Канишка

Канишка в Афганистане
Время Канишки (II в.)
«Кани́шка I (бактр. κανηϸκι [Kaniš̟ka-][1], древнекитайское 迦腻色伽) — наиболее известный царь Кушана, правивший в начале II века н. э.

При Канишке Кушанское царство достигло апогея своего развития, превратившись в крупную империю со столицей в Пешаваре (древнее название города — Пурушапура), включающую значительную часть Средней Азии (Бактрия и юго-восток Согдианы с Бухарой и Самаркандом), Ферганскую долину, часть Восточного Туркестана (бассейн Тарима, современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с Яркендом, Хотаном и Кашгаром), современные Афганистан и Пакистан, а также северную Индию. Империя Канишки процветала в военно-политическом, экономическом и духовном аспектах, будучи основным оплотом греко-буддизма. Годы правления Канишки обычно помещают в хронологические рамки от 100 до 144 н. э.»Википедия
«В начале I века один вождей племен юэчжи установил Кушанскую империю в долине реки Кабул (I-III века). В 60 г. н.э. кушанский царь завоевал Гандхару и Матхуру на севере Индии. Царь Канишки переместил центр власти из центральной Азии в Гандхару, и Пурушапуру (в настоящее время в Пешаваре) стал столицей.

Канишки был поклонником зороастризма и покровителем буддийской веры, и построил большое количество ступ, монастырей, установил много статуй Будды и Бодхисаттв греко-римского стиля в Гандхаре.

Буддийское искусство процветало в его правление. Примерно 241 г. н.э. войска Сасанидов вторглись и захватили Гандхару. Пешавар и Кушанская империя рухнула. В конце IV века остатки Кушанского царства на время были возрождены его вассалом.
И на долгое время Гандхара была забыта.»
Искусство Гандхары

«Сурхкоталь (перс. سرخ‌کوتل‎; пушту سور کوتل‎), также называемый Чашма-и Шир или Сар-и-Чашма, — древний археологический памятник, расположенный в южной части региона Бактрия, примерно в 18 км к северу от города Пули-Хумри, столицы провинции Баглан в Афганистане[. Здесь расположены монументальные постройки времен Кушанского царства. Здесь были обнаружены огромные храмы, статуи кушанских правителей и надпись Сурхкоталь, раскрывающая часть хронологии ранних кушанских императоров (также называемых Великими Кушанами). Рабатакская надпись, содержащая замечательные подсказки о генеалогии Кушанской династии была также найдена в деревне Рабатак недалеко от этого места.»Википедия

Место Сурхкоталь, раскопанное между 1952 и 1966 годами профессором Шлюмберже из Французской Археологической Делегации в Афганистане, является основным местом раскопок Кушанской империи. Некоторые скульптуры этого места были переданы Национальному музею Афганистана (также известному как «Кабульский музей»), остальная часть памятника была полностью разграблена во время гражданской войны в Афганистане. Самыми известными артефактами этого места являются надписи Сурхкоталь, статуя царя Канишки и алтарь огня. Статуя короля была разрушена во время волны иконоборчества талибов в феврале — марте 2001 года, но была восстановлена французскими защитниками природы. Три артефакта в настоящее время выставлены в Афганском национальном музее .
Первым и единственным открытым здесь храмом огня является постройка на холме Сурх Котал в 15 км от Пули Хумри в северном Афганистане (рис. 8). Раскопки выявили здание храма, обнесенное с трех сторон оградой с пристройками. Местоположение храма выбрано как нельзя более удачно — он господствовал над прилежащей равниной и был виден издалека. К храму ведет лестница высотой до 75 м, разбитая на несколько маршей. Здание храма на стилобате было со всех сторон окружено портиком — периптером; его главный фасад обращен к востоку. Квадратное святилище с трех сторон обведено коридором, имеющим два самостоятельных входа. Сырцовые стены необычно толсты (более 3 м). Балочное покрытие опиралось в зале на четыре каменные колонны, от которых остались лишь базы. Среди зала поднимается мощеная обожженным кирпичом платформа, где стоял жертвенник; на платформу ведет с тыльной ее стороны ступенька.

Храм Сурх-Котал Храм Сурх-Котал
8. Храм Сурх-Котал, II в. Капитель, найденная близ Сурх-Котала

В стенах двора размещались ниши с раскрашенной скульптурой (от нее уцелели лишь небольшие фрагменты), а вдоль стен шел портик. С внешней южной стороны к ограде примыкает небольшое святилище — капелла с сырцовым алтарем посередине. Стенки алтаря украшены глиняным барельефом, изображающим птиц, и пилястрами коринфского типа. Храм датируется временем Канишки (II в.); найденная близ центрального здания каменная статуя изображала, видимо, этого правителя — отсюда предположение, что здесь исповедовался не просто зороастризм, но культ, связанный с почитанием и обожествлением «царя царей» Канишки.

У подножия холма, в 1,5 км от храма, раскрыта платформа — подиум 17,5×13,5 м, с каменными стенками и земляным заполнением высотой около 1,5 м. На платформе стояли колоссальные глиняные со стуковой оболочкой буддийские статуи, от которых уцелели лишь ступни ног. Датировка та же. Своеобразный регулярный ансамбль находился предположительно в границах города Баголанго, остатки западной стены которого граничат с тыльной стеной храма.

Храм Сурх Котал по цельности замысла представляет замечательный образец культового зодчества: монументальность и строгая симметрия композиции (пристройки появились позднее) соединяются в нем с пространственностью и чувством ансамбля. Ничего подобного не знала буддийская культовая архитектура. В формах храма отражены местные и привнесенные элементы: в плане главного здания и в его

соотношении с двором заложена схема буддийских святилищ (целла с трехсторонним коридором), в композиции и деталях (колонны и профилировка баз) заметно воздействие эллинизма. Найдены ступенчатые каменные плиты-зубцы со стреловидной прорезью, которые связывают памятник с формами храмового зодчества Парфии. Капитель с поясными скульптурами и грифонами (см. рис. 8) подобна тем, что найдены в Гиссарской долине (Таджикистан).1.

1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-afganistana-perioda-drevnego-mira

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.