Пионы японских художников

Пионы японских художников
Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858):
Пионы, цвет на шелке, период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане

Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858). Пионы.
Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858). Пионы.

Киитцу Судзуки. Пионы

Цвет на шелке, Период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане
На этой картине изображены три цветка пиона во всей красе. Однако здесь вместо характерного стиля Римпа с упрощенными лепестками и использованием тарасикоми на стеблях мы видим четкое, тщательное изображение вплоть до мелких деталей, напоминающее стиль китайских придворных художников. Как одна из немногих сохранившихся работ Киитсу с датой, эта работа является особенно редкой и ценной.

Chusaku OYAMA
1922 — японский художник Чусаку ОЯМА.
Пионы.

2009 — Чусаку Ояма скончался в возрасте 86 лет.

Пионы Chusaku OYAMA
Пионы Chusaku OYAMA

Кайо Ямагучи Kayo YAMAGUCHI
1899 — японский художник Кайо Ямагучи. Пионы.

Красные пионы, автор Кайо Ямагучи
Красные пионы, автор Кайо Ямагучи

Gyoshu HAYAMI

1894 — японский художник Гёшу ХАЯМИ.

Гёшу ХАЯМИ родился в Асакусе, Токио. Когда ему было четырнадцать лет, он поступил в школу живописи Ангадо, где изучил основы традиционных стилей живописи. В конце концов он стал учеником Имамуры Шико, старшего ученика в школе. Он впитал в себя все техники Нанга и Ямато-э и разработал свой собственный стиль. После этого он попробовал несколько разных подходов, включая детальный реализм и символический, декоративный стиль. Он смело продолжал экспериментировать с новыми стилями до своей ранней смерти в возрасте 40 лет.
Больше от этого художника

Черные пионы Gyoshu HAYAMI
Черные пионы Gyoshu HAYAMI

Сборник весеннего дождя (Харусамэ сю), том. 3: Ласточки и пионы
Тейсай Хокуба Японский
ок. 1820 г.
Сборник весеннего дождя (Харусамэ сю), том. 3: Ласточки и пионы
Тейсай Хокуба Японский
ок. 1820 г.

Суримоно — это частные гравюры на дереве, обычно заказанные отдельными поэтами или поэтическими группами в качестве новогодней поздравительной открытки. Стихи, чаще всего кёка (остроумный стих из тридцати одного слога), начертанные на гравюрах, обычно содержат удачные образы, связанные с весной, которая по лунному календарю начинается в первый день первого месяца. Темы суримоно часто эрудированы, часто ссылаясь на классику японской литературы как в текстах, так и в изображениях.

Все четыре композиции на этих листах (JP2362–2365) взяты из одного набора гравюр «Шесть гравюр с птицами и цветами для Уцуномии в провинции Симоцукэ» (Качо рокубан но учи, Симоцукэ Уцуномия). Сериал был заказан филиалом поэтической группы «Асакуса кёка», базирующейся в городе Уцуномия, к северу от Эдо (современный Токио). Художник Тейсай Хокуба, один из первых учеников великого мастера укиё-э Кацусика Хокусай, был наиболее известен как живописец, но иногда создавал роскошные заказы на суримоно. Здесь он продемонстрировал, как живописные эффекты могут быть достигнуты с помощью ксилографии за счет устранения контуров и тонкого использования градуированных тонов чернил (достигаемых путем ручного протирания печатных блоков).
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54146?sortBy=Relevance&ft=Teisai+Hokuba&offset=0&rpp=40&pos=14

Коичи НАБАТАМЕ

Пион Коичи НАБАТАМЕ
Пион Коичи НАБАТАМЕ

Коити Набатаме (родился в 1933 г.) работает/живет в Японии. Коити Набатаме известен своей живописью.
1933 — в префектуре Ибараки родился японский художник Коити НАБАТАМЕ.
1950 г. — получил первую премию на 35-й выставке Inten.
1972 — Стал учеником Тосио Мацуо .
1984 — Выставил свою работу «Усуреби» на 69-й выставке Интен и получил премию Японского художественного института.
1990 — Стал «додзин» Восстановленного японского художественного института.
1995 г. — получил премию министра образования в области изящных искусств на 80-й восстановленной выставке Inten.
1999 г. — получил премию премьер-министра на 84-й выставке «Восстановленный интен».
2000 г. — получил премию Японской академии искусств.
2002 г. — Назначен членом Японской академии искусств.

Тосио Мацуо — учитьель Коичи Набаматэ

Тосио Мацуо. Красные и белые пионы
Тосио Мацуо. Красные и белые пионы

1926 — в префектуре Нагасаки родился японский художник Тосио Мацуо.
1949 г. — Впервые принят на 34-ю Восстановленную выставку Интен.
1971 — Назначен Додзин Интен.
1979 — Награжден 35-й премией Японской академии художеств.
1994 — Стал членом Японской академии искусств.
2000 г. — избран деятелем культуры.
2012 г. — награжден Орденом культуры.
2016 — Тошио Мацуо скончался в возрасте 90 лет.
Тосио Мацуо.  Красивые весенние пионы
Тосио Мацуо. Красивые весенние пионы

TANIGAMI KONAN ( 1879-1928 )
TANIGAMI KONAN ( 1879-1928 )

Танигами Конан, 1879—1928, родился в 1879 году в префектуре Хёго. Он известный художник Нихон-га, изображающий птиц и цветы. Он был первым японцем, нарисовавшим западные цветы, и создал динамическую живопись цветов и птиц. Конан Танигами выпустила пять томов изображений западных растений, которые были опубликованы Unsodo 1917/18. «Seiyō sōka zufu» 西洋草花図譜 (A Picture Album of Western Plants and Flowers)
В 1917 году он был выбран для создания серии гравюр с пионами для Teiten (Императорской выставки). Он является одним из самых известных художников-натуралистов в Японии.

«Иллюстрация западных растений и цветов» Конана Танигами, 1917 г., опубликованная издательством «Гейшадо»

(из базы данных «КНИГА») цветок, и интерес японцев к западным цветам возрос, и это была эпоха, когда различие между японскими и западными цветами исчезало в цветочной культуре. На этом историческом фоне «Западные цветочные иллюстрации» Танигами Конана были опубликованы Гейшодо в виде сборника гравюр на дереве из пяти глав в мае 1914 года. Более 160 западных цветов нарисованы на 125 иллюстрациях, что делает эту уникальную коллекцию больших ярких цветов.

Танигами Конан. Пионы. 2
Танигами Конан. Пионы. 2

Конан -дизайнер работал с эпохи Мэйдзи до эпохи Тайсё. Участвовал в создании Ассоциации дизайнеров Осаки в 1925 году и играл активную роль в качестве одного из основателей. Он нарисовал множество дизайнов для текстильной торговой компании Itoman Shoten. (Из базы данных «BOOK») Manetia marantha.
http://psieboldii.blog48.fc2.com/blog-entry-44.html?sp

https://www.japanese-painting.com/artist/toshio_matsuo/artwork/4002-red_and_white_peonies.html

http://readercollection.com/Exhibitions-html-files-small/15a%20KachoGafu%201%20html.htm
10 Sōmoku Kachō Gafu (Альбом с картинками о растениях, цветах и ​​птицах), 1881 г., пятнадцать рисунков, нарисованных Ринсаем Сиба в стиле укиё, обыкновенный садовый пион ( Paeonia lactiflora ) и зеленый фазан ( Pavo muticus )

Sōmoku Kachō Gafu.   Обыкновенный садовый пион ( Paeonia lactiflora ) и зеленый фазан ( Pavo muticus )
Sōmoku Kachō Gafu. Обыкновенный садовый пион ( Paeonia lactiflora ) и зеленый фазан ( Pavo muticus )
Bijutsu Gafu. Стиль Нанга1., левое изображение – пион садовый обыкновенный ( Paeonia lactiflora ), правое изображение – хризантема цветовода ( Chrysanthemum grandiflorum )
Bijutsu Gafu. Стиль Нанга, левое изображение – пион садовый обыкновенный ( Paeonia lactiflora ), правое изображение – хризантема цветовода ( Chrysanthemum grandiflorum )
Kachō Sōmoku Saishiki Gafu. Левое изображение – японская глициния (Wisteria floribunda) и пестрая синица ( Sittiparus varius ), правое изображение — пион древовидный ( Paeonia suffruticosa ) и воробей яванский
Kachō Sōmoku Saishiki Gafu. Левое изображение – японская глициния (Wisteria floribunda) и пестрая синица ( Sittiparus varius ), правое изображение — пион древовидный ( Paeonia suffruticosa ) и воробей яванский

1.»Нанга (яп. 南画, «южная живопись»), также известна как бундзинга (яп. 文人画, «живопись учёных») — крупная японская школа живописи тушью и водяными красками на шёлке, пик расцвета которой пришёлся на конец периода Эдо. Она была популярна среди художников, считавших себя интеллектуалами. Название «нанга» — это сокращение слова «нансюга» (яп. 南宗画), отсылающего к китайской «южной школе» живописи. Характерной особенностью нанга является восхищение китайской культурой учёных мужей. Источником вдохновения для школы нанга была монохромная живопись, обычно исполненная чёрной тушью, иногда с добавлением небольшого количества цвета, почти всегда изображавшая пейзажи или другие традиционные сюжеты.» Википедия

Япония Хиросигэ

Япония художника Хиросигэ
1.Пейзаж в гравюре
2.Токайдо Хиросигэ
3.«Сто знаменитых видов Эдо» Хиосигэ

1.Пейзаж в гравюре
Пейзаж в гравюре начал формироваться как отдельный жанр почти одновременно с ведущими жанрами укиё-э — театральными портретами и изображениями красавиц, но достиг своей зрелости в 30-е годы XIX века. В 1765 году началось массовое внедрение в издательскую практику многоцветной печати. Существующие до этого периода двух — трехцветные гравюры называли бэнидзури-э. Многоцветные же гравюры, появление которых на рубеже 1764 и 1765 годов традиционно связывают с именем Судзуки Харунобу (1725-1770), называли нисики-э («парчовые картины») или Адзума нисики-э, что означает «гравюры, сделанные в Эдо». По ещё одному названию города, поскольку слово адзума — в широком смысле — наименование востока, восточного направления, что соответствовало местоположению столицы. Творческое сотрудничество так называемых рэн — литературных или поэтических кружков, в данном случае сотрудничество «Кикурэнся» с художником Судзуки Харунобу способствовало появлению нового сюжетах гравюр и их трактовки. Именно они заказали Харунобу создание иллюстрированных календарей эгоёми, напечатанных в несколько красок. Отличие этих гравюр от всего, что было выполнено художником раньше, заключалось не столько в технических нововведениях, сколько в интерпретации сюжетов. Изысканность стилистики Харунобу, обращенная к классичекому искусству периода Xэйян (794-1185), задала тон развитию.
Считается, что с 1764 гола начинается классический период укие, который продолжался около половины столетия. Это было время деятельности плеяды блестящих мастеров: Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1820), Тосюсай Сяраку (работал в 1794-1795 годы), Собинсай Эйси (1756-1829), а также Исода Корюсай (работал в 1770-1780-е гг.), Торияма Сэкиэн (1712-1788). Особенно интересным представляется творчество Торияма Сэкиэна, которому приписывают важные технические нововведения, известные как Ториямахико, а также как Сэкиэн Гафу («картины Сэкиэна»), которые датируются 1775 годом.
Вероятно, это первые примеры использования техники градации в цветной печати, которую впоследствии так эффективно применял Андо Хиросигэ в своих пейзажных гравюрах. Это время считается периодом наивысшего расцвета искусства укиё-э. Первая половина и середина XIX века — его последний период, ознаменованный появлением нового поколения мастеров.
Ведущими жанрами по-прежнему оставались бидзинга и якуся-э. В этом жанре работают крупнейшие мастера, такие как Утагава Тоёкуни (1769-1825), Хосода Эйси (1756-1829), Кэйсай Эйсэн (1790-1848) и другие. Они создавали произведения, не уступающие гравюре 1780-1790-х годов, но обладающие своей особой выразительностью, своим
языком — более реалистичным, чем раньше.

В 1830-1840-х годах все чаше появляются безжизненные, формальные произведения, в которых пристрастие к внешним эффектам вытесняет передачу настроения модели, составлявшую едва ли не главное достоинство гравюры второй половины XVIII века. Черты упадка в японской гравюре обозначились несколько позже, в эпоху Бакумацу (1853-1867), непосредственно перед революцией Мэйдзи 1868 года. Распространение понятия «упадок» на всю гравюру первой половины — середины XIX века вряд ли правомерно, хотя бы потому, что именно в этот период бурное развитие получает жанр фукэйга — пейзаж.

Родоначальником пейзажной гравюры укиё-э считается Кацусика Хокусай (1760-1849). По своему типу пейзаж укиё-э не-обычен для искусства Японии. От традиционного дальневосточного пейзажа, который принято понимать как отображение философской картины мира, его отличает гораздо большее внимание к реально изображаемой местности.
Другим немаловажным аспектом является постепенное повышение художественного вкуса горожан, появление некоего симбиоза культуры и богатства, ведь купцы и ремесленники контролировали около 90% национального богатства Японии в конце периода Эдо.

Именно Андо Хиросигэ (1797- 1858) суждено было стать ведущим мастером пейзажной гравюры, одним из наиболее ярких представителей жанра пейзажа в укиё-э. Он соединил в своем творчестве опыт предыдущих мастеров, и пейзаж укиё-э в его работах достиг наиболее полного выражения. Хиросигэ был художником, который вслед за Хокусаем сумел органично соединить в своих гравюрах приемы западноевропейского построения пространства с линейным ритмом, присущим японской гравюре на дереве, с уже сложившейся в укиё-э структурой листа.
Безусловно, родоначальником пейзажной гравюры укиё-э является Кацусика Хокусай (1760— 1849), который в 1820-е годы создал свои наиболее знаменитые пейзажные серии, включая «36 видов горы Фудзи» (1828). Творчество Хокусая оказало огромное влияние на его современников, в том числе на 30-летнего Андо Хиросигэ, который, начиная с 1830-х годов, работает исключительно в жанре пейзажа. Он развивает одну из линий, наметившуюся в пейзажных работах Хокусая, но акцентирует свое внимание на создании лирического образа природы.

Первые пейзажи Хиросигэ появились в конце 1820-х годов, это «Знаменитые виды восточной столицы» и «Восемь видов озера Бива». Внезапный успех этих серий подтвердил правильность выбора Хиросигэ и способствовал установлению его репутации как мастера пейзажа.
В творчестве Хиросигэ можно выделить две основные темы, к которым он обращался на протяжении своей жизни. Это тема дороги Токайдо и виды его родного города — столицы Эдо.
Японский художник Андо Хиросигэ (1797-1858) создал серию гравюр,  посвященных дороге Токайдо,  соединяющую древнюю императорскую столицу  Киото  с  Эдо (современный Токио). Эта тема была необычайно популярна  в гравюре и литературе укиэ-дзоси периода Эдо (1603-1868). Гравюры Хиросигэ принадлежат к сокровищам  японского национального и мирового искусства. На протяжении всего творчества художник постоянно возвращается к теме дороги. Чрезвычайную популярность тема дороги приобрела в период Эдо, когда был издан правительственный указ  разрешающий свободное перемещение по стране. В гравюрах, посвященных тракту Токайдо, наиболее ярко проявился талант Хиросигэ-мастера лирического пейзажа.

Хиросигэ. Нумадзу
Хиросигэ. Нумадзу

Нумадзу,  отстоящая от Эдо на 118,3 км., была известна  красивыми соснами, растущими на берегу залива.   Местность соседствует  с двумя вулканами Хаконэ и Аитака.  Это двенадцатая станция дороги  Токайдо.   Замок Мидзумо Тадатомо,  возведенный в 1777, можно видеть в правой стороне листа. На переднем плане гравюры  расстилается  широкая равнина, покрытая пеленой тумана.  Далее за полосой стилизованных белых облаков — длинная изломанная линия темных предгорий, изображенных на фоне желтеющего закатного неба,  постепенно переходящего в черную  полосу бокаси.  Слева величественно возвышается гора Фудзи с белоснежной вершиной,  доминируя в пространстве гравюры.

 Хиросигэ. Мост Нихонбаси
Хиросигэ. Мост Нихонбаси

Мост Нихонбаси (мост Японии) был исходным пунктом дороги Токайдо, связывающим Эдо с Киото. Он являлся символом не только Эдо, но и всей Японии. Переброшенный по приказу сегуна в восьмом году Кайте (1602) через реку Нихонбасигава, которая соединяет реку Симуда и каналы окружающие замок Эдо, мост Нихонбаси служил нулевой точкой отсчета расстояний по всей Японии. От него брали начало основные пять трактов, самым значительным из которых была дорога Токайдо. Все слои Японского общества от императоров до самураев, дайме и священников до торговцев и простых крестьян пользовались этой дорогой.
Мы видим мост Нихонбаси, по которому движется дайме со своей свитой. Проводники несут большие красные коробки (хасами-бако) и фамильные штандарты дайме. Передний план заполнен уличными лоточниками, продавцами рыбы, женщинами и детьми. Хиросигэ жил в этом районе Эдо с 1849 по 1858 годы.

Хиросигэ. Кавасаки
Хиросигэ. Кавасаки

Кавасаки – вторая станция дороги Токайдо. Расстояние от Нихонбаси 17,6 км. Река Рокуго, протекающая здесь и впадающая в Токийский залив, была первым препятствиям на пути к Киото. Эта местность была известна своими внезапными наводнениями. Наводимые мосты смывались разбушевавшейся рекой и их не спешили восстанавливать, поскольку основным занятием местных жителей была паромная переправа. Во время Хиросигэ с утра до вечера через реку курсировали семь паромов , которые он и изобразил на гравюре. Зритель может видеть здесь набережную реки с паромами пересекающими ее. На переднем плане — небольшая группа путников.

Хиросигэ. Окабэ
Хиросигэ. Окабэ

Окабэ
Двадцать первая станция Окабэ знаменита тем, что в этом месте дорога Токайдо сливалась с древней узкой дорогой Цута но Хосомити, что буквально значит «Узкая дорога плюща», которая ассоциировалась у Японцев с именем поэта Аривара но Нарихира (825-880), одного из шести знаменитых поэтов периода Хэйан (794-1185), который воспевал ее в своих поэмах.
В гравюре «Рэйсэ Токайдо», посвященной станции Окабэ, Хиросигэ изображает узкую дорогу, проходящую глубоко между крутыми холмами, поросшими редкими деревьями, как бы нависающими над ней. Вершина огромного холма в центре композиции срезана краем гравюры. Этот лист один из лучших примеров колористического решения. Богатая гамма серого, оливкового и изумрудно-зеленого сочетается с голубизной вечернего неба, постепенно переходящего в темно-синюю полоску бокаси в верхней части листа, что придает пейзажу таинственность и напряженность.

Хиросигэ. Фудзиэда
Хиросигэ. Фудзиэда

В гравюре перед зрителем разворачивается широкая легко обозримая панорама. На переднем плане путешественники переходят неглубокую реку вброд, несмотря на то, что справа расположен дощатый мостик. Вдали, в центре, композиции видны жёлтые крыши деревни, а за ней с обеих сторон высится плотная полоса густого высокого леса.

.

Хиросигэ. Каная
Хиросигэ. Каная

Каная
Двадцать четвертая станция дороги Токайдо – Каная – была стратегически важным объектом для контроля над переправами и мостами через реку Ои. Каная была местом рождения одной из одиозных фигур Японской истории: Нихон –дзаэмона. Он, подобно Робин Гуду, грабил только богатых путешественников на дороге Токайдо. После реставрации Мэйдзи (1868) эти земли стали самой большой областью в Японии, где выращивали чай. За круглым горным склоном в правой части композиции, поросшим редкими соснами, открываются бесконечные дали. Почти в центе у подножья холма виднеются крыши деревьев и сосны. Небо окрашено яркой вечерней зарей. В этом листе Хиросигэ проявил высочайшее мастерство в передаче лирического настроения спокойного летнего вечера, который окутал провинцию Каная.

Хиросигэ. Ниссака
Хиросигэ. Ниссака

Ниссака
Двадцать пятая станция дороги славилась своими рисовыми лепешками, известными как «варабимоси». С этой местностью была связана легенда о камне, возле которого разбойники убили женщину, и с тех пор он по ночам издавал жалобные крики. Позже эти места посетил монах Кукай ( Кобо Дайсе) – основоположник тантрической школы Сингон  (774-835) и вырезал на этом камне часть сутры, и крики прекратились. В гравюре художник рисует узкую горную дорогу, идущую от перевала на горе Сае, по которой движется процессия носильщиков. В первой части композиции Хиросигэ изобразил четыре чайных домика, применив линейную перспективу. Он использует ее просто и гармонично, в чем можно убедиться на примере этого листа. Хиросигэ не стремился, как мастера классической живописи, подчинить изобразительный строй философской концепции и не ограничивался воссозданием одной мимолётной сюжетной сцены. Внимание направлено на стройную организованность пространства, на его протяженность. В пейзаже, показанном с высокой точки зрения, сочетаются различные приемы передачи пространства. В этом прослеживается схожесть с экспериментами в области передачи пространства Утагава Тоехару, Маруяма Оке и других мастеров «перспективных картин» мэганэ-э и укиэ.

 Хиросигэ. Саканосита
Хиросигэ. Саканосита

Хиросигэ в своих сериях, посвященных дороге Токайдо, решал проблему передачи освещенного пространства.
Саканосита была 48 станцией дороги Токайдо. Дорога была достаточно тяжелой, поскольку проходила у подножья склона Тадзуками. Красота горных цепей в этой области восхищала приезжих. На гравюре показаны путешественники, восхищающиеся захватывающим видом на краю пропасти. На противоположной стороне ущелья видна группа серых пиков, сосны, водопады.

Хиросигэ. Сайго Хоси
Хиросигэ. Сайго Хоси

Гравюра с изображением четырнадцатой станции дороги Токайдо из серии «Со-хицу годзюсан цуги» является примером сотрудничества двух маститых художников — Хиросигэ и Кунисада. За толстым стволом дерева, срезанного краем картуша, виднеется конус отдаленной Фудзи и ниже небольшая полоска предгорий. На фоне пейзажа, изображенного Хиросигэ, Кунисада на переднем плане гравюры рисует фигуру знаменитого своим паломничеством поэта монаха Сайгэ Хоси, жившего в конце периода Хэйан (794-1185) – начале периода Камакура (1185-1333).

3.«Сто знаменитых видов Эдо» Хиосигэ
Известная серия «Сто знаменитых видов Эдо», завершает творчество художника.
В серии лежит идея пути, перемещения в пространстве. Зритель вслед за художником видит различные районы и пригороды Эдо: аристократические, где жили даймё и высокопоставленные самураи; кварталы ремесленников и торговцев; замки, сионистские святилища и буддийские храмы; сады и парки столицы; кварталы «Есивара». В каждой из гравюр Хиросигэ показывает неповторимые особенности природы той или иной местности, ее достопримечательности. Часто, заявляя в названии листа тот или иной храм, святилище, он не помешает его в композицию, а лишь дает намек на его присутствие деталями, которые были хорошо понятны его современникам. Многие гравюры серии построены по принципу ассоциативности, когда незначительный для европейского зрителя элемент навевал — целый ряд поэтических образов и настроений, обогащая смысл гравюры.

Еще один немаловажный принцип, который положен в концепцию серии, заключается в традиционном для всего японского изобразительного искусства делении гравюр серии по временам года, поскольку время в его циклической повторяемости было неотъемлемым атрибутом жизни природы. Смена сезонов выражается в гравюрах изображением различных характерных растений и цветов. В этой серии Хиросигэ предстает замечательным мастером композиционных решений, в которых соотношение природы и человека постоянно меняется.
На каждой гравюре серии помешены однотипные тексты. В правом верхнем углу в красном прямоугольном картуше в скорописной манере иероглифического письма начертано название серии. В квадратном картуше, разнообразном по цвету, помешено краткое описание, изображенной местности. Подпись Хиросигэ заключена в другой прямоугольник, который располагается внизу листа слева или справа. На полях гравюры слева в нижней ее части стоит печать издателя — «Ситая Уоэй» («Уоя Эйкити из района Ситая»). Вверху, также на полях помешены две цензорские печати, одна из них с датой, в которой обозначен месяц и циклический знак года создания гравюры. Другая печать обозначает слово «проверено». Судя по этим печатям, серия издавалась с 1856 по 1858 годы. Номера гравюр, представленные на титульном листе, не соответствуют датам и порядку напечатания, кроме того, впоследствии все гравюры были объединены по сезонам. Первые 42 гравюры представляют весенние виды Восточной столицы. Следующие 29 гравюр изображают летние виды Эдо. Листы с 73 по 98-ой посвящены осеннему сезону. Завершают серию 19 зимних видов.
Композиционную структуру гравюр можно подразделить на два главных типа. К первому можно отнести гравюры, в которых ощутимы натурные зарисовки. К другому типу композиций относятся листы с декоративным решением. Крупный первый план этих литов приобретает смысловое и эмоциональное значение при сопоставлении с необозримыми далями пейзажа. Примером подобного композиционного решения можно назвать лист «Мост Суйдобаси в местности Суругадай».

Хиросигэ. Мост Суйдобаси в местности Суругадай. Хиросигэ
Хиросигэ. Мост Суйдобаси в местности Суругадай. Хиросигэ

Изображение огромного карпа, занимающего весь первый план гравюры, противопоставлено открывающемуся за ним панорамному виду уходящего вдаль огромного пространства с серой Фудзи на горизонте. Подобные флаги, называемые коинобори, вывешивались на вертикальных шестах возле домов, где жили мальчики, достигшие семи лет. Карп издавна считался символом стойкости и мужества, поскольку, согласно древней легенде, карп, преодолевая водопад, превращался в дракона. Темное пятно туловиша рыбы резко контрастирует со светлыми, красочными далями, внося цветовой акцент и усиливая общую декоративность композиции. При всей декоративности листов, точность в изображении формы различных предметов сохраняется.
Наиболее просты и естественны по своему композиционному решению листы, посвященные жанровым сценам. Композиции в таких листах носят характер одноплановости. Горизонт в них уходит за верхний край листа, который срезает, иногда почти до основания, показанные с высокой точки зрения постройки и деревья.
Жанровые гравюры в серии «Сто замечательных видов Эдо» немногочисленны, они лишь оттеняют те листы, где изображены просторы природы и где фигурам отводится либо второстепенная роль, либо Хиросигэ вообще отказывается от их введения в пейзаж. Стремление передать глубину пространства, которое само по себе играет важную роль, — вот главная цель в композициях подобного рода. И в этих листах наиболее явно проступает влияние «перспективных картин» мэганэ- э и укиэ, хотя он отказывается от нарочитого применения линейной перспективы, за исключением листа «Квартал Суругатё», в котором перспектива нарочито подчеркнута. Композиция листов, где Хиросигэ стремится изобразить панорамные дали, обычно устойчивая, четкая и строится на чередовании пространственных планов, уводящих взгляд в глубину. Здесь он использует точку зрения с высоты птичьего полета.
Так композиционно организован лист «Ясное утро после снегопада у моста Нихонбаси». Такая организация пространства делает пейзаж легко обозримым, сразу воспринимаемым. Обилие деталей в изображении людей, строений делает сцену конкретной, исторически достоверной. Но в то же время присутствует некоторая суетность и измельченность, благодаря которой контраст между этой сценой и пейзажем, занимающим почти две трети листа, становится более очевидным. Диагонали лодок уводят взгляд вдаль, создавая тем самым иллюзию глубины пространства. Другим ярким примером подобного композиционного решения служит лист «Местность Сусаки и Дзюманцубо в Фукагава», в которой могучий орел на первом плане, с рапростертыми в полете крыльями, воспринимается как символ могущества и власти.

Местность Сусаки и Дзюманцубо в Фукагава. Хиросигэ
Местность Сусаки и Дзюманцубо в Фукагава. Хиросигэ

Характерным для серии композиционным построением может служить лист «Праздничная процессия Санно в Кодзимати».

«Праздничная процессия Санно в Кодзимати». Хиросигэ.
«Праздничная процессия Санно в Кодзимати». Хиросигэ.

В этом листе для передачи глубины пространства также применен прием контрастного противопоставления переднего и дальнего планов. Другой композиционный прием, в котором также присутствует сопоставление планов, заключается в своеобразной точке зрения сверху, но «сквозь» предметы, приближенные к переднему плану.

 

Ирисы в Хорикири. Хиросигэ
Ирисы в Хорикири. Хиросигэ

Гравюры Андо Хиросигэ «Сто знаменитых видов Эдо» — необыкновенной красоты пейзажи и жанровые сцены.

Виды дороги Токайдо Хиросигэ

Виды дороги Токайдо Хиросигэ

Японский художник Андо Хиросигэ (1797-1858) создал серию гравюр,  посвященных дороге Токайдо,  соединяющую древнюю императорскую столицу  Киото  с  Эдо (современный Токио). Эта тема была необычайно популярна  в гравюре и литературе укиэ-дзоси периода Эдо (1603-1868). Гравюры Хиросигэ принадлежат к сокровищам  японского национального и мирового искусства. На протяжении всего творчества художник постоянно возвращается к теме дороги. Чрезвычайную популярность тема дороги приобрела в период Эдо, когда был издан правительственный указ  разрешающий свободное перемещение по стране. В гравюрах, посвященных тракту Токайдо, наиболее ярко проявился талант Хиросигэ-мастера лирического пейзажа.

Хиросигэ. Нумадзу
Хиросигэ. Нумадзу

Нумадзу,  отстоящая от Эдо на 118,3 км., была известна  красивыми соснами, растущими на берегу залива.   Местность соседствует  с двумя вулканами Хаконэ и Аитака.  Это двенадцатая станция дороги  Токайдо.   Замок Мидзумо Тадатомо,  возведенный в 1777, можно видеть в правой стороне листа. На переднем плане гравюры  расстилается  широкая равнина, покрытая пеленой тумана.  Далее за полосой стилизованных белых облаков — длинная изломанная линия темных предгорий, изображенных на фоне желтеющего закатного неба,  постепенно переходящего в черную  полосу бокаси.  Слева величественно возвышается гора Фудзи с белоснежной вершиной,  доминируя в пространстве гравюры.

 

 Хиросигэ. Мост Нихонбаси
Хиросигэ. Мост Нихонбаси

Мост Нихонбаси (мост Японии) был исходным пунктом дороги Токайдо, связывающим Эдо с Киото. Он являлся символом не только Эдо, но и всей Японии. Переброшенный по приказу сегуна в восьмом году Кайте (1602) через реку Нихонбасигава, которая соединяет реку Симуда и каналы окружающие замок Эдо, мост Нихонбаси служил нулевой точкой отсчета расстояний по всей Японии. От него брали начало основные пять трактов, самым значительным из которых была дорога Токайдо. Все слои Японского общества от императоров до самураев, дайме и священников до торговцев и простых крестьян пользовались этой дорогой.
Мы видим мост Нихонбаси, по которому движется дайме со своей свитой. Проводники несут большие красные коробки (хасами-бако) и фамильные штандарты дайме. Передний план заполнен уличными лоточниками, продавцами рыбы, женщинами и детьми. Хиросигэ жил в этом районе Эдо с 1849 по 1858 годы.

Хиросигэ. Кавасаки
Хиросигэ. Кавасаки

Кавасаки – вторая станция дороги Токайдо. Расстояние от Нихонбаси 17,6 км. Река Рокуго, протекающая здесь и впадающая в Токийский залив, была первым препятствиям на пути к Киото. Эта местность была известна своими внезапными наводнениями. Наводимые мосты смывались разбушевавшейся рекой и их не спешили восстанавливать, поскольку основным занятием местных жителей была паромная переправа. Во время Хиросигэ с утра до вечера через реку курсировали семь паромов , которые он и изобразил на гравюре. Зритель может видеть здесь набережную реки с паромами пересекающими ее. На переднем плане — небольшая группа путников.

Хиросигэ. Окабэ
Хиросигэ. Окабэ

Окабэ
Двадцать первая станция Окабэ знаменита тем, что в этом месте дорога Токайдо сливалась с древней узкой дорогой Цута но Хосомити, что буквально значит «Узкая дорога плюща», которая ассоциировалась у Японцев с именем поэта Аривара но Нарихира (825-880), одного из шести знаменитых поэтов периода Хэйан (794-1185), который воспевал ее в своих поэмах.
В гравюре «Рэйсэ Токайдо», посвященной станции Окабэ, Хиросигэ изображает узкую дорогу, проходящую глубоко между крутыми холмами, поросшими редкими деревьями, как бы нависающими над ней. Вершина огромного холма в центре композиции срезана краем гравюры. Этот лист один из лучших примеров колористического решения. Богатая гамма серого, оливкового и изумрудно-зеленого сочетается с голубизной вечернего неба, постепенно переходящего в темно-синюю полоску бокаси в верхней части листа, что придает пейзажу таинственность и напряженность.

Хиросигэ. Фудзиэда
Хиросигэ. Фудзиэда

В гравюре перед зрителем разворачивается широкая легко обозримая панорама. На переднем плане путешественники переходят неглубокую реку вброд, несмотря на то, что справа расположен дощатый мостик. Вдали, в центре, композиции видны жёлтые крыши деревни, а за ней с обеих сторон высится плотная полоса густого высокого леса.

.

Хиросигэ. Каная
Хиросигэ. Каная

Каная
Двадцать четвертая станция дороги Токайдо – Каная – была стратегически важным объектом для контроля над переправами и мостами через реку Ои. Каная была местом рождения одной из одиозных фигур Японской истории: Нихон –дзаэмона. Он, подобно Робин Гуду, грабил только богатых путешественников на дороге Токайдо. После реставрации Мэйдзи (1868) эти земли стали самой большой областью в Японии, где выращивали чай. За круглым горным склоном в правой части композиции, поросшим редкими соснами, открываются бесконечные дали. Почти в центе у подножья холма виднеются крыши деревьев и сосны. Небо окрашено яркой вечерней зарей. В этом листе Хиросигэ проявил высочайшее мастерство в передаче лирического настроения спокойного летнего вечера, который окутал провинцию Каная.

Хиросигэ. Ниссака
Хиросигэ. Ниссака

Ниссака
Двадцать пятая станция дороги славилась своими рисовыми лепешками, известными как «варабимоси». С этой местностью была связана легенда о камне, возле которого разбойники убили женщину, и с тех пор он по ночам издавал жалобные крики. Позже эти места посетил монах Кукай ( Кобо Дайсе) – основоположник тантрической школы Сингон  (774-835) и вырезал на этом камне часть сутры, и крики прекратились. В гравюре художник рисует узкую горную дорогу, идущую от перевала на горе Сае, по которой движется процессия носильщиков. В первой части композиции Хиросигэ изобразил четыре чайных домика, применив линейную перспективу. Он использует ее просто и гармонично, в чем можно убедиться на примере этого листа. Хиросигэ не стремился, как мастера классической живописи, подчинить изобразительный строй философской концепции и не ограничивался воссозданием одной мимолётной сюжетной сцены. Внимание направлено на стройную организованность пространства, на его протяженность. В пейзаже, показанном с высокой точки зрения, сочетаются различные приемы передачи пространства. В этом прослеживается схожесть с экспериментами в области передачи пространства Утагава Тоехару, Маруяма Оке и других мастеров «перспективных картин» мэганэ-э и укиэ.
Хиросигэ в своих сериях, посвященных дороге Токайдо, решал проблему передачи освещенного пространства.

 

Ракузан — Rakusan Tsuchiya (1896 — 1976)

Ракузан. Сакура. 1934
Ракузан. Сакура. 1934
Ракусан Цучия. Раннее лето. Rakusan Tsuchiya Birds and flowers of Japan Early Summer
Ракусан Цучия. Раннее лето. Rakusan Tsuchiya Birds and flowers of Japan Early Summer
Ракузан Качо Гафу — Цапля — Зима
Ракузан Качо Гафу — Цапля — Зима

Ракузан — Rakusan Tsuchiya (1896 — 1976) — японский художник, мастер ксилографии. Его настоящее имя — Козо Цутия, которым он, как правило, подписывал свои гравюры. Кроме того, у него было еще более пяти имен. Вот некоторые: Rakuzan Koushisei, Koushisei, Rakusan, Rakuzan.
Родился 25 апреля 1896 года в префектуре Хёго. Когда он был еще ребенком, его семья переехала в Киото, где вскоре и раскрылись таланты Ракузана. Несмотря на то, что его семья не имела влиятельных друзей, Ракузан все же был в 1913 г. принят в студию Такеучи Сэйхо (1864 — 1942 гг.) — самого известного художника киотского периода. В 1920 г. Ракузан закончил учебу и уже к 25-му году начал подготовку к серии работ, которые вскоре принесли ему известность.
А самой известной работой его была серия гравюр «Цветы и птицы», которая состояла из 100 гравюр и сделана в его собственной студии. В период между 1929-1933 гг. Ракузан опубликовал эту серию ограниченным тиражом в 200 экземпляров.

Хоть и предполагался ограниченный тираж, но гравюры оказались настолько популярны, что пришлось издать их во второй раз, а потом и в третий. Второе издание было сделано незадолго до закрытия студии в 1941 г., третье издание напечатано уже в период с 1948 по 1955 гг, и после этого студия была уже закрыта навсегда.

Ракузан. ок. 1930 Лето.
Ракузан. ок. 1930 Лето.