Японская гравюра укиё-э

Японская гравюра укиё-э знаменита сейчас на весь мир. Многие любители живописи восхищаются искусством японских мастеров.

Сугимура Дзихэй Зимние занятия
Сугимура Дзихэй Зимние занятия

В середине XVII века в Японии сложилось уникальное художественное явление, которое вошло в историю под именем укиё-э. Укиё-э - «картинки изменчивого мира», ксилографии, которые печатали с деревянных досок,
подготовленных по оригиналь­ным эскизам художников. Мастера этой школы открыли для себя не только новые темы, сюжеты и героев своих произведений, они обратились к новой технике - ксилографии, которая давала широкие возможности для во­площения их творческих замыслов, для создания искусства, доступного и понятного горожанам. В XVII столетии гравюра на дереве поднялась до высот подлинного искусства. Отцом японской гра­вюры обычно считают Хисикава Моронобу (1618-1694).

Моронобу Обернувшаяся красавица
Моронобу Обернувшаяся красавица

Художник подарил японцам доступную и дешевую гравюру, заменившую горожанам дорогостоящую живопись. Моронобу основал школу Хисикава, ставшую одной из основных школ укиё-э. У него было много учеников и последователей, талантливейший из которых - Сугимура Дзихэй (годы творчества 1681-1698). Этот мастер считается создателем гравюры итимай-э, которая печаталась с отдельного листа. Искусство Хисикава Моронобу и его младших современников Тории Киёнобу (1664-1729) и Кайгэцудо Андо (1671-1743) определили стиль ранней гравюры укиё-э. Оба этих художника, не принадлежавшие к числу учеников Моронобу, но являвшиеся его последователями, стали основателями собственных школ укиё-э, развивавших два ведущих жанра этого направления - бидзин-га (изображения красавиц) и якуся-э (теа­тральная гравюра). Первые ксилографии были черно-белыми, выполненными в технике сумидзури. После 1673 года их стали раскрашивать от руки суриком (краской тан), откуда и появилось название «тан-э». Позже, уже в XVIII веке, ввели технику двухцветной печати (бэни-э), при которой обязательно применялись розо­вая и зеленая краски. Авторство этого изобретения принадлежало Окумура Масанобу (1686-1764). Революцию в укиё-э произвел выдающийся мастер Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику полихромной цветной печати, названной нисики-э (парчовые картинки), или Эдо-э (эдоские картинки). Около 1770 года новый взлет пережил жанр якуся-э: выступившие новаторами Кацукава Сюнсё (1726-1793) и Иппицусай Бунтё (годы творчества 1765-1795) впервые стали изображать актеров как конкретных личностей, исполняющих конкретные роли, добиваясь портретного сходства с самим актером, в то время как на более ранних гравюрах отличить изображенных на них актеров можно было только по их личным гербам на одежде.О жизни Иппицусая Бунтё остались недостоверные сведения. Он художник родился в потомственной самурайской семье, после смерти своего сюзерена он переехал в Эдо, где обучался в живописной школе Кано, позднее увлёкшись искусством укиё-э. Предположительно он учился у Судзуки Харунобу, оказавшего на его работы огромное влияние.

Иппицусай Бунтё работал в жанрах бидзинга (изображение красавиц) и якуся-э (изображение актёров). Он рисовал как обитательниц «весёлых кварталов», так и простых горожанок. Все они отличались одновременно реалистичностью и изысканностью.

Среди серий гравюр Иппицусая Бунтё выделяются: «36 избранных куртизанок», «Свёрнутые любовные послания» и «Восемь портретных видов». Вместе с мастером укиё-э Кацукавой Сюнсё он работал над изданием трёхтомной книги «Эхон бутаи оги» («Иллюстрированная энциклопедия для любителей сцены»). Главным отличием изображений актёров в этой книги от подобных господствующей в этом жанре школы Тории было портретное сходство («нигао») с реальными актёрами. В книге Бунтё изобразил актёров в амплуа оннагата (исполнители женских ролей), а Кацукава — ката кэяки (в роли злодеев)

Иппицусай Бунтё. Иичмура Уземон X
Иппицусай Бунтё. Иичмура Уземон X
Иппицусай Бунтё. Красавица Кагия О-Сэн.
Иппицусай Бунтё. Красавица Кагия О-Сэн.

Кацукава Сюнсё стал основателем художественной династии Кацукава.Кацукава Сюнсё (яп. 勝川 春章 Кацукава Сюнсё:?, 1726—1793) — японский художник XVIII века, мастер укиё-э. Художественные псевдонимы: Кёкуросэй, Юдзи, Ририн, Рокурокуан, Дзюгасэй. Сюнсё был потомком самураев. Он жил и работал в Эдо (современный Токио).
Основатель реалистической школы Кацукава. Он писал портреты актеров театра кабуки, куртизанок, борцов сумо, воинов.

Кацукава Сюнсё. Женщины в сезоны снега, луны и цветов
Кацукава Сюнсё. Женщины в сезоны снега, луны и цветов

Самым известным его учеником был великий мастер укиё-э Кацусика Хокусай (1760-1849).
Хокусай. Хризантемы и пчела
Хокусай. Хризантемы и пчела

Воспеванием женской красоты прославились такие художник как Китао Сигэмаса (1739-1820), избравший своими героинями прекрасных куртизанок, занятых повседневными бытовыми заботами. Конец XVIII - начало XIX веков считается «золотым веком» укиё-э :  в эти годы творили такие мастера, как Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (годы творчества 1794-1795), Тёбунсай Эйси (1756-1815), Кубо Сюнман (1757-1820) и другие художники, принесшие японской гравюре большую популярность и всеобщее признание.

Андо Кайгэцудо (1671-1743) (настоящее имя - Окацава Ясунори) - один из ведущих художников первой трети XVIII века. Кайгэцудо продолжил традиции велико­го мастера Хисикава Моронобу и стал основателем самобытной художествен­ной школы. Андо, а вслед за ним и его ученики, избрали темой своих картин жизнь красавиц в «веселом квартале» Ёсивара. Жрицы любви представали перед зрителем во всем великолепии: изображенные в полный рост, в эф­фектных позах, одетые в яркие кимоно, подчеркивающие их соблазнительные формы. Изящные и причудливые линии женских силуэтов, парящих в пустом пространстве картины (дабы ничто не отвлекало от них внимания), создава­лись единым росчерком кисти. Эти рисунки служили своего рода рекла­мой знаменитых куртизанок и чайных домов и одновременно рассказывали о последних тенденциях в одежде и прическах, выполняя роль журналов мод. В противоположность яркости и выразительности нарядов образы красавиц, имевшие мало общего с живыми моделями, были однотипны и безлики. Однако именно эти портреты положи­ли начало жанру бидзин-га, ставшему одним из главных в искусстве укиё-э. Яркая цветовая гамма работ Андо объ­ясняется тем, что он работал в технике не ксилографии, а никухицу (живопись кистью). Изысканные работы мастера отличались великолепной красочной палитрой, замысловатым стилем и изо­бретательными сюжетными линиями, в полной мере раскрывшимися в жан­ровых картинах. О жизни художника почти ничего неизвестно, за исключе­нием того, что в 1714 году его сослали на остров Осима Идзу, то ли за участие в политическом скандале, то ли за по­средничество в любовной истории, в которой была замешана придворная дама сегуна. Предполагают, что в 1733 году художник вернулся и продолжил работать в Эдо.

Андо Кайгэцудо

Куртизанка, входящая в москитную палаткуkurtizanka

Анти Кайгэцудо (Анти Тёоёдо) (1700-1716) был самым известным и плодовитым из учеников Андо Кайгэцудо, основав­шего в начале XVIII века собствен­ную школу. Художники этой школы специализировались на портретах красавиц и знаменитых куртизанок из «веселого квартала» Ёсивара. По сравнению с вызывающе-откровенной, яркой, живописной манерой учителя художественный стиль Анти отличался сдержанностью и аристократизмом.

Изображенные в полный рост, внешне отстраненные, с выражением задумчивости, порой безразличия и даже надменности на лицах, чувствен­но прекрасные героини Кайгэцудо соз­давали на картинах идеализированный образ жрицы любви, роковой, демони­ческой женщины (акуба), напоминаю­щий театральный персонаж Кабуки или Но. Несмотря на огромное количество работ, выполненных художником при жизни, до нашего времени дошло не более десяти его гравюр. Причина этого кроется в том, что мастера школы Кайгэцудо отдавали предпо­чтение кисти, а не резцу, и лишь позже, уже после высылки учителя из Эдо в 1714 году, обратились к технике ксилографии. На фоне красочных жи­вописных работ, выполненных в виде вертикальных свитков, черно-белые гравюры Анти выглядели интереснее и эффектнее, так как строгий рисунок художника с его незамысловатыми линиями и удлиненными формами как нельзя лучше подходил для печатных изданий. Элегантный стиль Кайгэцудо оказал определяющее влияние на твор­чество Киёнага Тории и стал основой для более поздних поисков Утамаро Китагава.

Анти Тёоёдо - единственный из уче­ников Кайгэцудо, который пользовался псевдонимом, начинающимся с перво­го иероглифа имени учителя - Ан. Это обстоятельство навело большинство исследователей на мысль, что Анти был в родстве с Андо, возможно, даже его сыном.

Анти Кайгэцудо

Куртизанка сидящая на скамьеkurtizanka2
Кэндзи Миядзава

Гравюры укиё-э.

Необратимость

В зале квадратном
Множество окон-гравюр
Мало пришедших

Взять ли обратно
Слово… лишь контур фигур,
Рыжие веды

Тает слоновая кость
льдинкой в мартини…
как потеряться легко
в зыбкости линий.

About Наталья

Наталья Турышева has written 224 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий