Хризантема

Хризантема в искусстве
«Хризантемы пленительно поблекли, багряные листья кружились в воздухе, не в силах противостоять внезапным порывам ветра, — право, более прелестной картины и вообразить невозможно»
(Повесть о Гэндзи)

Бакуфу Оно. Хризантемы
Бакуфу Оно. Хризантемы

Изысканную хризантему почитают во всем мире, особенно в Японии. Пишут о ней поэты.
Как тает иней, павший на цветы
Той хризантемы, что растет у дома,
Где я живу,
Так, жизнь, растаешь ты,
Исполненная нежною любовью!
Рёкан Стихи монаха дзен Рёкана

Изображают художники.

Уильям Сей 1825 Британский музей. Хризантемы

Уильям Сей 1825 Британский музей. Хризантемы
Уильям Сей 1825 Британский музей. Хризантемы

Каждый год ботанический сад в Токио проводит выставку хризантем.
Национальное общество хризантем проводит две осенних выставки- в сентябре и в ноябре. Но если вы не можете побывать на этих выставках искусство поможет вам любоваться цветами.
АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы  АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы
АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы

АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы АНРИ ФАНТЕН-ЛАТУР. Хризантемы
Анри Фантен-Латур ( 1836 — 1904) — французский художник и литограф.

Станислава Вильгельм Lilpop (1863-1930)
Станислава Вильгельм Lilpop (1863-1930)

Станислава Вильгельм Lilpop (1863-1930)

Литография Антона Седера (1850-1916) в стиле модерн для печати в 1890 году. Хризантема, клубника.
Литография Антона Седера (1850-1916) в стиле модерн для печати в 1890 году. Хризантема, клубника.

Импрессионисты были под влиянием японского искусства, но то, что Ван Гог и Фантен-Латур (увидеть его изображение хризантемы в вазе выше) изобразили, сильно отличается от того, что создал Хокусай.

Эдуард Мане. Хризантемы. 1881
Эдуард Мане. Хризантемы. 1881

Клод Моне. Хризантемы
Клод Моне. Хризантемы

Клод Моне. Хризантемы

У англичан Уильям Моррис создавал обои с хризантемами:

У.Моррис. Обои с хризантемами
У.Моррис. Обои с хризантемами

Уильям Моррис. Хризантемы. Обои
Уильям Моррис 1834- 1896) — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист, прерафаэлит.

Игорь Грабарь — граненый стакан и хризантемы
Игорь Грабарь — граненый стакан и хризантемы
Русские художники рисуют хризантемы.

Ханабуса Иттё. Хризантемы и кот. Кон 17-. нач. 18 в.
Ханабуса Иттё. Хризантемы и кот. Кон 17-. нач. 18 в.

Ивасаки Цунэмаса

Ивасаки Цуньяса Желтые хризантемы
Ивасаки Цуньяса Желтые хризантемы

Коитцу. Tsuchiya Koitsu Хризантема. 20 век..
Коитцу. Tsuchiya Koitsu Хризантема. 20 век..

Кейка Хасегава. Хризантема
Кейка Хасегава. Хризантема
Кано Байрей. Птица и хризантема
Кано Байрей. Птица и хризантема
Лю Цзи, «Лавр, Хризантема и Птицы»
Лю Цзи, «Лавр, Хризантема и Птицы»
Fan Chang Tien(范昌乾). Хризантема
Fan Chang Tien(范昌乾). Хризантема
Онг Шанг Чов Хризантема
Онг Шанг Чов Хризантема
Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.
Люй Цзи. Кассия, хризантема и горные птицы. Гугун, Пекин.

Фикус

Фи́кус (лат. Ficus — смоковница, фига) — род растений семейства Тутовые (Moraceae), в составе которого образует монотипную трибу Фикусовые (Ficeae). Большинство видов — вечнозелёные, некоторые — листопадные.

Наиболее известным представителем рода является фиговое дерево (Ficus carica L.), известное как смоква, или винная ягода, или инжир, или фига. Также известен Фикус бенджамина, выращиваемый в комнатных условиях как декоративное растение.

Многие виды фикусов начинают жизнь как эпифиты, затем образуют придаточные корни, достигающие земли и разрастающиеся в мощные колоннообразные опоры для огромной кроны (баньян). Воздушные корни некоторых эпифитных фикусов способны плотно оплетать ствол дерева-хозяина, вызывая его отмирание (так называемые фикусы-удушители).

Листья фикуса религиозного (Ficus religiosa)
Листья очередные, реже супротивные, цельные, зубчатые или лопастные. Прилистники очень крупные; они одевают почку, но в большинстве случаев скоро отпадают и лишь изредка сохраняются после распускания листьев. «Фиговый лист» — устойчивая речевая форма во многих языках, в том числе и русском; несчётное число раз изображался на живописных полотнах и гравюрах старых мастеров.

Все части растения содержат млечный сок. Млечный сок некоторых видов (Ficus heterophylla, Ficus sycomorus, Ficus indica) используется в медицине.

Цветки собраны в пазушные соцветия, одиночные или сгруппированные по нескольку, и иногда на безлистном побеге образующие конечный колос или кисть. Цветоложе в соцветии большей частью в виде полого шара или груши с отверстием на верхушке; внутри на таком цветоложе располагаются мелкие цветки; мужские вместе с женскими или мужские отдельно от женских; иногда мужских цветков бывает очень мало, и они располагаются тогда у отверстия соцветия, а женские занимают всю остальную поверхность его. При каждом цветке иногда развиваются кроющие листья, иногда их не бывает. Цветок состоит из 2—6-раздельного или лопастного околоцветника, более развитого при мужском цветке. Тычинок либо 1, либо 2 или 3—6; нити у них короткие, пыльники либо выдаются из околоцветника, либо нет. Пестик один с одногнёздой (реже 3-2-гнёздой) односемянной завязью, с простым столбиком, не выдающимся из отверстия цветоложа. Опыляются насекомыми.

Плоды — особые плодовые тела — сикониумы: орешки, заключённые в мясистое цветоложе (фигу). Искривлённый зародыш окружён белком.

Преимущественно в тропических странах (на островах и побережьях Индийского и Тихого океанов, в южной Африке и в Средиземноморье), редко — в умеренном климате. Ficus carica (смоковница), например, растёт и плодоносит в Крыму, Закавказье, Средней Азии.
Священная фига, Фикус священный, Фикус религиозный, дерево бодхи (лат. Ficus religiosa) — вечнозелёное дерево, вид рода Фикус семейства Тутовые (Moraceae), произрастающее в Индии, Непале, Шри-Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай.

Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску.

Считается буддистами одним из символов просветления Будды Шакьямуни, сидя именно под таким деревом принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и стал Буддой. У буддистов известно под названием дерево «Бодхи», на сингальском языке bodi.

Дерево, под которым Будда достиг просветления, является центром композиции. Местные жители поклонялись ему, поскольку было известно, что он является резиденцией божества природы, которое здесь выходит из дерева и алтаря, чтобы прославить Будду. Сам алтарь покрыт травой куша, используемой в контексте жертвоприношений. У основания алтаря богиня земли поднялась с земли и почтительно преклонила колени перед ним.
Фикус микрокарпа, также известный как китайский баньян, индийский лавр или куртинный инжир, является баньяновым деревом, произрастающим в Индии, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и Австралии.
https://www.clevelandart.org/art/1997.151
Это вечнозеленое дерево с округлой густой кроной, достигающее высоты 15 м и более, с гладкой корой серого цвета, с млечным соком и длинными, тонкими, свисающими воздушными корнями.

Ficus microcarpa широко высаживают в качестве уличных деревьев, а также перед школами и правительственными зданиями.

PATRICK SIU CHINESE CALLIGRAPHY & LANDSCAPE PAINTING 蕭燿漢談書畫

Plant : Ficus microcarpa and Ficus macrophylla

Сад поместья Небамуна. Деревья и плоды
Сад поместья Небамуна. Деревья и плоды

1.Сикомо́р (лат. Fícus sycómorus), так называемая библейская смоковница — один из видов рода фикус семейства Тутовые. Иногда сикомором называют клён белый (явор) и платан.

Родиной считается Египет (Пс. 77:47)[8]. Произрастает в дикой природе в Макаронезии, Египте, Восточной, Западной и Южной Африке, Анголе и Камеруне, на Мадагаскаре и на Аравийском полуострове.

Сикомор достигает 16 метров высоты, обладает мощной кроной. В кроне сикомора сидел Закхей, высматривая Иисуса Христа (Лк. 19:4; в синодальном переводе говорится о смоковнице).

Сикомор имеет плотную и прочную древесину. Древесина употреблялась для столярных работ (Ис. 9:10), в Древнем Египте — на саркофаги.

С древности культивируется из-за съедобных плодов (оранжево-розовые фиги 25—50 мм в диаметре), напоминающих винную ягоду, фигу. О собирании плодов сикомора говорится в Библии (Амос. 7:14). Сикомор до сих пор культивируют в Иордании, на Кипре и в Израиле. Сикомор используется в медицине
Мандрагора — любовь, плодовитость. В Египте — символ любви и приворотное зелье; в Греции — атрибут Афродиты Мандрагорской. «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблони; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный» (Песнь Песней 7: 12-14).

Пионы японских художников

Пионы японских художников
Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858):
Пионы, цвет на шелке, период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане

Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858). Пионы.
Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858). Пионы.

Киитцу Судзуки. Пионы

Цвет на шелке, Период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане
На этой картине изображены три цветка пиона во всей красе. Однако здесь вместо характерного стиля Римпа с упрощенными лепестками и использованием тарасикоми на стеблях мы видим четкое, тщательное изображение вплоть до мелких деталей, напоминающее стиль китайских придворных художников. Как одна из немногих сохранившихся работ Киитсу с датой, эта работа является особенно редкой и ценной.

Chusaku OYAMA
1922 — японский художник Чусаку ОЯМА.
Пионы.

2009 — Чусаку Ояма скончался в возрасте 86 лет.

Пионы Chusaku OYAMA
Пионы Chusaku OYAMA

Кайо Ямагучи Kayo YAMAGUCHI
1899 — японский художник Кайо Ямагучи. Пионы.

Красные пионы, автор Кайо Ямагучи
Красные пионы, автор Кайо Ямагучи

Gyoshu HAYAMI

1894 — японский художник Гёшу ХАЯМИ.

Гёшу ХАЯМИ родился в Асакусе, Токио. Когда ему было четырнадцать лет, он поступил в школу живописи Ангадо, где изучил основы традиционных стилей живописи. В конце концов он стал учеником Имамуры Шико, старшего ученика в школе. Он впитал в себя все техники Нанга и Ямато-э и разработал свой собственный стиль. После этого он попробовал несколько разных подходов, включая детальный реализм и символический, декоративный стиль. Он смело продолжал экспериментировать с новыми стилями до своей ранней смерти в возрасте 40 лет.
Больше от этого художника

Черные пионы Gyoshu HAYAMI
Черные пионы Gyoshu HAYAMI

Сборник весеннего дождя (Харусамэ сю), том. 3: Ласточки и пионы
Тейсай Хокуба Японский
ок. 1820 г.
Сборник весеннего дождя (Харусамэ сю), том. 3: Ласточки и пионы
Тейсай Хокуба Японский
ок. 1820 г.

Суримоно — это частные гравюры на дереве, обычно заказанные отдельными поэтами или поэтическими группами в качестве новогодней поздравительной открытки. Стихи, чаще всего кёка (остроумный стих из тридцати одного слога), начертанные на гравюрах, обычно содержат удачные образы, связанные с весной, которая по лунному календарю начинается в первый день первого месяца. Темы суримоно часто эрудированы, часто ссылаясь на классику японской литературы как в текстах, так и в изображениях.

Все четыре композиции на этих листах (JP2362–2365) взяты из одного набора гравюр «Шесть гравюр с птицами и цветами для Уцуномии в провинции Симоцукэ» (Качо рокубан но учи, Симоцукэ Уцуномия). Сериал был заказан филиалом поэтической группы «Асакуса кёка», базирующейся в городе Уцуномия, к северу от Эдо (современный Токио). Художник Тейсай Хокуба, один из первых учеников великого мастера укиё-э Кацусика Хокусай, был наиболее известен как живописец, но иногда создавал роскошные заказы на суримоно. Здесь он продемонстрировал, как живописные эффекты могут быть достигнуты с помощью ксилографии за счет устранения контуров и тонкого использования градуированных тонов чернил (достигаемых путем ручного протирания печатных блоков).
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54146?sortBy=Relevance&ft=Teisai+Hokuba&offset=0&rpp=40&pos=14

Коичи НАБАТАМЕ

Пион Коичи НАБАТАМЕ
Пион Коичи НАБАТАМЕ

Коити Набатаме (родился в 1933 г.) работает/живет в Японии. Коити Набатаме известен своей живописью.
1933 — в префектуре Ибараки родился японский художник Коити НАБАТАМЕ.
1950 г. — получил первую премию на 35-й выставке Inten.
1972 — Стал учеником Тосио Мацуо .
1984 — Выставил свою работу «Усуреби» на 69-й выставке Интен и получил премию Японского художественного института.
1990 — Стал «додзин» Восстановленного японского художественного института.
1995 г. — получил премию министра образования в области изящных искусств на 80-й восстановленной выставке Inten.
1999 г. — получил премию премьер-министра на 84-й выставке «Восстановленный интен».
2000 г. — получил премию Японской академии искусств.
2002 г. — Назначен членом Японской академии искусств.

Тосио Мацуо — учитьель Коичи Набаматэ

Тосио Мацуо. Красные и белые пионы
Тосио Мацуо. Красные и белые пионы

1926 — в префектуре Нагасаки родился японский художник Тосио Мацуо.
1949 г. — Впервые принят на 34-ю Восстановленную выставку Интен.
1971 — Назначен Додзин Интен.
1979 — Награжден 35-й премией Японской академии художеств.
1994 — Стал членом Японской академии искусств.
2000 г. — избран деятелем культуры.
2012 г. — награжден Орденом культуры.
2016 — Тошио Мацуо скончался в возрасте 90 лет.
Тосио Мацуо.  Красивые весенние пионы
Тосио Мацуо. Красивые весенние пионы

TANIGAMI KONAN ( 1879-1928 )
TANIGAMI KONAN ( 1879-1928 )

Танигами Конан, 1879—1928, родился в 1879 году в префектуре Хёго. Он известный художник Нихон-га, изображающий птиц и цветы. Он был первым японцем, нарисовавшим западные цветы, и создал динамическую живопись цветов и птиц. Конан Танигами выпустила пять томов изображений западных растений, которые были опубликованы Unsodo 1917/18. «Seiyō sōka zufu» 西洋草花図譜 (A Picture Album of Western Plants and Flowers)
В 1917 году он был выбран для создания серии гравюр с пионами для Teiten (Императорской выставки). Он является одним из самых известных художников-натуралистов в Японии.

«Иллюстрация западных растений и цветов» Конана Танигами, 1917 г., опубликованная издательством «Гейшадо»

(из базы данных «КНИГА») цветок, и интерес японцев к западным цветам возрос, и это была эпоха, когда различие между японскими и западными цветами исчезало в цветочной культуре. На этом историческом фоне «Западные цветочные иллюстрации» Танигами Конана были опубликованы Гейшодо в виде сборника гравюр на дереве из пяти глав в мае 1914 года. Более 160 западных цветов нарисованы на 125 иллюстрациях, что делает эту уникальную коллекцию больших ярких цветов.

Танигами Конан. Пионы. 2
Танигами Конан. Пионы. 2

Конан -дизайнер работал с эпохи Мэйдзи до эпохи Тайсё. Участвовал в создании Ассоциации дизайнеров Осаки в 1925 году и играл активную роль в качестве одного из основателей. Он нарисовал множество дизайнов для текстильной торговой компании Itoman Shoten. (Из базы данных «BOOK») Manetia marantha.
http://psieboldii.blog48.fc2.com/blog-entry-44.html?sp

https://www.japanese-painting.com/artist/toshio_matsuo/artwork/4002-red_and_white_peonies.html

http://readercollection.com/Exhibitions-html-files-small/15a%20KachoGafu%201%20html.htm
10 Sōmoku Kachō Gafu (Альбом с картинками о растениях, цветах и ​​птицах), 1881 г., пятнадцать рисунков, нарисованных Ринсаем Сиба в стиле укиё, обыкновенный садовый пион ( Paeonia lactiflora ) и зеленый фазан ( Pavo muticus )

Sōmoku Kachō Gafu.   Обыкновенный садовый пион ( Paeonia lactiflora ) и зеленый фазан ( Pavo muticus )
Sōmoku Kachō Gafu. Обыкновенный садовый пион ( Paeonia lactiflora ) и зеленый фазан ( Pavo muticus )
Bijutsu Gafu. Стиль Нанга1., левое изображение – пион садовый обыкновенный ( Paeonia lactiflora ), правое изображение – хризантема цветовода ( Chrysanthemum grandiflorum )
Bijutsu Gafu. Стиль Нанга, левое изображение – пион садовый обыкновенный ( Paeonia lactiflora ), правое изображение – хризантема цветовода ( Chrysanthemum grandiflorum )
Kachō Sōmoku Saishiki Gafu. Левое изображение – японская глициния (Wisteria floribunda) и пестрая синица ( Sittiparus varius ), правое изображение — пион древовидный ( Paeonia suffruticosa ) и воробей яванский
Kachō Sōmoku Saishiki Gafu. Левое изображение – японская глициния (Wisteria floribunda) и пестрая синица ( Sittiparus varius ), правое изображение — пион древовидный ( Paeonia suffruticosa ) и воробей яванский

1.»Нанга (яп. 南画, «южная живопись»), также известна как бундзинга (яп. 文人画, «живопись учёных») — крупная японская школа живописи тушью и водяными красками на шёлке, пик расцвета которой пришёлся на конец периода Эдо. Она была популярна среди художников, считавших себя интеллектуалами. Название «нанга» — это сокращение слова «нансюга» (яп. 南宗画), отсылающего к китайской «южной школе» живописи. Характерной особенностью нанга является восхищение китайской культурой учёных мужей. Источником вдохновения для школы нанга была монохромная живопись, обычно исполненная чёрной тушью, иногда с добавлением небольшого количества цвета, почти всегда изображавшая пейзажи или другие традиционные сюжеты.» Википедия

Бамбук на Курилах Наровчатова

Саза курильская (справа от тропы) под пологом каменноберёзового леса.
Саза курильская (справа от тропы) под пологом каменноберёзового леса.

Са́за кури́льская, или Кури́льский бамбу́к, или Бамбу́чник (лат. Sasa kurilensis) — вид вечнозелёных цветковых растений рода Саза (Sasa) семейства Злаки (Poaceae). Является единственным коренным видом бамбука на территории России и бывшего СССР.
В природе ареал вида охватывает Японию (острова Хоккайдо и Хонсю), Корейский полуостров, Сахалин и Курильские острова. Северная граница распространения бамбука проходит через остров Кетой[4]. Произрастает по горным склонам, образует сплошные заросли. На юге Сахалина и Курильских островов образует непролазные бамбуковые заросли. С другой стороны, на острове Шикотан заросли бамбучника не слишком густы, и встречающийся здесь стланик довольно легко преодолим. Один из самых холодостойких видов бамбука. Акклиматизирован в других регионах России и Украины.

Сергей Наровчатов, советский поэт, 1919-1981 гг.
Сергей Наровчатов
* * *
Покрыл бамбук пологий склон
Непроходимой чащей.
Весь горный склон
Заполонен
Его листвой звенящей.

Когда в сверканье первых гроз
Земля сжимала складки
И подняла над морем мост
От тропиков к Камчатке,

Здесь с севером смешался юг,
И, солнцем напоенный,
Сюда пришел тогда бамбук
Тропой вечнозеленой.

Когда же новых катастроф
Забушевали силы,
Дробя на сотни островов
Скалистые Курилы,

И в свете первозданных звезд
Опять распался древний мост,
Бамбук прижился на всегда
В лесах чужого края,
Тысячелетья, как года,
Спокойно провожая.

Он не боится зимних вьюг,
С коротким свыкся летом,
Согрел его навеки юг
Своим теплом и светом

Серге́й Серге́евич Наровча́тов (3 октября 1919[1], Хвалынск, Саратовская губерния, РСФСР[1] — 22 июля 1981, Коктебель, Крымская область) — русский советский поэт, критик и журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда (1979). Член ВКП(б) с 1943 года.

С. С. Наровчатов родился 3 октября 1919 года в Хвалынске (ныне Саратовская область), детство провёл в Москве, в 1933 году вместе с матерью переехал в Магадан, где в заключении находился его отец, там и окончил среднюю школу № 1 (старейшую в Магадане, ныне — лицей им. Н. К. Крупской).

Окончил Институт философии, литературы и истории (МИФЛИ, 1941) и Литературный институт имени А. М. Горького (1941).

Участник советско-финской и Великой Отечественной войны. С декабря 1941 года военный корреспондент, с августа 1942 года — корреспондент-организатор газеты «Отважный воин» 2-й ударной армии, старший лейтенант, капитан.

С 1971 года секретарь СП СССР и первый секретарь Московского отделения СП РСФСР. В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Живые традиции советской поэзии». Член Московского горкома КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР.