Ся Гуй

溪山清远图 Ся Гуй. Далекий вид на чистые дали. Тайбэй.
溪山清远图 Ся Гуй. Далекий вид на чистые дали. Тайбэй.

Ся Гуй китайский пейзажист династии Сун. О его жизни известно очень мало, и лишь несколько его работ сохранились, но он считается одним из величайших художников Китая. Китайская живопись чань буддизма
Он продолжил традицию Ли Тана, еще больше упростив прежний стиль Сун. Вместе с Ма Юанем, он основал так называемую школу Ма-Ся (馬夏), одну из самых важных школ того периода.
Хотя Ся был популярен при жизни, его репутация пострадала после его смерти, как и репутация всех художников академии Южной Сун. Тем не менее, некоторые художники, в том числе японский мастер Сэссю, продолжали традиции Ся .
Ся Гуй родился в уезде Цяньтан Линьаньской управы (территория современного Ханчжоу провинции Чжэцзян). Состоял в академии живописи при императоре Нин-цзуне.1. (Нин-цзун (кит. 寧宗, личное имя — Чжао Ко (кит. 趙擴) 19 ноября 1168 — 17 сентября 1224) — 4-й китайский император империи Южная Сун в 1194—1224 годах (13-й император династии Сун), посмертное имя — Гун Сяо-хуанди (кит. 恭孝皇帝).

Китайская традиционная живопись имела особенности, которые объединяли в ней как чисто художественные черты так и выделяли ее в область духовной деятельности. В этом плане на первом месте стояли пейзажные произведения. Они представляли природные явления, которые традиционно относились к энергетическим стихиям, наполнявшим мироздание и в китайской традиции именовались «Инь» и «Ян». Явления природы противопоставлялись жизни в обществе, наполненной борьбой, страданиями, насилием. Природный мир мыслился как сфера чистоты и покоя, гармонии и высшей духовной красоты. Пейзаж «Гор и вод» являлся материализованным выражением этих идей.
Горы наполнены энергиями Ян. Горы вздымаются ввысь, высоко поднимаясь над городами, селениями, деревнями, всем, чем живут люди в потоке сансары. Горные вершины вздымаются в высь, в небо и наполняются энергией Ян. Воды в виде потоков, низвергающихся с гор, полны энергии Инь. Наблюдение за потоком расслабляет и смягчает напряжение, созерцание гор наполняет силой и ощущением равновесия и духовного могущества, бесстрашия и благородства. Отшельники, стремящиеся к просветлению, искали его в горах.

Ся Гуй (кит. 夏圭, ок.1195-1224) — китайский художник династии Сун, писал пейзажи в лаконичной манере, пренебрегая деталями.

Для его стиля характерна композиция, в которой лишь небольшая часть пейзажа видна, тогда как все остальное скрыто в тумане. В дополнение к его инновации в композиции, мазки на свитках богаты и разнообразны. Сохранилось немного работ Ся. Однако, он считается одним из величайших художников Китая.

Ся Гуй. Вид на водопад

Ся Гуй. Вид на водопад
Ся Гуй. Вид на водопад

Эта работа «Вид на водопад» (观瀑 图) изображает угол горы Кси. Три путешественника сидят в павильоне и смотрят на водопад на вогнутой части горы справа от них. Облако и туман скрывает основную часть горы, только линия горной вершины открывается. Перед павильоном сосны, небольшая лодка с тентом причалена к берегу. Видимый на половину берег реки и кусты слева от павильона особенно ярки. Они не только расширяют пространство работы, но и соответствует вершине холма выше. Пейзаж Ся Гуйя вызывает особое ощущение цельности и духовной свободы.

Ся Гуй. Двенадцать видов…(деталь)

Ся Гуй. Двенадцать видов...(деталь)
Ся Гуй. Двенадцать видов…(деталь)

Жилище рыбака после дождя

Ся Гуй. Жилище рыбака после дождя width=
Ся Гуй. Жилище рыбака после дождя

«Горный Рынок, Очищающий туман» Ся Гуя-лист альбома представляет поэтическое воплощение одного из восьми видов рек Сяо и Сян. «Восемь видов» стали популярной темой для художников, начиная с конца одиннадцатого века после того, как чаньский (японский язык: дзен) буддийский монах Хуэйхун (1071–1128) написал восемь стихотворений на эти темы. Его стихотворение «Горный рынок…» предлагает художникам яркие образы для интерпретации.

Горный Рынок. Очищающий туман. Ся Гуй
Горный Рынок. Очищающий туман. Ся Гуй

В интерпретации Ся Гуйя смело выполненные мазки и точки чернил создают абстрактный язык визуальных знаков, а не просто описательные формы: кинестетические мазки, которые без особых усилий переходят от контуров и точек лист вы к клинообразным штрихам моделирования туши, одновременно упрощают и объединяют ландшафт и человеческие формы, вдохнув жизнь в покрытый туманом ландшафт.

Чань философия стала популярной среди образованных китайцев. Чань картина — наглядное пособие для медитации — изображала пейзажи, растения, или святых Чань. Литераторы возродили старую идею — живопись, как бессловесный стих и стихи, как живопись без образов.

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8F_%D0%93%D1%83%D0%B9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.