Буддийские герои в живописи

Буддийские подвижники в китайской живописи

Будда. Неизвестный художник. Юань
Будда. Неизвестный художник. Юань

Многие представители императорского клана династии Цин были набожными последователями буддизма. В Пекинском императорском дворце ряд зданий использовался как хранилища буддийских рукописей и как места для подношений буддийским божествам. Произведения буддийской живописи и священных книг хранились и в других зданиях.
В прошлом эти красиво украшенные и изысканные буддийские тексты и картины были личными сокровищами императорской семьи и хранились далеко от людских глаз. Теперь они являются частью публичной коллекций музея дворца. Здесь можно увидеть произведения живописи и рукописи эпохи сун (960-1279) и Юань (1279-1368), работы знаменитых каллиграфов, украшенные художниками — монахами. Алмазная Сутра в краткой редакции полностью выражает идею праджни (мудрости) буддизма Махаяны, который в те времена распространился широко в империи. Опубликованные тексты времен Сун и Юань часто достаточно просто и лаконично оформлены, поэтому многие каллиграфы взяли на себя труд создать красочные художественно оформленные тексты. Интересны изображения буддийских персонажей: будд и бодхисаттв. Они представлены в работах мастеров эзотерической школы династии Мин (1368-1644).
Также большой интерес представляют изображения Гуань-инь. Императоры Цин ценили буддийскую живопись и каллиграфию. В коллекции имеются примеры каллиграфии сутр известных каллиграфов и изображения таких буддийских персонажей, как Девараджи (небесные цари) и бодхисатвы ( Манджушри, Гуань-Инь и Лоханы).

Девараджа Сюй Ян (эт. Ок 1750-1776), династия Цин
Девараджа Сюй Ян (эт. Ок 1750-1776), династия Цин

В раннем буддизме, лоханы (термин происходит от транслитерации «архат» в санскрите в «а-ло-хан» на китайском языке) были практикующие отшельники. Позже, под влиянием учения Махаяны (Большой Колесницы) Буддизма, лоханы были наделены атрибутами защиты и поддержания истинного закона буддийской веры. Лоханами стали называть бодхисатв, которые оказывают помощь всем живым существам на пути к просветлению. При отсутствии иллюстраций к записям китайским художникам было трудно определить иконографические особенности лоханов. Китайские художники опирались на художественную традицию изображения буддийских святых и на свою фантазию. В своих произведениях они представляли Лоханов как высокодуховных и образованных китайских монахов. Иногда лоханы изображались как индийские святые. В манере исполнения этих работ так же присутствовали черты влияния индийской художественной традиции. Во время правления династии Юань появились изображения Лоханов в тибетском стиле. Тибетский стиль появился с момента знакомства с тибетским эзотерическим буддизмом. Каждое изображение Лохана с его индивидуальными и уникальными качествами иллюстрирует разнообразный и красочный мир китайской буддийской живописи.

Lohan in a Grotto

На картине Лю Суньяна (1174–1224) у лохана длинные, густые брови и большой нос, он похож на индийского монаха. Рядом с ним стоит монах с протянутыми руками. Он пытается поймать гранат, который бросает ему один из гиббонов. На переднем плане два оленя стоят спиной к спине с поднятыми вверх головами. Один из них смотрит на лохана, а другой на гиббона. Лохан изображен довольно реалистично.

Лу Суньян. Лохан
Лу Суньян. Лохан

Лу Суньян — один из величайших мастеров династии Южной Сун.

В буддизме Тхеравады (Южный буддизм. Иногда ассоциируют его с направлением Буддизма Хинаяны) «архат» переводится на китайский язык как лохан. Это тот, кто шел по Восьмеричному пути и добился освобождения от земного существования. Он достиг «другого берега» и пребывает в вечности. Лохан освободился от тяги к чувственным удовольствиям земного существования и невежества. Он свободен от кармических перерождений.
Лоханы хорошо известны мудростью, мужеством и сверхъестественной силой. Из-за их способностей и того факта, что они защитники от зла, лоханы стали ангелами-хранителями буддийских храмов. В главном зале обычно находится восемнадцать скульптурных фигур лоханов, иногда сопровождаемые пятьюстами фигурами меньших размеров.

По традиции первоначально было только шестнадцать лоханов. Двое из них были добавлены в список китайцами во время династии Тан.

Легенда о том, как лоханы явились во сне художнику Гуань Сю и попросили его нарисовать их.

Легенда гласит о том, что первые портреты восемнадцати Лоханов были написаны буддийским монахом Гуань Сю в 891 году. Гуань Сю жил в Чэнду в правление династии Тан. Он занимался наукой, живописью, каллиграфией и поэзией. Именно из-за его мастерства в живописи лоханы выбрали Гуань Сю для того, чтобы он нарисовал их портреты. Они явились ему во сне и обратились к нему с просьбой сделать это.

С тех пор китайские умельцы, будь то художники, скульпторы или гончары стремились дать плоть и кровь этим мифическим существам. Часто они основывали свои представления о внешнем виде Лоханов по картинам Гуань Сю. Существуют так же бесчисленные легенды, из которых черпаются подобности их внешнего вида и атрибутов. У каждого художника есть свой собственный метод их изображения. Вид лоханов в искусстве меняется от династии к династии и от места создания изображения.
«Шестнадцать лоханов были перечислены в «Путешествии на Запад при Великой Тан» (XVI в.), среди них индийские мифологические и легендарные деятели буддизма, такие, как старший сын Шакьямуни и один из первых его учеников Рахул; Пиндола (кит. Бинь-тоу), задача которых — хранить учение Будды после ухода Шакьямуни в нирвану до появления в мире Майтреи. »

На свитке художника Кунь Цаня — одного из четырех художников-монахов первой трети эпохи Цин (Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи) — изображен лохан в пещере. Кунь Цань (1612-1673) (Kuncan),(髡殘) родился в день рождения Будды. Он принял буддийские монашество в возрасте двадцати шести лет. Кунь Цань стал активным последователем чань буддизма. После установления династии Цин, жил в Нанкине, где в круг его друзей входили ряд поэтов и художников, сохранивших преданность династии Мин. В 1659 г. художник посетил «Желтые горы» (горная гряда Хуаншань, воспетая поэтами и художниками со времени начала династии Цин) на юге провинции Аньхой, и, очарованный красотой места, решил целиком посвятить себя живописи. Для Куня, картина была путем к себе, и он показал своим искусством важность для него практики чань.
С точки зрения Буддизма Махаяны Архаты так же как и лоханы не стремятся к тому, чтобы стать Бодхисаттвами и служить, таким образом, человечеству. Зацикленный на собственном просветлении архат, не свободен от омрачений.
Будды побуждают архатов выйти из эгоистической нирваны и стать Бодхисаттвами. Махадева сформулировал положения, послужившие причиной разделения Тхеравады и Махасангхики.
Тем не менее, в Китайской живописи сохранились прекрасные работы, изображающие Архатов — лоханов как высокодуховных, просветленных существ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.