Ли Тан

Ли Тан родился приблизительно в 1050 году. С ранних лет он зарабатывал на жизнь живописью. При императоре Хуэйцзуне, он заслужил высокий ранг в Академии живописи.
Он пережил нашествие чжурчжэней в 1126-27, и, вместе с Академией живописи, переехал в Цяньтан (теперь Ханчжоу), который стал столицей вновь возродившейся династии Южная Сун. Он продолжал служить художником Академии и умер около 1130 года.
Ли был один из наиболее влиятельных пейзажистов раннего периода Южной Сун и имел много последователей. его творчество представляло собой жизненно важную связь между школой Северной Сун, школой (Го Си, Фэнь Куана, Ли Чена, и других пейзажистов Северной Сун), и более поздних художников Южной Сун, таких как Ся Гуй и Ма Юа, оба они изучали искусство Ли. Он разработал и усовершенствовал новую технику, которая придала скалам и горам особую выразительность.

«Сосновый ветер в ущельях», или иначе, «Сосны на ветру в бескрайних долинах», 188,7×139,8, шелк, тушь, краски, Нац. музей Гугун, Тайбэй). была создана Ли Таном еще в 1124 и остается единственной его датированной работой.

 

Ли Тан. Мальчик и буйвол. Гугун, Пекин.
Ли Тан. Мальчик и буйвол. Гугун, Пекин.

Ли Тан Ветер в соснах

Ли Чэн Рассеянная перспектива

Ли Чэн (919—967) — занимался пейзажем, был поэтом, теоретиком живописи, один из основоположников жанра монохромной пейзажной жиписи. Ли Чэн работал в период Пяти династий (907-960) и в начале правления династии Сун (960 — 1279). Начав с изучения и копирования произведений Цзин Хао и Гуань Туна, художник впоследствии выработал свою манеру и стал основателем стиля «затуманенных деревьев в ровной дали», который обрёл известность среди мастеров пейзажа

Ли Чен Одинокий храм среди вершин
Ли Чен Одинокий храм среди вершин

Ли Чен Одинокий храм среди вершин
На пейзажных свитках средневековых художников Китая облака, камни, потоки излучали ци, то есть дыхание жизни, а человеческие существа здесь — представители земли. Пейзажный свиток был таинственным явлением, выражавший суть всемирной природы. На свитке Ли Чена передний план тщательно прорисован. Мы видим группу хижин и два павильона, придворных в трактире, ученых, пьющих вино. Храм с шестью угольной башней в центре параллелен горным пикам в верхней части свитка. Мы начинаем смотреть с левого угла внизу, входим в свиток, немного стоим, проходим по мосту, смотрим на крыши домов вверх, на храм, на павильоны, затем на возвышающиеся пики вверху.
Увидеть все это сразу из одной позиции не получается. Помогает рассеянная перспектива, характерная для китайского пейзажного свитка.

Ли Чен Холодный лес и дикие равнины
Ли Чен Холодный лес и дикие равнины

Ли Чен Холодный лес и дикие равнины

Цюй Дин

Цюй Дин

Пейзажная живопись Северная Сун

Qū Dǐng- 屈鼎 — Цюй Дин (1023– 1056)

Летние горы. Цюй Дин
Летние горы. Цюй Дин

//Художник династии Сун (ок. 1023–ок. 1056). Ученик Янь Вэнгуя. Единственная сохранившаяся работа — «Летние горы»
Между 900 и 1100 годами китайские художники создавали видения пейзажа, которые изображали возвышенность творения. Зрители должны идентифицировать себя с человеческими фигурами на этих картинах. В летних горах путешественники направляются к уединенному храму. Центральная гора изображена во властном величии, как император среди своих подданных, вершина иерархии природы. Расширенное использование текстурных мазков и смывки тушью позволяет предположить, что «Летние горы» созданы мастером, работавшим около 1050 года, что подтверждается коллекционными печатями, принадлежащими императору Сун Хуэйцзуну (годы правления 1101–11025), каталог картин которого содержит три работы под названием «Лето». Декорации неизвестного художника Цюй Дина.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/39915
Янь Вэньгуй (кит. 燕文貴; также иногда Янь Гуй кит. 燕貴; кон. X – нач. XI вв.) — китайский художник.

Ван Симэн

Ван Симэн

Ван Симэн «Шань-шуй» — единство вечного и переменчивого, инь и ян

Ван Симэн ( ок. 1096г. – ок. 1119г) – китайский художник пейзажной живописи в эпоху сун. Ван Симэн создал свиток «Горы и воды на тысячу ли» в 1113 году. Этот свиток 12 метров в длину и более полуметра в ширину, самая большая картина, созданных в Китае. Художник изобразил грандиозную панораму гор и вод в соответствии со старинным стилем сине-зелёного пейзажа.

Ван Симэн выразил основу китайского пейзажа «шань-шуй» — единство вечного и переменчивого, инь и ян. Он соединил классичность старинного сине-зелёного стиля с изящным реалистическим рисунком, характерным для периода Сун.

В пейзаже Ван Симэня природа окутана светящейся золотистой атмосферой. Свиток выражает философско-религиозную суть китайского пейзажа «шань-шуй», основывающуюся на симбиозе даосизма, буддизма и конфуцианства.

Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли. 51,3 х 1191,5 см; Гугун, Пекин.. Фрагмент
Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли. 51,3 х 1191,5 см; Гугун, Пекин.. Фрагмент

Свиток длиной 11,9 метра (39 футов) под названием «Тысяча ли рек и гор» (千里江山图). Картина, законченная Ваном, когда ему было всего 18 лет, в 1113 году, была одной из крупнейших в истории Китая и была названа одним из величайших произведений китайского искусства. Картина находится в постоянной коллекции Дворцового музея в Пекине. «Китайские пейзажи «читаются», то есть их рассматривают справа налево». 1.

1.https://kultura.art/artworks/10914/a-thousand-li-of-rivers-and-mountains-part-7