Китайский веер и веер в Азии

Ветер веером гоню,
Зло уходи, быть добру!
Наталия Турышева

Символическое значение веера в Китае: «власть, царское достоинство, сила воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, деликатность чувств и достоинство мандарина.

Большой и широкий веер в форме сердца эмблема одного из Восьми Китайских Бессмертных, (даосских гениев) Чунг Ли Чуаня, который он использовал для оживления мертвых. Веер этого типа иногда украшают перьями, которые подчеркивают связь с символикой воздуха и земли в целом.

Веер из белых перьев олицетворяет силу ветров.

В даосизме он связан с птицами и полетом, как средство освобождения от мира форм и ухода в область бессмертных.

«Осенний веер — это покинутая жена».

Возраст китайского веера насчитывает более трех тысяч лет. Он появляется во время династии Шан 16-11 вв. до н.э.). Первый тип веера привязывался к повозке, чтобы защитить от сильного солнца пассажиров, а также и от атмосферных осадков. Он был немного похож на сегодняшний зонтик. Позже этот тип веера изменился и состоял из длинной ручки и веера, изготовленного из тонкого и прочного шелка или перьев птиц, который в основном использовался в почетном карауле императора в качестве украшения.

Веер для создания прохладного ветерка появился в правление династии Чжоу более двух тысяч лет назад. В то время веер обычно изготовляли из перьев, и назывался «веером из перьев». Он был распространен среди людей благородного сословия.
Веера не всегда были инструментами для охлаждения, но также были символами статуса и вкуса. Одна из главных причин заключается в том, что веера украшались живописью, стихами или каллиграфией.
В Древнем Китае было много видов вееров, хотя было только два типа с картинами: туаншан (круглый веер), популярный в династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) и жешан (фальцевальный веер), распространенный в период династии Сун (960 -1279). Они стали по-настоящему цениться художественными коллекционерами.
Художник династии Мин (1368-1644) по имени Чжу Юньмин однажды сравнил трудность рисования на поверхности веера с движениями девушки, танцующей на обломках черепицы, из-за ограниченного пространства поверхности веера, специальной формы и различных текстур, таких как цветная Бумага, тонкий шелк и т. д.

Веера получили широкое распространение во времена династии Хань (206 до н.э.-220 о н.н.э.), когда был изобретен простой веер из бамбуковых листьев . Эти веера были наиболее популярны среди простых людей во времена династии Лю Сун (420-479) в Юном Китае.

Примерно в тот же период шелковый веер в форме луны, называвшийся «круглый веер,» стал фаворитом молодых дам, особенно в среде придворных. Этот лунообразный веер имел и другие формы, овальную, круглую, или иногда формы цветка сливы или подсолнечника. Как правило, ребра веера были сделаны из костей животных, дерева или бамбука, а ручка была украшена гравировкой и нефритовыми подвесками. Красивые сцены гор и вод или цветов также вышивались на веерах в формы полумесяца. Шелковое полотно таких вееров декорировалось росписью в стиле китайской национальной живописи гохуа.

веер в форме луны
веер в форме луны

Любимый девушками круглый веер был популярен в Китае в течение почти тысячи лет. Популярность веера в форме полумесяца усиливалась развитием живописи.
И со времен династии Сун картина на веере стала независимой формой искусства.

 Жень Хан (Ren Xun). На скале около цветущей ветви
Жень Хан (Ren Xun). На скале около цветущей ветви

современный художник привносит новые мотивы в традиционное искусство.

Xue Liang. 1956
Xue Liang. 1956

Ван Чонг (Wang Chong) (китайский, 1494-1533) На веере каллиграфическая надпись. Восемь стихов отмечают красоту каменного озера, живописного места недалеко от Сучжоу, где Ван Чонг жил. В круг друзей Ван Чонга входили некоторые из величайших художников его времени, в том числе и его учитель Вэнь Чжэнмин.
Стихи
Ду Му
Осенний вечер

Осенний свет «серебристой свечи» на ширмы прохладою лег,
Легонько хлопнул веер складной — и наземь сбит светлячок…
«Небесная Лестница» тонет в ночи, а воздух студен, как вода.
Смотрю: в небесах под звездой Пастуха — Ткачихи сияет звезда.

Перевод Бориса Мещерякова

Создание композиций, демонстрирующих фрагменты культурных ценностей страны, относится к Китаю восьмого века, когда художники начали наклеивать заветные фрагменты поэзии, каллиграфии и картин на большие экраны. Это стало популярным снова в 17 веке, и к 18-ому столетию художники воспроизводили знаменитые каллиграфии и картины непосредственно на свитках, керамике и лаковых экранах и веерах.

Возник однако стиль бапо-живописи, которая представляла собой отход, делая акцент на разрушении: исторические остатки были изображены наполовину сожженными, раздираемыми. Пример бапо живописи на веере.

Желая жить в потрепанной аллее (лицевая сторона), 1945, Чэнь Бинчанг. Чернила и цвет на шелке.
Желая жить в аллее (лицевая сторона), 1945, Чэнь Бинчанг. Чернила и цвет на шелке.

Ван Хуэй, Пейзаж в стиле Ni Zan , XVII-XVIII веков, живопись на веере
Ван Хуэй, Пейзаж в стиле Ni Zan , XVII-XVIII веков, живопись на веере музея

Хотя эта картина на веере принадлежит художнику Ван Хуэю, влияние Ни Цзяна (1301-74) очевидно. Группы деревьев, пустой павильон на переднем плане и горизонтальные штрихи и чернильные точки, изображающие горы, типичны для мастера Юань. Ван Хуэй комментирует: «Весь Ни Цзян, но не весь Ван Хуэй здесь».
Ван Хуэй был одним из групп художников, известных как Четыре Вана: ортодоксальные мастера ранней династии Цин (1644-1911). Большая часть каллиграфии, покрывающей этот веер, состоит из надписей современников Ван Хуэйя.

Цю Ин. Прощание под ивами
Цю Ин. Прощание под ивами

На картине Цю Ина изображена сцена из популярной драмы «Западная палата» ( Xi Xiang ), в которой тайные любовники, молодой ученый и дочь премьер-министра вынуждены расстаться. Они стоят, наклоняясь друг к другу под ивами. Над ними стадо гусей направляется на юг. Ивы и мигрирующие гуси были хорошо известными символами печали осени и расставаний.
Все элементы на рисунке тщательно изображены в четкой, согласованной, легко читаемой композиции, раскрывающей мастерство обученного профессионального художника
Надписи на веерах
Чжао Чжицян (китайский, 1829-1884)
Чжао Чжицян (китайский, 1829-1884)

Чжао Чжицян сосредоточил свое внимание на каллиграфии и на жанре цветочной живописи. Такие образы с их роскошными цветами и символически связанные с красотой, процветанием и удачей подходили к вкусам нового городского потребителя. Чжао часто рисовал на складных веерах- формат, популярный во время династий Мин и Цин, когда веера стали модными.

Надпись. «Пиншу отправил мне веер из Кантона в одиннадцатый месяц 1862 года и попросил меня сделать изображение на нем. Перед отъездом на север я написал этот пион».

Цзинь Чэн (китайский, 1878-1926 )Пион
Цзинь Чэн (китайский, 1878-1926 )Пион

Надпись: «Это шестой, который я сделал для охлаждения».

Веер с картой с изображением провинций Китая и близлежащих регионов, 1890 год.
Веер с картой с изображением провинций Китая и близлежащих регионов, 1890 год.

веер с картой китайских провинций
Веер с картой с изображением провинций Китая и близлежащих регионов, 1890 год.
Отдел географии и карт, Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (цифровой идентификатор g7821f ct001902) 1.

Монастырь Амаравати Тайланде

буддисты  с церемониальными веерами
буддисты с церемониальными веерами

Индия
Панк-ха(Ручной веер)

Пансха (Ручной веер)
Пансха (Ручной веер)

Ручной веер, используемый для получения облегчения от жары, является неотъемлемой частью повседневной жизни в индийской культуре. Эта необходимость вдохновила людей на создание разнообразия панкхи из пальмового листа, ткани, слоновой кости, бронзы, серебра или стеклянных бус, которые были прекрасно изображены во всей индийской истории искусства. Творчески и художественно эти веера были сделаны разных размеров и форм, т.е. круглые, полукруглые, квадратные, прямоугольные, полукруглые и т. Д.

Считается, что традиция ручного веера возникла в Китае во II веке до н.э., когда она была начата в Индии, не очень ясно. Однако традиция подобной функции в виде чаури (летающего венчика ) существовала еще в Маруане (III век до нашей эры) в Индии. Эти чаури были сделаны из хлопчатобумажных нитей, серебряных проводов или волосков животного Яка . Самая ранняя форма панхи , которую можно увидеть в индийском искусстве, — это «форма листа», а «полукруга» замечена в многочисленных миниатюрных картинах 18-19 века.

Эта полукруглая панха состоит из двух частей; первая часть — панкха, выполненная из шелковой ткани, а вторая — серебряная ручка. Часть панкха вышита с обеих сторон в двух разных цветах; зеленый и фиолетовый. Такие веера можно увидеть на миниатюрных картинах восемнадцатого-девятнадцатого веков школ Раджастхана, Моголов или Декани.

Индийский веер
Индийский веер

Этот индийский веер с пером павлина из собрания Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург)., с аппликациями и вышивкой серебром. При его создании индийские мастера ориентировались на знания о лечебных свойствах материалов и цветов. Поэтому веер не только давал прохладу, но и служил инструментом цветотерапии.

1.https://www.britannica.com/art/fan-decorative-arts#ref1087925

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.