Даосизм, как одна из составных частей традиционного культурного наследия, представляет собой сложный компонент духовной культуры современного Китая. Отражая этнокультурные особенности, он становится мощным непосредственным и опосредованным фактором влияния на идеологию, политику и культуру современной КНР. Идеология даосизма стала в ХХ веке активной силой на мировой арене благодаря распространению китайской культуры, функционирующей на разных уровнях. Неслучайно и то, что «Дао дэ цзин» после перевода Библии находится на втором месте в мире. Это обусловлено тем, по словам французского исследователя-синолога К.М. Скиппера, что даосизм жизнеспособен благодаря исключительной преемственности и непрерывности традиции. В мировой практике уже многие десятилетия функционируют школы по изучению цигун, боевых искусств, психологии даосизма. Но при этом, сложность трактовки даосской традиции в современной культуре Китая объясняется несколькими позициями. Во-первых, она исторически отражается в даосских институтах (школах и монастырях), в социальных учениях медицинской практики, в мистике, в философии традиционной китайской борьбы, и поэтому даосизм не доступен для восприятия всех. Во-вторых, даосизм, это не только образ жизни, но и философия жизни, которая учит чувствовать и сопереживать естественному миру, поэтому неслучайно он пронизан поэтическим и музыкальным звучанием. В-третьих, даосизм, как определенный социальный институт, играет доминирующую роль в развитии традиционной духовной китайской культуры, влияет на идеологию Китая и стран АТР.
1) Мировоззренческие позиции даосизма, представленные в «Дао-дэ-цзин» и «Чжуан-цзы», в ходе исследования обосновываются через категории всеобщность («Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию»), первозданность (Дао «не рождается и не умирает») , совершенствование(«Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] Дао, а Дао следует самому себе.»). Это позволяет заключить, что китайская культура обладает «даосской природой».
2) Символическая природа даосизма характеризуется ярко выраженной системой проявления взаимосвязи «внутреннего» и «внешнего» начала, где под внутренним понимается идея Дао, а под внешним – реализация Дао в тем образах, которые мыслятся в конкретном контексте (от ощущений и чувств человека, его эмоций, психических проявлений до природных явлений, так Человек и Природа в даосизме – одно целое). Соотношение мыслимого и реального – внутреннего и внешнего – кроется в символической природе даосизма.
3) Философско-символическое даосское обоснование китайской живописи раскрывается через ее доминирующие факторы (одухотворённый ритм живого движения, структурный метод пользования кистью, применение красок сообразно с объектом, соответствие изображения роду вещей, следование и копирование древности), которые позволяют соотнести символическое начало и технику исполнения.
4) Традиционная китайская живопись имеет разнообразные жанры и особенности, которые являются подтверждением отражения философии и идей даосизма в духовной жизни китайского общества и в живописи, в частности: Дао раскрывает смысл реальности (через гармонию тела и природы), символика рисунка олицетворяет жизненную позицию, произведения живописи раскрывают внутренний мир человека, но не образы внешнего. Таким образом, соотношение «внутреннего-внешнего» раскрывает переплетение эстетико-философского с этико-философским началом даосизма.
Из диссертации Ван Цзяня. Отражение философии даосизма в живописи Китая.
http://www.dslib.net/religio-vedenie/otrazhenie-filosofii-daosizma-v-zhivopisi-kitaja.html
М. Элиаде ИРИ (Антонов М.) — §132. Лао Цзы и даосизм
На свитке VII века, это уже эпоха Тан, когда писали стихи великие Ли Бо и Ду Фу, когда живопись Китая стала обретать свою силу и духовность, мы опять встречаемся с учителями даосами на свитке «Даосские учителя подносят императору новое издание «Даодэцзин». Даосские учителя бережно хранят свое знание. Здесь они преподносят рукопись императору. Но они так же сохраняют традицию, которая жива и в наши дни. Свиток выполнен в ярких насыщенных тонах, праздничных и торжественных. Фигуры даосов, деревья, император с приближенными-все красочно, жизнерадостно и жизнелюбиво. Оттенки розового, голубого, кирпичного, лимонного, сиреневого, белого, зеленого транслируют нам, зрителям XXI века, энергетику придворного светского действа и духовной церемонии, дают нам возможность соприкоснуться с житейским и трансцендентным танского Китая.
Фань Куань ( первое имя Фань Чжунчжэн) (работал в 990-1026)
был даосским отшельником, носившим грубую одежду, употреблявшим простую пищу, любившим вино и дороги, человеком полным благородной простоты с грубыми и невоздержанными манерами. Критик XI века Го Жо-сюй описывает его так: «Внешность Куаня сурова как в древности, поведение необузданно грубое».
Даосским монахом стал в конце жизни выдающийся китайский художник Хуан Гунван (1269-1354гг.). У него было несколько прозвищ: И-фэн (Одинокий горный пик), Циншу (Обитель чистоты), Дачи (Превеликий глупец), Цзинси ( Даос, что к западу от колодца).
В преклонном возрасте художник поселился в горах Фучунь и здесь создал свое произведение «Отшельничество в горах Фучунь». Перед смертью художник постригся в монахи даосской школы Истинного учения.
Свиток «Отшельничество в горах Фучунь» выразил идеи и раздумья мастера о свободной и естественной жизни в гармонии с природой. Картине художник сообщает дух простоты и безыскусности. Отказываясь от точности изображения, он создает обобщенный образ, достигающий сердечной глубины и полноты охвата.
Выразить то, что находится за миром видимого -бесконечное дао, то что являлось ему во время длительных одиноких прогулок по горам Фучунь — цель художника.
В своем труде «Секрет пейзажа» Хуан Гунван пишет: «Корень сосны не виден, словно благородный муж в изгнании. Рощица молодых деревьев-словно груз лет маленького человека.»
Чистота и отрешенность веют с его полотна, равновесие и гармония, спокойствие и бесконечность.
Ван Мэн (1308-1385) — аристократ и чиновник вынужден был оставить службу и уединиться на горе Желтого Журавля ( Хуанхао) недалеко от Суджоу. Он стал называть себя «Собиратель дров с горы «Желтого Журавля». Затем в Суджоу он приобрел известность как художник. Но впоследствии, по-видимому, по ложному доносу был осужден и попал в тюрьму. Там он и умер в возрасте 77 лет. Ван Мэн жил в период беспрерывных смут. В годы его жизни вспыхнуло восстание «красных повязок». Эти события отразились на творчестве художника, на его стиле.
Пейзаж «Жилище в горах Цинбянь» (1366 г. Музей Шанхая) принадлежит к категории «пейзажа отшельничества». Этот пейзаж изображает жилище в Усине — месте, котором жил время от времени его дед Чжао Мэнфу. Дом, спрятанный среди гор, видится убежищем и местом покоя. Все в пейзаже навевает воспоминания о прежней мирной и безопасной жизни.
Художник стремится показать упорядоченный мир-мироздание, гармоничное и равновесное — но резко очерченные и неестественные светотени и нарушение пропорций, кривые линии разбивает это равновесие. Мир полон тревоги и волнения на картине. Ван Мэна иногда называют китайским экспрессионистом, проводя параллель с европейской живописью. Так же как сравнивали Сюй Вэя с Ван Гогом.
«Лесная пещера в Цзюйцюе» (Гугун, Тайбэй) подписан «Дровосек с горы Жёлтого журавля». Ван Мэн написал это для «возвышенного учёного из Скромного пристанища». Ученый сидит перед пристанищем с волшебным грибом (линчжи) в руках. Слуга ведет из леса оленей. Другой — кормит журавлей. Журавли, олени, линчжи — даосские благоприятствующие символы.
Свиток Ван Мэна «Гэ Чжичуань перевозит своё жилище» написана в 1360-х годах. Гэ Чжичуань — историческая личность, знаменитый даосский алхимик, живший в 3 веке н.э. Он – автор даосского алхимического трактата «Баопуцзы нейбянь», за который его позднее включили в пантеон бессмертных. Путешествие изображенное на свитке предпринято по видимому в поисках киновари которое нужно было для приготовления эликсира бессмертия.
Ван Мэн следовал традиции пейзажной живописи. Но во многом – он новатор, повлиявший на живопись следующих эпох.
Дай Цзинь был выдающимся китайским художником в средний период существования империи Мин, лидером так называемой школы Чжэ. Часто обращался к даосским сюжетам.
Дао в Райской пещере, свиток, цвет на шелке, 210,5 x 83 см. Находится во Дворце-музее в Пекине. Эта картина основана на истории о том, что Желтый Император отправился в горы Конгтон, чтобы встретиться со знаменитым даосским мудрецом Чуанцзы.
https://turisheva.ru/?p=3787
Хуан Гунван. Свиток «Чистота после внезапного снега».