Тигр 2022

Тигр 2022

Тигр керамический
Тигр керамический

Китайский Новый год наступает во вторник, 1 февраля. Китайский Новый год, также известный как Лунный Новый год или Фестиваль Весны, отмечается во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Этот праздник знаменует собой конец зимы и начало долгожданной весны! Легенда о животных китайского Зодиака Пожелания на китайский Новый год
Еще легенда о китайском Новом годе: Нянь
По китайскому гороскопу 2022 год — год Тигра. Итак, что же готовит нам год Тигра? И будет ли он лучше, чем 2021 ( Год Быка )?

Что означает Тигр?
Китайский Зодиак восходит к династии Цинь более 2000 лет назад и уходит своими корнями в систему зоолатрии (или поклонения животным). Как гласит легенда, Нефритовый император бросил вызов всем животным в Королевстве на «Великую гонку». Тот, кто первым прибудет в его дворец, завоюет его благосклонность. Тигр был уверен, что гонка у него в кармане, но в итоге занял третье место после того, как хитрая Крыса и рабочая лошадка Бык опередили его. Таким образом, Тигры — крайне конкурентоспособные люди, известные своей отвагой и честолюбием. Тигры амбициозны, но они также чрезвычайно щедры в стремлении помочь другим. Тигры хотят побеждать, но они также всегда ищут справедливости.

Я родился в год Тигра?
Если вы родились в 1926, 1938, 1950, 1962, 1974, 1986, 1998 или 2010 году, вы родились в год Тигра. Среди известных людей, родившихся в годы Тигра , королева Елизавета II , Кристофер Ллойд, Стиви Уандер, Мартин Шорт, Джон Бон Джови, Леонардо ДиКаприко, Пенелопа Крус, Леди Гага , Джон Батист и Шон Мендес. Какая-то мега-талантливая компания!

Так что же нас ждет в год Тигра?
Год Крысы (2020) был посвящен выживанию, а Год Быка (2021) — закреплению себя в новой реальности. Год Тигра принесет большие перемены. Это будет год рисков и приключений. Мы снова находим энтузиазм, как для себя, так и для других. Все возбуждены, щедрость находится на рекордно высоком уровне, и социальный прогресс снова кажется возможным.

Тигр ассоциируется с Ян (мужской, активной) энергией. Тигры делают все по-своему и ненавидят, когда им говорят, что делать. Ожидайте, что в этом году все быстро изменится. Следует ожидать внезапных сбоев в карьере, романтических отношениях и семейной жизни. Некоторые из нас будут процветать, совершая большие прыжки, в то время как другие могут потерпеть крах и сгореть. Таким образом, хотя важно следовать своей интуиции и следовать своим самым смелым мечтам, это означает, что мы также должны контролировать свое эго.

В дополнение к животным китайский Зодиак также циклически повторяет пять стихийных типов. Так что это не только год Тигра, это год Водяного Тигра. Водные годы вызывают наши эмоции больше, чем любой другой элемент. Водяные Тигры ориентированы на семью и имеют прекрасные межличностные отношения. Хотя они чрезвычайно целеустремленны и могут быть дерзкими, их цель всегда состоит в том, чтобы делать то, что лучше для всех, а не только для себя. В целом, это год смены карьеры, создания команд или возвращения к творческим проектам. Жизнь коротка, так почему бы не быть счастливым?

Я Тигр. Будет ли 2022 год лучшим в моей жизни?
Рожденные под этим знаком, вы можете подумать, что год Тигра — это ваше время сиять, но, к сожалению, на самом деле все наоборот. Традиционно год знака зодиака является самым неудачным для них в китайской астрологии. Тем не менее, поскольку 2022 год — это яростное преследование страстей для всех знаков, как Тигр, вы знаете, как добиться успеха или вернуться домой лучше, чем большинство. Вы можете быть вознаграждены за смелый риск, на который готовы пойти.

Хотя это не идеальный год для Тигра, этот год будет отличным для Лошадей (которые ставят свободу превыше всего), Свиней (прагматичных, но движимых удовольствиями) и Собак (которые яростно преданы). Обезьянам (которые руководствуются интеллектом, а не действиями) и Змеям (которые любят тайно разрабатывать стратегии) ​​в этом году может быть труднее.

Что приносит Тигру удачу в этом году?
Согласно китайскому зодиаку, определенные символы, направления и цвета благоприятны для каждого знака зодиака. Это может относиться к тем, кто родился под этим знаком, а также ко всем нам в течение этого конкретного зодиакального года. В год Тигра это:

Цвета : синий, зеленый

Числа : 1, 3, 7

Цветы : сливовый цвет

Направление : Север
***

В мастерских деревни (六营村) уезда Фэнсян провинции Шэньси кипит работа. Художники лепят и раскрашивают традиционные глиняные фигурки к Году Тигра.
К празднику наследник фэнсянской глиняной скульптуры Ху Синьмин и его сын Ху Цзиньвэй подготовили серию работ с благопожелательным смыслом «虎虎生威», обращённым к могуществу тигра.
Тигр по имени Хуахуа олицетворяет радость в Новом году, Сяосяо желает всеобщего благоденствия, мира и спокойствия (国泰民安).
Золотой тигр, цзиньху, говорит: 财源广进 — Желаю вам богатства! Маленький Байбай изгоняет бесов, предотвращает зло и приносит спокойствие, а баловник Доудоу наполняет дом весельем.
Тигр по имени Чжаочжао выражает такие новогодние пожелания, как:
万事如意 — Желаю исполнения желаний во всём!
招财进宝 — Богатства и сокровищ!
Сейчас фигурки тигров пользуются большим спросом на рынке. Объём заказов превышает возможности мастерской Ху, ведь каждую скульптуру художники делают вручную.
Традиционные народные фигурки из глины являются нематериальным культурным наследием Фэнсяна. Бллее 600 лет назад в деревне Люин размещалась армия Чжу Юаньчжана.
В свободное от службы время военные собирали глину и лепили фигурки. Так родилось ремесло, нашедшее спрос и не забытое по сей день.

Тигр царь зверей

Тигр царь зверей Легенда о животных китайского Зодиака

Тигр высоко почитается в Китае. В концепции Инь и Ян проходит идея о вечном борьбе-союзе Тигра и Дракона, воплощающих эти два принципа природной силы

Тигр входил в число животных, способных преодолевать границы между мирами и потому служил проводником душ (психопомпами) – их нефритовые изображения клали в древние китайские гробницы.
Есть много легенд и поверий, связанных с тиграми. Однажды, на заре времён, священный тигр Хум чихнул – и у него из ноздри выскочил крошечный котёнок? Так в нашем мире и появились кошки, которых доселе не было.

Мех тигра, прожившего пятьсот лет, становился белым. А тигр, отпраздновавший свой тысячный день рождения, по Млечному Пути отправляется жить в обитель Луны.

Существует  легенда – о императоре Хуан-ди, мифическом основателе китайского государства, который первым сумел приручить тигров, чтобы те сражались против его врагов на полях битв.  Так же рассказывают  об императоре Ву, чью гробницу охранял каменный тигр, способный оживать и карать расхитителей могил.

В одной из легенд говорится о сыне корейского князя: – младенца сразу после рождения выбросили на болото, чтобы скрыть факт грешной страсти, но ребёнка нашла и вскормила тигрица (позднее этот мальчик стал министром царства Чу, известным как Цзы-Вэнь).

Дракон и Тигр: величайшие в восточных преданиях

Драконы — одни из самых известных и могущественных символов Востока.

Драконам поклонялись как богам воды, которые могут приносить дождь, предотвращать наводнения и контролировать смену времен года. Когда драконы вышли из своей водяной бездны, чтобы подняться на небеса (в день весеннего равноденствия), они принесли весну; когда они жили на небесах, было лето; и когда они спустились (в период осеннего равноденствия), чтобы бездействовать в воде, наступила осень и зима.

Приписывается Кану Мотонобу, Дракон и Тигр
Приписывается Кану Мотонобу, Дракон и Тигр
Мотонобу.. Дракон
Мотонобу. Дракон

Приписывается Кану Мотонобу, Дракон и Тигр, конец 15 — начало 16 века, пара свитков, тушь и цвет на бумаге, Художественный музей Филадельфии.
Согласно старой китайской пословице «драконы несут облака», а «тигры вызывают ветер». В этих свитках ветер, кажется, кружит через бамбуковую рощу. Тигр поворачивает голову, словно предчувствуя приближающуюся бурную погоду. Поскольку дракон и тигр управляют стихийными силами ветра и дождя, их почитали как правителей космоса и мира природы. Считалось, что их символическое соединение приносит благословения дождя и мира.

Летящий дракон и крадущийся тигр также олицетворяли небеса и землю. Эти два существа передают древнекитайскую концепцию инь и ян, согласно которой все вещи — мужское и женское, спокойствие и движение, тень и солнечный свет, луна и солнце — определяются и дополняются своими противоположностями. Дракон, олицетворяющий ян, расположен справа, а тигр, символизирующий инь, — слева. Таким образом может быть обеспечен баланс между ветром и водой и станет возможным  мир (см. Древнекитайский текст гадания И-Цзин.. Болл 2004, 21).

Почему тигра китайцы называют царем зверей? Существует легенда отвечающая на этот вопрос. Тигра китайцы называют «hū» и есть иероглиф hū. Иероглиф:

Транскрипция (пиньинь):

Перевод:
тигр.1.

Возможно, что происхождение иероглифа «hū» идет от рисунка на лбу тигра. Этот иероглиф означает понятие «властелин», «хозяин», «король».
Иероглиф 王 «ван».

Иероглиф 王 ( wàng - wáng )
Иероглиф 王 ( wàng — wáng )

Иероглиф 王 ( wàng — wáng ) : I гл. I сущ. 1) ван, князь; царь, король; император, государь, монарх.2.
А у тигра на лбу так же есть три горизонтальные полосы как и у этого иероглифа.

И вот продолжение истории тигра как царя всех зверей в Китае!
Тигр был ничтожным существом, живущим в человеческом мире, но когда он научился боевым навыкам у кошки, тигр превратился в свирепого воина. Все животные, бросившие ему вызов, либо мертвы, либо смертельно ранены. После того, как тигр вышел победителем из всех сражений, тигр стал очень известен своими навыками. На самом деле тигр стал настолько известным, что верховный бог призвал тигра на небеса. Когда тигр прибыл на небеса, он победил всех воинов верховного бога. После боя тигр становится одним из воинов верховного бога.

Но иногда после того, как тигр стал воином верховного бога, животные начинали нападать на людей из-за отсутствия контроля. Это привлекло внимание верховного бога, и он послал тигра, чтобы защитить людей. Тигр попросил награду за свои сражения. Верховный бог удовлетворил его просьбу.

Когда тигр прибыл в мир людей, тигр узнал, что лев, медведь и лошадь — самые сильные животные. Итак, тигр бросил им вызов и победил. Когда другие опасные звери услышали это, все они попрятались в лесу, и их больше никогда не видели. Люди поблагодарили тигра за поражение зверей.

Затем тигра призвали обратно на небеса, потому что тигр выигрывал трижды, верховный бог провел три горизонтальные линии на его лбу. Спустя некоторое время человеческий мир снова был потревожен злой и волшебной черепахой. Человеческий мир был затоплен наводнением, вызванным черепахой. Тигра снова спустили на землю и он усмирил черепаху. И тогда верховный бог добавил вертикальную линию в центре трех горизонтальных линий, создав китайское слово «царь». Слово до сих пор можно увидеть на лбу у всех тигров.

Когда верховный бог услышал о поражениях льва, он решил лишить льва статуса китайского зодиака, и тигр был выбран вместо льва в качестве китайского зодиака и царя всех животных.
1.https://studychinese.ru/dictionary/719/

2.https://www.kitaist.info/kursy/ieroglify/ieroglif/29579.html

http://en.chinaculture.org/focus/focus/2010spring/2010-01/26/content_367588.htm

Легенда о китайском Новом годе Нянь

Легенда о китайском Новом годе

Нянь
Нянь

 

В 1911 году после Синьхайской революции произошел переход на солнечный, григорианский календарь. Первый день первого месяца по новому календарю стал первым днем года – Юаньдань, а первый день первого месяца по лунному календарю стали называть Чуньцзе или Нянь. Праздник Нянь имеет древнюю историю, насчитывающую уже более двух тысяч лет.

Древние китайцы, отмечая Новый год, прежде всего желали богатого урожая. В «Гулян чжуань», одном из трех комментариев к летописи «Чуньцю», было сказано: «Богатый урожай пяти зерновых ознаменует урожайный год». В словаре «Шовэнь цзецзы сичжуань фулу» династии Хань его автор писал об иероглифе ? (нянь): «? – это созревшие хлеба, от знака ? (хэ – хлеб на корню), звучит как ? (цянь – тысяча)». Иероглиф «нянь» (совр. ?, древн. ?) раньше изображали путем совмещения двух ключей – «колосья» (?) и «тысяча» (?). Таким образом, происхождение «нянь» как понятия времени связано с посевами хлебов и циклами их роста. Иначе говоря, нянь – это празднование в честь богатого урожая от весенних посевов. Народ готовит угощения к столу из нового урожая, делает новое вино, все собираются вместе за вкусным ужином, празднуют итог годового труда, отдыхают, радуются, сбрасывают накопившуюся за год усталость.

Спустя две тысячи лет традиции праздника Чуньцзе стали еще более колоритными и яркими. Теперь люди наклеивают чуньлянь – парные надписи с пожеланиями, развешивают изображения мэньшэнь – божеств, охраняющих вход в жилище, няньхуа – новогодние картинки, перевернутый иероглиф фу (?) – счастье, танцуют с фонарями в виде драконов, приносят дары предкам и поклоняются божествам, запускают петарды, дарят деньги детям, готовят праздничный ужин, не спят всю новогоднюю ночь, ходят друг к другу в гости с поздравлениями, посещают храмы… Конечно, с изменением образа жизни и повышением ее уровня некоторые старые новогодние традиции постепенно исчезли, но появились и новые: например, просмотр новогоднего концерта «Чуньвань» на Центральном телевизионном канале Китая, новогодний ужин в ресторане, поздравления по телефону, празднование Чуньцзе в путешествии и другие.

 

Современное общество упрощает новогодние традиции, стирает множество былых новогодних запретов, поэтому люди часто жалуются, что праздничное настроение Нянь пропадает. Но многие современные китайцы смотрят на это более оптимистично: уровень жизни стал намного выше, застолья можно устраивать гораздо чаще, чем в еще совсем недалеком прошлом, и разве тогда каждый день не будет Новым годом? *

 

О том, как возникла в Китае новогодняя традиция украшать дома красными изображениями, зажигать фейерверк и фонари и другие обычаи, рассказывает старинная легенда. Когда-то китайцы не праздновали Новый год. В Новый год они уходили из сел в горы. Почему это происходило и как китайцы стали праздновать Новый год рассказывает легенда.
Она повествует о хищном звере-людоеде по имени Нянь, жестоком, с длинной головой и острым рогом. Нянь обычно жил глубоко под водой в море в течение всего года, но в каждую Новогоднюю ночь поднимался на берег, чтобы наесться коровами и овцами, пасшимися поблизости, нагрянуть в селения и произвести там опустошения. Он разрушал дома, пугал детей, ломал деревья, топтал поля и огороды. Поэтому каждый китайский Новый год, все жители прибрежных сел, старые и молодые уходили вглубь гор, чтобы спастись от бед, которые приносили им нашествия Няня.
Однажды в канун Нового года по лунному календарю в деревне появился седой человек. Он попросил разрешения остаться на ночь и заверил всех, что он прогонит животное. Никто не поверил ему. Кроме того, старик упорно отказывается идти в горы, чтобы скрыться. Видя, что его нельзя убедить, жители отправились в горы без него. А старик попросил оставить его в доме одной старой женщины.
Когда зверь явился в деревню, его встретили взрывы петард. Ослепил блеск огня и испугали красные полотнища с иероглифами. Пораженный шумом, блеском света и реющими в воздухе красными транспарантами, он быстро повернулся и побежал! Нянь испугался всего этого блеска и шума.
На следующий день, когда люди возвратились с гор, они нашли село в целости и сохранности. Они очень удивилась, обнаружив все в хорошем состоянии. Но почему так случилось — не могли понять.
Вдруг кто-то вспомнил о старике, оставшемся в деревне. Все отправились к дому старой женщины. Они увидели красную бумагу, наклеенную на дверях, во дворе на земле остатки от петард, все свечи еще горели вокруг. Тогда они поняли, что Нянь боится красного цвета, звука и вида фейерверков, боится взрывов петард и света.
именно тогда произошли хлопушки и бамбука.
«Хлопушки ( бао чжу или бао чжан) – буквальный перевод – жечь бамбук — известны с V века нашей эры, но широкое распространение получили, начиная с XII века.»
Жители деревни сшили себе новую одежду и головные уборы, чтобы празднично отметить этот день. Они радостно приветствовали друг с друга. Способы избавиться от Няня быстро распространялись из уст в уста. С тех пор каждая семья наклеивает красные бумажные листы с пожеланиями на Новый Год, написанными на них, развешивает красные знамена, зажигают светильники на всю ночь. Китайцы отмечают «Прохождение Няня» ( «Нянь» в переводе с китайского означает «год»).
В первый день Нового года люди любят посещать друзей и соседей с подарками.

*Китайские обычаи  и традиции.  Хуань Паньпань. 2019

1.https://sanktpeterburg.bezformata.com/listnews/kitayskiy-noviy-god-legendi/91204288/
2.Китайская народная картина няньхуа: Процесс становления и развития
благопожелательного символа.
http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/9310/vkr.pdf?sequence=1&isAllowed=y

Петух

Петух


Фэн Инцзе. Петух
В Китае с древнейших времён высоко ценят культуру Петуха
№9 (30506) 27—30 января 2017 года
4 ПОЛОСА
Автор: (Жэньминьван).
С древних времён петух, будучи домашней птицей, пользуется широкой любовью среди людей, а также является символом радости и счастья. Культура Петуха в Китае насчитывает длительную и интересную историю.

Петух — птица пяти добродетелей

Ещё в гадальных надписях на костях и черепашьих панцирях (XIV—XI века до н.э.) в Китае встречался иероглиф, обозначающий «курицу» или «петуха». Таким образом, более трёх тысяч лет назад здесь уже знали о петухе. Единственная птица среди 12 символов зодиакального китайского календаря, с давних времён она тесно связана с жизнью людей. Согласно преданиям, золотой Петух жил на Солнце, возвещал рассвет, возглашал о взошедшем на Востоке светиле. По мифам и легендам, он — предок трёхногой птицы, жар-птицы и феникса. В древности бодрый и воодушевлённый Петух считался символом радости и счастья, ему приписывались отличительные интеллектуальные и физические качества. Петух — смелая, справедливая, заслуживающая доверия птица «пяти добродетелей». Именно поэтому китайцы приклеивают его изображения на двери, чтобы изгнать зло и обеспечить себе спокойствие и благополучие. Более того, первый день нового года по лунному календарю китайцы называют днём Петуха.

«Пять добродетелей» Петуха

1. Образованность. Возвышающийся огненно-красный гребень петуха чрезвычайно красивый. «Тот, кто с короной на голове, — образован». «Корона» (гуань) в китайском языке созвучна со словом «чиновник, официальное лицо», а под «образованностью» понимается «приличие». Китайцы в древности рассматривали почтенность в качестве приличия, а выражение «с короной» стало иметь значение продвижения по службе.

2. Храбрость. Петухи от природы обладают драчливым характером, но, считают китайцы, у них можно поучиться храбрости, смелости и неустрашимости.

3. Мужественность. Курица или петух тщательно оберегают цыплят. В случае нападения малого ястреба или другого врага курица сразу же прячет цыплят под свои крылья и громко кудахчет. А скорпионам и сколопендрам не избежать злого рока — быть съеденными курами и петухами.

4. Гуманность. Любовь и взаимопомощь в куриной семье являются образцовой для животного мира. Петух, найдя червя, зовёт курицу, чтобы та подошла и склевала добычу. Курица заботится о каждом своём цыплёнке, часто приносит в клюве насекомых или рисовые зерна цыплятам, наблюдает, как они едят.

5. Доверие. На протяжении нескольких тысячелетий петух сопутствовал традиционному обычаю китайского народа, согласно которому «с восходом солнца люди выходили работать, а с закатом —отдыхали». Петух каждый день возвещает рассвет, своевременно будит людей. Такая добродетель птицы, как пунктуальность, получила всеобщую похвалу и признание.

Элементы Петуха в искусстве

Петушиная тема часто используется художниками. Император Хуэйцзун династии Северная Сун по имени Чжао Цзи нарисовал картину с цветами и птицами. В своём произведении он изобразил летящего к верхушке лотоса золотистого фазана с обращённой назад головой, вглядывающегося в яркую бабочку. Смысл этой картины заключается в том, что император Хуэйцзун сравнивает себя с золотистым фазаном, который обладает «пятью добродетелями», а также требует от министров практиковать пять конфуцианских добродетелей: образованность, храбрость, мужественность, гуманность и доверие.

В истории китайского искусства часто можно увидеть изображения Петуха, традиционно власти в стране приводили в пример пять природных качеств этой птицы для распространения «пяти добродетелей» среди народа.

Китайцы в древности изображали Петуха на картинах, мебели и различных инструментах, тем самым желая продвижения по службе. Художники обычно очень ярко рисовали петушиные гребешки, что символизировало успешную карьеру.

Кроме этого, китайские художники часто изображали сцены, где один петух играет с пятью птенцами в гнезде. «Гнездо» (кэ) в китайском языке созвучно со словами «отрасль науки», поэтому такие картины обычно имеют следующую надпись: «Все пять сыновей сдали экзамены на учёную степень» (здесь имеется в виду кэцзюй — экзаменационная система Древнего Китая по отбору талантов). Таким образом, подобные картины олицетворяли напутствие на успешную сдачу экзамена и в целом означали благоприятные пожелания.

Интересно, что китайские художники также воспроизводили сцены с изображением петушиных боёв. Несмотря на то, что традиционно Китай продвигает «мир в качестве основной ценности», не обходится и без периодических разногласий. Хотя изображения петушиных боёв представляют сцены борьбы, они воплощают здоровую и процветающую жизненную силу всех существ.

Петухи оправдывают доверие к себе, возвещают рассвет, они никогда не допускают расхлябанности, не путают время и не ленятся. Многие родители в Китае делали для своих детей подушки в виде этих птиц, что служило символом продвижения, а также означало необходимость дорожить каждым моментом. В 1958 году китайскими археологами было найдено подголовье покойника в виде петуха: с одной стороны — голова птицы, с другой — хвост, а посередине — мягкое углубление. Голова человека располагается так, что края подушки поднимаются по бокам, подушка получила название «Петушок».

Китайцы на подобных подушках также вышивают иероглифы, олицетворяющие счастье и благополучие, что передаёт стремление к продолжению жизни, а также добрые пожелания потомкам. Считается, что если маленький ребёнок спит на подушке-петушке, то он становится смышлёнее и умнее. Если под голову умершего человека подкладывали подушку в виде петуха, то таким образом выражалось пожелание, чтобы душа этого человека сохраняла трезвость и проницательность, а также могла помогать потомкам «браться за дела с пением петухов», способствовать их смелому продвижению.

Кроме «пяти добродетелей», Петух также обладает другими положительными «атрибутами». Поскольку в китайском языке петух (цзи) созвучен со словом «удача», он назван древними китайцами талисманом, который был послан на землю небом. Считалось, что Петух предзнаменовал счастье и успех. Ещё во времена династии Хань люди вырезали фигуру петуха в передней части повозки, надеясь на благополучный путь.

В быту также часто встречаются изображения талисмана-петуха на камне. Поскольку камень (ши) в китайском языке созвучен со словом «жилище» или «комната», а петух (цзи), как было упомянуто ранее, со словом «удача», петух, возвышающийся на камне, означает удачу в доме, предвещает благоденствие и богатство в семье. Петух в сочетании с личжи (разновидность китайской сливы. — Ред.) также означает большое счастье и удачу, а если он изображён вместе с пионом, бабочкой или хурмой, — богатство и благополучие.

В качестве талисмана Петух изгоняет зло и извещает о благом событии, приносит людям свет и счастье. Ещё в периоды Чуньцю и Чжаньго (до 221 г. до н.э.) китайцы использовали петухов и кур, а также их кровь для изгнания зла. По этой причине петух был обязательным атрибутом в мероприятиях по жертвоприношениям в древности. Более того, люди часто мастерили «золотого петуха» из бронзы, керамического петуха, чайники в виде этой птицы и другие изделия, приносили их предкам в качестве ритуальной утвари. Найденный бронзовый петух в археологической культуре Саньсиндуй (поздний неолит и ранний бронзовый век, 2800 — 800 гг. до н.э.), а также часто встречающиеся в настоящее время чайники в виде головы петуха являются тому подтверждением.

Кроме использования утвари в виде петуха, во время встречи Нового года китайцы приклеивали изображения петуха на двери для изгнания злых духов. Несмотря на то, что с появлением богов-хранителей входа в период правления династии Тан (618—907 гг.) изображения петуха постепенно отошли на второй план, в некоторых районах страны ежегодно в сезон цинмин (один из 24 сезонов сельскохозяйственного года по лунному календарю, начинающийся 4—6 апреля. — Ред.) каждая семья в деревне вырезала бумажных петушков или клеила «заклинательные изображения короля Петуха» для ограждения от нечистой силы. Например, на заклинательных изображениях лубяных картин в Таохуау провинции Цзянсу нарисован петух с ядовитым насекомым в клюве.

Петух занимает особое место в культуре китайского гороскопа ханьского народа. Ещё в период династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) китайцы очеловечивали петуха. На каменных барельефах во времена Восточного Хань можно было увидеть богов-привратников с головой петуха и человеческим телом. Большинство изображены в сидячих позах, в то же время они являлись небожителями, которые вели души умерших в загробный мир, исполняли божественные функции по изгнанию зла, а сами были бессмертными. К периоду правления династии Тан Петух среди 12 циклических знаков изображался с человеческим телом, в это время большинство статуй выполнялось в стоячем положении. Вплоть до династии Цин Петух был с петушиной головой и человеческим телом, об этом свидетельствует изображение на водяных часах, найденных в парке Юаньминъюань, однако в это время вновь стали преобладать статуи в сидячем положении.

Народные нравы и обычаи, связанные с Петухом

Обычай гадания на куриных костях известен по всему миру, а курятник, как считалось издревле, обладает божественным значением. В древности люди полагали, что курица или петух и их кровь изгоняли нечистую силу и предотвращали от стихийных бедствий, поэтому их часто использовали во время жертвоприношений. Вплоть до настоящего времени в некоторых местах Китая по-прежнему используют курицу или петуха в качестве жертвоприношений предкам.

Среди ханьцев в Китае также распространён обычай в день начала весны (личунь — один из 24 сезонов китайского сельскохозяйственного календаря) встречать «весеннего петуха». Этот обычай популярен в северных районах провинции Шаньси и отдельных местах Шаньдуна. До наступления весны молодые женщины надевают на детей изделия в виде матерчатого петуха. Такой обычай имеет значение счастливого предзнаменования в Новый год. Обычно 16 числа первого месяца по лунному календарю люди избавляются от этих матерчатых талисманов в храмах.

Представители китайского национального меньшинства туцзя называют игру в ножной волан «ножной курицей». Во время празднования китайского Нового года молодые люди собираются вместе и играют в «ножную курицу». Один человек подкидывает «курицу», остальные пытаются поймать её. Тот, кто словит, может догонять других и стегать соломой. Молодые люди обычно догоняют и хлещут тех, кто им нравится. Таким образом, игра в «ножную курицу» также стала возможностью проявления симпатии и любви.

Старое название первого дня первого месяца по лунному календарю — день Петуха. Это наименование было популярно в провинциях Хубэй, Хунань и Чжэцзян. В этот день люди ориентировались на погоду, чтобы предугадать, насколько успешным будет куроводство в тот или иной год. Хорошая погода в день Петуха предполагала успех в занятии по разведению птицы. В этот день запрещалось забивать и тревожить кур, а вот кормить их следовало более тщательно, чем обычно, таким образом, люди надеялись на благополучие и процветание в Новом году.

В районе Цзиньхуа провинции Чжэцзян в период праздника Дуаньу (праздник драконьих лодок) принято носить мешочки в виде куриного сердца. Люди обычно делают эти украшения из красного материала, набивают их чайными листьями, рисом и порошком реальгара. Эти мешочки вешают на шею детям с целью изгнания зла и как моление о счастье. Кроме того, название «куриное сердце» в китайском языке созвучно со словом «память», поэтому в народе принято вешать такие мешочки детям с надеждой на то, что ребёнок будет хорошо всё запоминать и в будущем обладать большим потенциалом. В старые времена в районе уезда Фуфэн провинции Шэньси ежегодно после 20 числа первого месяца по лунному календарю родители, обычно матери, делали из узорчатой ткани маленьких петушков и вешали их на плечи детям, желая здоровья.

В древности среди ханьцев существовал сезонный обычай по «умерщвлению петухов». Ежегодно в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю в обязательном порядке необходимо было забить петуха, потому что, по преданию, в ту ночь пастух и ткачиха встречаются на Сорочьем мосту, без петухов никто не сможет оповестить о рассвете, таким образом, влюблённые никогда не расстанутся.

В некоторых районах провинции Хэнань в первый день десятого месяца по лунному календарю принято забивать петуха или курицу, чтобы напугать злых духов. Считается, что злые духи боятся куриной крови, которая отгоняет зло. Таким образом, злые духи не могут проникнуть в дом.

В старые времена в провинциях Хэбэй и Шаньдун существовал обычай бракосочетания, согласно которому петух был даром для родителей невесты и считался символом счастья и исполнения желаний. Подаренного петуха нельзя было забивать, он назывался петухом-долгожителем.

Китайская народность дунсян отличается обычаем бракосочетания, согласно которому в это время необходимо есть куриное мясо. Эта практика популярна в районе нынешней провинции Ганьсу. В день свадьбы жених вместе с группой родственников и друзей приезжает в дом невесты. Сторона невесты должна оказать радушный приём с угощением жареной бараниной и куриным мясом. Курицу необходимо есть с учётом определённых правил: поделить её на 13 частей, при этом гузка считается самой лучшей частью, её предлагают самому старшему и дорогому гостю.

В некоторых районах провинции Шаньдун существует обычай бракосочетания, согласно которому необходимо «держать курицу в руках». При женитьбе семья невесты поручает мальчику, который держит курицу, сопровождать свадебный паланкин, провожая невесту в дом жениха. Поскольку курица или петух в китайском языке созвучны со словом «удача», такой обычай подразумевает счастье и исполнение желаний.

В провинции Хунань распространён обычай «прощания с курицей из материнского дома». За день до свадьбы семья жениха готовит куриное мясо и относит семье невесты, именно такой обычай называется «прощанием с курицей из материнского дома». В день свадьбы после прибытия паланкина к дому невесты та заканчивает наряжаться и причёсываться, вся семья садится за стол, при этом должна гореть свежая древесина. Свежая древесина в китайском языке созвучна со словосочетанием «получение богатства». Невеста должна подать куриное мясо матери, этот обычай называется «прощальным поеданием курицы из материнского дома», он означает прощание невесты со своей семьёй.

В провинциях Цзянсу и Чжэцзян существует обычай отбеливания курицы или петуха. На третий день после рождения ребёнка забивают курицу или петуха, удаляют перья, но сохраняют внутренние органы, затем варят птицу. К варёной курице с помощью рисовой соломы привязывают палочки для еды, подносят её к образам небесных духов с просьбой о том, чтобы они оберегали новорождённого младенца.

Среди национального меньшинства бай в районе Дали провинции Юньнань распространён обычай преподношения петуха или курицы и рисовой водки в качестве подарка родственникам во время рождения детей, свадьбы и строительства домов.

Легенда

Петух и лягушки. Однажды, Зи Цинь спросил своего учителя Мо Цзы:
«Мастер,   хорошо  ли  говорить много?»

Мо Цзы подумал некоторое время и ответил:

«Если говорить слишком много, то в этом мало хорошего .»

Затем он сказал  Зи Циню:

«Жабы и лягушки квакают день и ночь, но никто не слушает их.  Петух в курятнике поет лишь несколько раз на рассвете, и каждый знает, что когда он пропоет,   начинается рассвет на земле, появляется дневной свет и весь мир пробуждается. Всем ясно, что многословие не приносит ничего, кроме потери времени и энергии. Важно, чтобы слова произносились вовремя и соответствовали ситуации. Кроме того они должны, как говорится, бить не в бровь а в глаз».