пометка, служащая для того, чтобы обратить внимание на какую-либо особую примечательную часть текста.
Nulla dies sine lineā. Ни дня без штриха; ни дня без строчки (употребляется в «Естественной истории» Гая Плиния Цецилия Старшего в отношении древнегреческого живописца Апеллеса).
Quod erat demonstrandum (q.e.d.). Что и требовалось доказать. Традиционная формула, завершающая доказательство.
Sapĕre aude. Решись быть мудрым. Гораций, «Послания».
Sapienti sat. Для понимающего достаточно того, что уже было сказано. Тит Макций Плавт, «Перс».
Sub specie aeternitātis. «Под видом вечности, под формой вечности»; с точки зрения вечности. Выражение из «Этики» Спинозы, доказывающего, что «природе разума свойственно постигать вещи под некоторой формой вечности».
Studendum vero semper ubique. Учиться надо всегда и везде. Из Квинтиллиана. *
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis. (СЭРМО ДАТУР КУНКТИС, АНИМИ САПИЕНЦИА ПАУЦИС)
Дар речи присущ всем, мудрость души — немногим. **
Sapiens semper beatus est. (САПИЭНС СЭМПЭР БЭАТУС ЭСТ).
Мудрец (знающий) всегда счастлив. **
Vivĕre est cogitāre. Жить — значит мыслить. Цицерон, «Тускуланские беседы». Девиз Вольтера.
Hic mortui vivunt, hic muti loquuntur.
[хик мо́ртуи ви́вунт, хик му́ти лёкву́нтур].
Здесь мертвые живы, здесь немые говорят.
Надпись над входом в библиотеку.
Homo doctus in se semper divitias habet.
[хо́мо до́ктус ин сэ сэ́мпэр диви́циас ха́бэт].
Ученый (ученый) человек в самом себе всегда имеет богатство.
Invēnit et perfēcit.
[Инвэ́нит эт пэрфэ́цит].
Изобрел и усовершенствовал.
Девиз Французской Академии наук.
Vivat Academia! Vivant professōres!
[Ви́ват Акадэ́миа! Ви́вант профэсо́рэс!]
Да здравствует университет, да здравствуют профессора!
Строка из студенческого гимна «Gaudeāmus».
*Вечные истины на вечной латыни. Латинские изречения. Центрполиграф. 2013.
Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений / Сост. В. Н. Купреянова, Н. М. Умнова. АН СССР. Сиб. отд-ние. Кафедра ин. яз. — 3-е изд., стёр. — Новосибирск: Наука, 1975. — 114 с.
**https://skio.ru/latin/dict-s.php
crescat scientia vita excolatur пусть знания растут, пусть жизнь обогащается Девиз Чикагского университета . Часто переводится на английском языке как «Пусть знание растет от большего к большему, и пусть человеческая жизнь обогащается», чтобы достичь ямба .
Auscultare disce. Учись (внимательно) слушать.
Disce, sed а doctis, indoctos ipse doceto. У знающих учись, а незнающих
сам учи.
Docendo discimus. Уча, учимся сами.
Historia est magistra vitae. История — учительница жизни.
Представляю так же небольшое стихотворение о преподавателях исторического факультета Омского педагогического института 1969-1973 годов.
Мы помним Nostri philosophii lectori! 1.
Фомин нам о Сократе оды пел.
А ПРОСИНА НАМ ОБСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫЛА
ЭТРУСКОВ, РИМСКИЙ МИФ И ГРЕКОВ Фермопилы.
И ЭНГЕЛЬСА ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА,
И ТЯГОТЫ АТТИЧЕСКОГО РАБСТВА.
ЕЛАГИНА ВЕЛА У НАС ЛАТЫНЬ —
LATINA LINGUA 2. -NOTA BENE 3. -studebamus4.
ET SCIO ME NESCIRE 5. DICEBAMUS.6
Захарова нам рассказала о Востоке
И древних поселениях Прииртышья.
В археологию влюбились мы безмерно.
Так поклоняясь музам мы учились.
Ученья сладкие плоды мы получали
И Gloriam magistri –славу педагогам
Возглашали.
1.Nostri philosophii lectori-наши учителя философии
2.LATINA LINGUA Латинский язык
3.NOTA BENE Заметьте
4.studeo учить, изучать
5.SCIO ME NESCIRE Знаю что, ничего не знаю
6.dicere говорить, произносить
Изучение Латыни в Омске
Анастасия Александровна Елагина моя наставница в латинском языке. 1.А:
— Латынь как предмет сначала не знали, куда деть: решили его «приложить» к кафедре иностранных языков. Это было 2 сентября 1974 года (первого сентября мне с большим трудом удалось перевестись в ОмГУ и уволиться из педагогического института с кафедры французского языка, где я работала ассистентом на 0,5 ставки. Вела я латынь с 1974/75 уч.г. на гуманитарном факультете (у филологов, историков, юристов). Мне очень нравилась кафедра, весь коллектив.
http://www.imit.omsu.ru/vestnik/articles/y1999-i3/a014/
У Анастасии Александровны училась я-Н.И.Турышева. И тоже стала латинистом.
О развитии преподавания антиковедения и латинского языка в Омске
К 45-летию окончания исторического факультета Омского педагогического института. Выпускникам 1973 года посвящается
Анастасия Александровна Елагина вела спец курс по латинскому языку на историческом факультете Омского педагогического института (сейчас университета) в 1970-71 и 1971-1972 учебных годах. Я посещала эти спецкурсы, и они были зачтены по результатам зачетов. В дальнейшем я преподавала латинский зык в Педагогическом институте на факультете иностранных языков на кафедре французского языка в 1974-1975 и 1975-1976 учебных годах
(фрагмент)
Античные стихи узнали и студенты педа,
В семидесятых латинист Елагина пришла,
Discipuli спрягали на уроках amo (te),
И на свидания ходили в темноте.
И семя было брошено тогда,
Что бы античность в Омске проросла.
Amo te( Амо те)-люблю тебя.
Discipuli (Дисципули)-ученики.