ТОРАДЖИ ИСИКАВА 1875-1964 Toraji Ishikawa
В эпоху Мэйдзи (1868—1912) в Японии разгорелись бурные дискуссии вокруг сюжетов, связанных с искусством и эстетикой. Осмысление искусства в качестве особой культурной категории было новым явлением, непосредственно связанным с произошедшим в 1860е годы «открытием» страны. За ним последовало освоение западной науки и её методов. Молодая японская наука формировалась в тесном взаимодействии с государствами отражала его меняющуюся идеологию. Японские политики эпохи Мэйдзи видели свою задачу в построении типичного для XIX века национального государства, и пропаганда «исконно японских» жанров стала главенствующей идеей в искусствоведении. Однако у художников появилась возможность знакомиться с европейской живописью и изучать новые техники, в первую очередь живопись маслом. Такая новая живопись получила в Японии наименование ёга («западные картины»).
Лебедева О.И. (текст), 2015
ТОРАДЖИ, ИСИКАВА родился в Кочи. С семнадцати лет учился у Кояма Шотаро в Фудоше.
Уроженец префектуры Коти на острове Сикоку, Исикава отправился в Токио (так как Эдо был переименован после 1868 года) в возрасте шестнадцати лет, чтобы изучать ёга — популярный жанр живописи в западном стиле маслом на холсте.
Первоначально известный как пейзажист, Тораджи представил свои картины на выставках Общества изобразительных искусств Мэйдзи. В 1902 году он стал соучредителем Taiheiyo Gakai (Тихоокеанского института искусств западного стиля или Тихоокеанского общества живописи), преемника Мэйдзи Биджутсукай.
В начале 1900-х годов он посетил Соединенные Штаты и Европу, а в 1904 году вернулся в Японию. В том же году он опубликовал статью в литературном журнале об Альфонсе Мухе, чешском художнике стиля модерн. После возвращения он выставлял картины маслом на спонсированных правительством Японии выставках Bunten и Teiten и на Панамо-тихоокеанской выставке в Сан-Франциско в 1915 году, где он получил бронзовую медаль за свою картину под названием « Виноград».
Исикава также побывал на Тайване, как и ряд японских художников при поддержке правительства условий жизни местных ханьцев.
В 1902 году он отправился в путешествие по США и Европе. То, что художник изучил в США и Европе осталось в его памяти на долгие годы и повлияло на его искусство.
Цикл гравюр «Десять типов обнаженной женщины» стал его самым известным произведением.
Чикагский институт искусств
Путешествовал по Европе и США в начале 1900-х годов. Экспонировал картины на Панамо-тихоокеанской выставке в Сан-Франциско в 1915 году. В 1943 году стал руководителем школы Тайхейогакай. В 1947 году он стал членом-учредителем (Сингекай) Shigenkai- общества, представляющего живопись в западном стиле. Печатные издания включают пейзажи Внутреннего моря 1930-х годов и серию «Десять ню» 1934 года.
Темы сражений отражены в живописи периода Второй мировой войн
Исикава Токаджи внес значительный вклад в художественное образование в Токийском институте Koto Shihan Gakkō (Токийская высшая нормальная школа) и Токийском университете образования. Он получил императорскую награду Японской академии художеств в 1953 году. Умер в Токио в 1964 году в возрасте 89 лет.
Литература:
1 Light in Darkness: Women in Japanese Prints of Early Shōwa (1926-1945), Kendall H. Brown, et. al., Fisher Gallery, University of Southern California, 1996, p. 19.
2 Being Modern in Japan: Culture and Society from the 1910s to the 1930s, Elise K. Tipton and John Clark, University of Hawaii Press, 2000, p. 2
3 Official catalogue (illustrated) of the Department of Fine Arts, Panama-Pacific International Exposition (with awards) San Francisco, California, Wahlgreen Company, 1915, P. 9.
4 «Cultural Identity and the Making of Modern Taiwanese Painting During the Japanese Colonial Period (1895-1945),» Jen-Yi Lai, University of Michigan, 2008 (a dissertation), p. 151.
5 Modern Japanese Woodblock Prints — The Early Years, Helen Merritt, University of Hawaii Press, 1998, p. 98.
6. For information on the modern day Nitten see http://www.nitten.or.jp/english/index.html
Гравюра иллюстрирует сцену или персонажа из одной из знаменитых работ драматурга Тикамацу.