Живопись эпохи Тан в Китае

Расцвет культуры в Китае в средние века связывают со временем правления династии Тан. Живопись эпохи Тан в Китае так же демонстрирует высокие достижения.
В 618 г. к власти в Китае пришла новая династия Тан. С началом ее правления связывают имя императора Тай-Цзуна (626—649). Высокообразованный человек, воспитанный в конфуцианских традициях, одаренный каллиграф, Тай-Цзун подобрал себе прекрасных министров и военных советников. Искусный военачальник и тонкий дипломат, он сформировал правительство, ориентируясь на высочайшие конфуцианские идеалы. В отличие от отца, ограничивавшего свободу вероисповедания своих подданных, Тай-Цзун проводил политику веротерпимости. В императорских церемониалах он отвел важную роль даосским монахам, оплачивал переводы буддистских текстов.

В правление Тай-Цзуна Китай достиг невиданного расцвета. Дальнейшая история правления династии Тан знает периоды возвышения и ослабления, борьбы за престол самыми жестокими и циничными методами, времена веротерпимости и гонений за веру, мира и войн, тяжко отразившихся на судьбах людей, в том числе и выдающихся деятелей культуры.

И все же это было время неслыханного подъема интелектуальной и духовной жизни, небывалых достижений в культуре. Масштабы этих достижений очень велики. И только барьер образовавшийся между Западным миром и Востоком, из-за разных путей, которыми пошли в дальнейшем в экономическом, политическом и культурном развитии Западный мир и восточный, препятсвовали оценке достижений танской культуры и того вклада, который сделали танские интеллектуалы в мировую культурную сокровищницу. В определенной степни эта ситуация сохраняется и сейчас. Она связана с тем, что западная публика плохо знакома с этим материалом. Средства распространения информации в наше время способствуют преодоления этого противоречия.
Живопись эпохи Тан в Китае  достигает больших высот.  Духовная жизнь периода Тан чрезвычайно интенсивна. В городах сосредоточились школы, библиотеки и университеты. Концентрация материальных и духовных ценностей, выдающихся деятелей - живописцев, поэтов, мыслителей приобрела в городах грандиозный, невиданный дотоле размах. Увлечению литературой способствовало изобретение в VII веке ксилографического способа книгопечатания, а в IX веке - печати с помощью передвижного шрифта, позволявшего популяризировать сборники стихов и новелл. В искусстве той поры нашли выражение наиболее прогрессивные тенденции культуры. Танское время с его интересом к внешнему миру было проникнуто пафосом созидания, несло в себе огромный заряд жизненной энергии.

На протяжении 7-8 вв. живопись заняла центральное место  в ряду других видов изобразительных искусств, поднявшись до выражения глубоких мыслей и  чувств. В ней полно  выразились поиски законов обобщения вселенной,  единения человека  с миром. В совершенных  образах она донесла идеалы красоты и гармонии того времени до нас – людей живущих в 21 веке.
Многообразие жизненных устремлений Танского государства определило характер живописи. Живопись эпохи ярка, красочна, наполнена торжественности и праздничности. Живопись на свитках переживает в эпоху Тан расцвет. Художники уподобляются поэтам в своем восхищении породой.

Появляются новые сюжеты, новые живописные приемы, каноны. Для передачи приподнятого, радостного, эмоционального образа мира художники используют особую декоративную систему, построенную на сочетании ярко окрашенных в синие, зеленые, белые цвета плоскостей, изображающие горы и облака, и образующие своеобразные кулисы, с множеством скрупулёзно выписанных деталей, таких как деревья, кустарники, скалы, постройки, фигуры людей. Линии обводятся золотым контуром. Фигуры вкрапливаются в пейзаж яркими пятнами. Масштабы гор и деревьев противопоставляются масштабам людей. Хотя только намечается воздушная среда, уже найдены приемы передачи грандиозных пространственных далей: вздымающихся к небу горных пиков, широких долин, могучих потоков - всех почитаемых с древности элементов природы, которые являются главной темой китайского пейзажа.
В это время началась жанровая специализация. Развитие традиций бытописательного и портретного жанра "жэньу" (люди и предметы) связывались с именами Янь Либэня (VIIв.), Чжан Сюаня (VIIIв.), Чжоу Фаня (VIII-начало IXвв.).

Чжан Сюань. Весенняя прогулка Хуго. Копия XII в. Музей провинции Ляонин, Шэньян
Чжан Сюань. Весенняя прогулка Хуго. Копия XII в. Музей провинции Ляонин, Шэньян
Чжан Сюань. Приготовление шёлка. Копия, выполненная императором Хуэйцзуном в нач. XII в. Бостон, МИИ.
Чжан Сюань. Приготовление шёлка. Копия, выполненная императором Хуэйцзуном в нач. XII в. Бостон, МИИ.

Свиток Чжана Сюаня посвященн церемонии приготовления шелка, которая возникла при дворе импрератора.
В этой церемонии принимали участи придворные дамы (наложницы) императора. Придворные дамы были ответсвены за проведение церемонии сбора тутовых листьев и изготовление шелка. Свиток Сюаня дает возможность получить представление о жизни при дворе императора в Танскую эпоху.
Картины мастера придворных сцен Чжоу Фана, работавшего в 780—810 годах, несут новые качества, появившиеся в эпоху Тан. Сюжеты взяты из реальной жизни. Его свитки как бы читаются, подобно книге с иллюстрациями, показывая одну за другой серии отдельных, метко схваченных бытовых сценок, объединенных единой темой. С помощью деталей (стол, дерево, скамья) художник умело характеризует место действия, вводит зрителя в интимную атмосферу жизни той поры. Свободно компонуются группы людей, зорко подмечена жестикуляция и специфика движения фигур. В облике изображенных придворных дам воплощен характерный для танского времени идеал красоты.

Чжоу Фан. Придворные дамы с цветами в причёсках. Музей провинции Ляонин, Шэньян
Чжоу Фан. Придворные дамы с цветами в причёсках. Музей провинции Ляонин, Шэньян

В свитке «властелины разных династий» Ян Либэнь повествует о тринадцати правителях Китая, царствовавших на протяжении ханьской и суйской династий. Этот свиток можно назвать параднопортретной эпопеей и исторической композицией. Выстроенные на нейтральным фоне длинного свитка группы идущих или восседающих на троне императоров, не связаны между собой единым действием. Каждая из них представляет собой замкнутую композицию. Фигуры правителей возвышаются над слугами подобно божествам. Их бесстрастные лица отмечены печатью торжественности, воплощая идеал мудрости. Каждый император наделен атрибутами, символическими деталями одежды, которые характеризовали качества, приписываемые ему традицией. Позами, жестами, высоким достоинством всего облика художник создавал вереницу персонажей своей эпохи, передавая конкретные наблюдения и точные детали.

Ван Либэнь Император Суй
Ван Либэнь Император Суй

Пейзажи Ли Сысюня (651-716) и Ли Чжаодао (685-741)  - это важный этап в сложении китайского пейзажа. Пейзажи Ли Чжаодао  ярки, праздничны, наполнены фигурами людей, изображениями дворцов, храмов, павильонов, мостов.
У этих художников еще доминирует декоративный подход в осознании целостности мира природы.
Путники в горах
Ли Чжао-дао
Путники в горах

Ли Сысюнь (приписывается) Плывущие лодки и дворец на берегу реки. Гугун. Тайбэй.
Ли Сысюнь (приписывается)
Плывущие лодки и дворец на берегу реки. Гугун. Тайбэй.

В эпоху поздняя Тан начинает развиваться совсем другой подход к пейзажу.

Гуань Тун — китайский художник-пейзажист, работавший в монохромной технике.  Он считается  одним из основателей жанра монохромного пейзажа.

Гуань Тун работал в Лояне при дворе династии Позднняя Тан. Художник  использовал сочетания размывов туши и  свободную   линию. Знамениты его картины: «Горная хижина в Чжаояне», «Ручей в горах, вечернее небо после дождя», «Пейзаж четырёх сезонов», «Персиковый источник», «Утренняя прогулка».

Художник придал монохромному пейзажу достоверность и правдоподобие и   популяризировал  его сначала в Северном Китае, а затем во всей стране. Монохромный стиль  отличался  от аристократического цветного, «сине-зелёного» пейзажа.  Он получил широкое распространение. Это время  большой популярности пейзажа.

Среди его наследия более всех известен свиток «Осенние горы в сумерках».

Гуань Тун Осенние горы в сумерках
Гуань Тун
Осенние горы в сумерках

Это символическое изображение, передающее «Инь-Ян» даосизма. Произведениям Гуань Туна придаёт силу способ изображения гор; у него они имеют плотную, компактную структуру. Цзин Хао и Гуань Тун создали великолепную живописную технику для передачи суровой красоты северных гор, в то время как на юге Китая использовалась иные композиционные схемы живописи, соответствующие изображению равнинного пейзажа.

Перекликается  пейзаж в поэзии с живописным свитком.

Шэнь Юэ (441-513), поэт эпохи Шести династий, пишет:

«Неприступные скалы

стоят бесконечной грядой,

Собирается сумрак

в неясной дали голубой,

На бескрайних просторах

где ветер порывист и крут,

Придорожные травы

Осенней порою растут».

Неприступные скалы - излюбленный сюжет свитков. Мир гор,горний мир,мир чистоты и духовности. У жителей равнин другие  «зрительные» символы проявления духа. А у жителей  гор  - скалы, горные хребты, утесы-постоянно присутсвуют на свитках.

В VII-VIII вв. достигают своего расцвета монументальные росписи дворцов и храмов

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни.

Меняют свой облик сравнительно с прошлым настенные росписи буддийских монастырей. Обогащаются их сюжеты, более разнообразна тематика, усилено внимание к земному миру. Им присуще то общее, что характерно всей танской живописи: полнокровность и широта идеалов.

Росписи Цзяньфандуна, восходящие к VII веку доказывают это. В отдаленном от столицы скальном монастыре, расположенном на пересечении путей, связывающих Китай с Индией и Центральной Азией, переплетаются местные традиции с комплексом восточных художественных систем.

Будда и Бодхисатвы. Пещера Магао.
Будда и Бодхисатвы. Пещера Магао.

Танским росписям монастыря присущи широта охвата жизненных явлений, красота и свежесть колористических сочетаний. В пещерных залах росписи заполняют обширные пространства стен монументальными панно, воспроизводящими картины райских миров, населенных сонмами прекрасных божеств. Парадные композиции дополняются мотивами буддийских сутр, повествующих о чудесах, совершаемых милосердными святыми и божествами, торжественных приемах и далеких путешествиях. Развертываясь на фоне просторных пейзажей, легенды о милосердных деяниях Авалокитешвары сливаются в рассказ о величии и бескрайности природы. Огромным и густонаселенным, праздничным и цветущим предстает мир, показанный в танских пещерных росписях. Новые воплощения красоты и гармонии выявляются в пышности многофигурных композиций, в грации и чувственной красоте мягких и пластичных движении небожителей, в умудренности лиц паломников и монахов, в нарядности одежд и причёсок знатных жертвователей. Все это показывает восхищение мастеров богатством и красочностью мироздания.

About Наталья

Наталья Турышева has written 226 post in this blog.

Comments

Добавить комментарий