Цветы и птицы Бамбук в японской живописи
Орхидеи в живописи и хайку
Пионы японских художников
Катёга (花鳥画, «картины цветов и птиц») – японское название жанра живописи, предметом которого являются цветы и птицы.
На японскую живопись значительное влияние оказали китайские художники чань.
Учжунь Шифань — буддийский монах чаньской школы линьцзи из монастыря Цзиншань, глава линии передачи Ян-ци (через Хуцю Шаолуна). Также писатель, художник и каллиграф времён империи Сун. Он оказал большое влияние формирование системы годзан. Монастыри годзан стали культурными центрами. В монастырях появляется и искусство годзан бунгэй, преобладающей формой которого становится суйбокуга — монохромная пейзажная живопись тушью, основными жанрами которой были пейзажи (сансуйга (яп. 山水画)), картины с эпизодами из жизни знаменитых китайских мастеров чань (досякуга), портреты японских мастеров дзэн (тиндзо (яп. 頂相)), а также изображения растений и птиц (катёга).
Китайская живопись чань буддизма
В отличие от китайской традиции, в Японии катёга разделён на поджанры: катёга (花鳥画, «цветы и птицы»), какига (花卉画, «цветы»), сотюга (草虫画, «насекомые и растения») и рэймога (れい毛画, «картины домашних животных»).
В Японии тема птиц и цветов была одной из главных в живописи «ямато-э», хотя из докамакурского периода сохранились только те изображения, что были выполнены на лакированной посуде и металлических изделиях. Примером могут служить сохранившиеся декоративные росписи из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (различные музыкальные инструменты, медиаторы бивы, предметы домашнего обихода).
Сёкурайн имеет коллекцию различных сокровищ, включая одежду, мебель, музыкальные инструменты, игрушки, оружие и т. Д., Которыми пользовались император Сёму и императрица Кван, построившие храм Тодайдзи , всего около 9000 предметов. Которая также включает предметы из империи Тан (Китай), Силла и других мест.
Каждую осень Национальный музей Нары проводит выставку в Шокурайне, демонстрируя миру некоторые древние сокровища.
1.
Самые старые из сохранившихся картин, в которых птицы и цветы рассматриваются как самостоятельная тема, — это монохромные туши периода Муромати, выполненные монахами Дзэн 禅 Дзен картины цитаты под влиянием картин династий Сун Китайская живопись эпохи Сун и Юань Искусство эпохи Юань sougenga 宋元画.
Дзен искусство Японии Суйбокуга
Гёкуэн Бомпо
Гёкуэн Бомпо Gyokuen Bompo (с 1347 -. 1420) Какэмоно: Орхидеи, бамбук и терн
Начало дзен искусства Японии
Gyokuen Bompo (1348-ок. 1420) монах дзен,художник, поэт и каллиграф. Как художник, Бомпо работал в стиле суйбоку 1. тушью. Он служил настоятелем двух крупных монастырей в Киото, Kennin-ji (建仁寺) и
Nanzenji.(Нандзэн-дзи — храмовый комплекс дзэн-буддийской школы Риндзай на востоке Киото в Японии. Храм основал в 1291 году император Камэяма на месте своего бывшего дворца. Нандзэн-дзи входит в число пяти крупнейших дзэнских храмов Киото. Этот храм является центральным для одноимённой подшколы Риндзай.
В последнем мазке плавно изогнутой линии кисти полукурсивная каллиграфия надписи Бонпо визуально объединяется с экспансивной передачей гибких листьев орхидеи и хрупких цветов. Орхидеи и камни лелеются в преданиях литераторов как символ чистоты сердца, верности и честности ученого. «Танцующая пара» в стихотворении относится к ароматному мелкоцветковому Эпидендруму справа от скалы и более крупным и красочным орхидеям Цимбидиум, сгруппированным в центре 2.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44857
«Как пишет японский исследователь XX века Нома Сэй-року, «на первый взгляд, небольшое количество туши на листе белой бумаги кажется простым и скучным, но по мере пристального всматривания, оно трансформируется в образы природы — маленькую частицу окружающего мира, видимую вроде бы смутно, как в тумане, но частицу, которая может унести дух зрителя к величественному целому».
В XV веке, продолжая традиции китайской академической живописи династий Сун и Юань (宋元画, согенга), дзенские и профессиональные светские художники начали делать росписи многостворчатых ширм (бёбу) с многоцветными изображениями птиц и цветов. Во многих случаях росписи на этих многостворчатых ширмах были посвящены классической теме «Четырёх времён года» (四季絵, «сики-э»). Такие росписи получили название сики-катё-дзу (四季花鳥図, «Картины цветов и птиц четырёх сезонов»). Документальные источники упоминают, что сики-катё-дзу создавал Тэнсё Сюбун, но до наших дней они, к сожалению, не дошли. Зато сохранились «картины цветов и птиц четырёх сезонов», созданные Сэссю Тойо Тоё Сэссю и Огури Сотаном. 2
Kiyohara Yukinobu
Иёхара Юкинобу (1643–1682) — японская художница и одна из выдающихся женщин Школы Кано Сосна художника Кано Исеньин Наганобу. Ее отец Кусуми Морикаге (ок. 1620–1690) также художник, а ее мать Кунико была племянницей ее давнего учителя и покровителя Кано Танъю . Киёхара Юкинобу была известна в ранний период Эдо как «женщина, достигшая больших успехов в искусстве», или кейсю. Ее муж был учеником Кано Танью , одного из самых выдающихся художников того времени, и она сама, как внучатая племянница Танью, возможно, училась у него. Ее работы самых разных форматов, от маленьких свитков до больших экранов. Она следовала стилю Ямато и также была известна созданием множества работ, изображающих женщин, в том числе легендарных фигур, таких как Мурасаки Сикибу Мурасаки Сикибу. Поскольку многие работы Юкинобу подписаны и скреплены ее именем, это говорит о том, что она добилась достаточного признания, чтобы получать заказы от горожан среднего класса и самураев.
Здесь художница изображает трех свиристелей (яп. хирендзяку) в разных позах: одна безмятежно отдыхает на ветке старой вишни в полном цвету, что указывает на наступление поздней весны; другая захвачена в полете; а третья садится на скалу, высматривая насекомых в ручье. Поскольку свиристели после спаривания трутся головами друг о друга, демонстрируя взаимную привязанность, они стали символом супружеской гармонии и семейного процветания, что является одной из возможных интерпретаций картины.
Цветы-птицы римпа
Римпа была не школой, а направлением группы художников, находящихся под влиянием Сотацу и Коэцу. Некоторые из самых известных художников римпы — Огата Корин (1658-1716), Огата Кензан (1663-1743) и Сакаи Хоицу (1761-1828).
Судзуки Киицу. Птицы и цветы четырех времен года
Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858)
Судзуки Киицу (яп. 鈴木其一, 1796—1858) — японский художник второй половины периода Эдо, мастер школы Римпа, известный благодаря созданию расписных ширм.
В японской живописи художники демонстрируют любовь к смене времен года. Даже спустя столетия произведения искусства школы Римпа по-прежнему поражают нас своим обилием цветов и изображением их в разные циклы года.
На этой картине нет ни одного дерева. Вместо этого на правом экране мы видим цветы рапса, фиалки, одуванчики, подсолнухи, ипомеи и другие весенние и летние цветы, а также пару птиц и их птенцов. На левом экране показаны хризантемы, серебряная трава (Miscanthus sinensis), золотое кружево патринии (Patrinia scabiosifolia), нарциссы и другие растения, связанные с осенью и зимой, с парой уток-мандаринок. В то время как тема — четыре времени года, Киицу выбрал летние и осенние растения, любимые художниками школы Римпа, в качестве основных элементов. Линии бледными чернилами и использование техники тарасикоми 1. для нежной передачи растений в объединенных, размытых цветах соответствуют стилю Римпа, переданному от Корин Хойцу, а затем Киитцу. Живые цветовые сочетания и изображение птиц до мельчайших деталей, с умелым использованием цвета раскрывают взгляд Киису, в котором ясность имеет приоритет над чувствами.
Хороши пионы Киицу!
Пионы, цвет на шелке, период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане
Киицу Судзуки (鈴木 其一): Пионы, Цвет на шелке, Период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане
На этой картине изображены три цветка пиона во всей красе. Однако здесь вместо характерного стиля Римпа с упрощенными лепестками и использованием тарасикоми на стеблях мы видим четкое, тщательное изображение вплоть до мелких деталей, напоминающее стиль китайских придворных художников. Как одна из немногих сохранившихся работ Киицу с датой, эта работа является особенно редкой и ценной.
1.Тарасикоми яп.垂らし込み, капнуть внутрь) — техника в изобразительном искусстве Японии, в которой второй слой краски или чернил наносится до того, как высохнет первый слой. Благодаря этому на изображении создаётся эффект естественной текстуры ряби на воде, коры дерева, лепестков цветов и другие, а также смешение цветов. Художник обычно не мог контролировать получившийся от тарасикоми эффект. Изначально мастера японской живописи работали в основном на бумаге и шёлке чернилами или акварельными красками, где легко применяется тарасикоми. Первые работы датируются VII—VIII веками, в основном это различного вида свитки.
Хиросигэ. Белая цапля в ирисах. 1830. 37,8х17. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Жанр «цветы и птицы» — катёга, жанр подходящий для поэтических обобщений и намеков на «несказанное»
Возможно сравнение ирисов этой композиции с фигурками молодых красавиц в кимоно.
Снег, луна, цветы ( 雪 月 花, сецу-гетсу-ка или сецу гекка )
Setsugekka .
Снег, луна, цветы ( 雪 月 花 , сецу-гетсу-ка или сецу гекка ), тема искусства и дизайна в Японии, заимствованная из старого Китая, была довольно популярна в поздний период Эдо.
Эта тройная тема (в Японии цветы всегда означают цветение вишни) объединена несколькими способами. Наиболее очевидно это относится к временам года: снег = зима, луна = осень и цветы = весна. Но можно также объяснить это как представление трех белых: сине-белый = зима, желто-белый = осень и розово-белый = весна.
Художники Укиё-э любили продавать гравюры серийно, иногда даже свитки рисовали, чтобы повесить вместе. Художники любили сочетать его с тремя женщинами, тремя хорошо известными пейзажами (луна всегда с отражающей водой) и т. д.
«Снег, луна и цветы» появляются также в качестве украшений на коробках, задней стороне традиционных зеркал и т. д.
Кацукава Сюнсё (1726–1793
)
Кацукава Сюнсё (1726–1793) слева направо: — Сэй Сёнагон (зима) ——- Мурасаки Сикибу (осень) ———— Оно но Комати (весна)
Оно но Комати (小野 小 町, c. 825 — c. 900) была японской поэтессой вака, одной из Роккасэн — шести лучших поэтов вака раннего периода Хэйан. Она была известна своей необычной красотой, Комати сегодня является синонимом женской красоты в Японии. Она также входит в число Тридцати шести Бессмертных Поэтесс.
Охара Косон является одним из самых известных художников в жанре «Катё-э» двадцатого века.
Косон родился в Канадзаве в префектуре Исикава на севере Японии. Его настоящее имя Охара Матао. Он представитель традиционного японского живописи, школы «новая нихонга» .
(Нихонга (яп. 日本画; букв. «японская живопись») — живопись Японии конца XIX — начала XXI веков, которая, преимущественно, основывается на традиционных японских художественных традициях, техниках и материалах.
За свою карьеру он несколько раз менял имя: Косон, Шосон, Хосон – это всё имена одного и того же художника.
Охара Косон ( 小 原 古邨 , Канадзава, 1877 — Токио, 1945) японский художник и дизайнер печати конца XIX и начала XX веков, частью движения Шин-Ханга («Новые принты»).
Он родился в родился в городе Канадзава префектуры Исикава, на севере Японии. Считается, что он начал учиться живописи и дизайну в Техническом училище префектуры Исикава в 1889–1893 годах. Он также изучал живопись с Судзуки Косоном (1860–1919), хотя неясно, произошло ли это в школьные годы или после того, как он переехал в Токио в середине или конце 1890-х годов.
В Токио он создал несколько триптихов укиё-э, иллюстрирующих эпизоды русско-японской войны, но большая часть его произведений — это гравюры с птицами и цветами. Начиная примерно с 1926 года, он связался с издателем Ватанабе Сёзабуро и подписал свою работу Сёсон. Он также работал с издателем Кавагучи, подписывая свои работы Косон.
Благодаря его связи с Ватанабе, работа Охары была выставлена за границей, и его отпечатки хорошо продавались, особенно в Соединенных Штатах . Он активно занимался дизайном гравюр до 1935 года и умер в своем доме в Токио в 1945 году.
Косон Охара считается лучшим художником-ксилографом двадцатого века, работавшем в стиле катё-га. Образы мимолётного и таинственно-прекрасного мира, созданные мастером, звучат как овеществлённая поэзия хайку: минимум слов — минимум мазков кисти, совершенная композиция и живое равновесие. 3.
Оно Бакуфу (яп. 大野麦風, 1888–1976) был японским художником и гравером.
Серия гравюр японского художника Бакуфу Оно заняла своё место среди экспонатов Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» (ТИНРО). Альбом из 35 гравюр был изготовлен в период с 1937 по 1940 год, выпущен в городе Киото Издательским домом «Нисиномия Сёин» в 1942 году, а в 1945 году получен в дар ТИНРО.Сосаку Ханга
https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/bakufu-ono-i-ego-sobranie-izobrazheniy-izvestnyh-yaponskih-ryb-foto-/
Пионы японских художников
Chusaku OYAMA
1922 — японский художник Чусаку ОЯМА.
Пионы.
2009 — Чусаку Ояма скончался в возрасте 86 лет.
Кайо Ямагучи Kayo YAMAGUCHI
1899 — японский художник Кайо Ямагучи. Пионы.
Gyoshu HAYAMI
1894 — японский художник Гёшу ХАЯМИ.
Гёшу ХАЯМИ родился в Асакусе, Токио. Когда ему было четырнадцать лет, он поступил в школу живописи Ангадо, где изучил основы традиционных стилей живописи. В конце концов он стал учеником Имамуры Шико, старшего ученика в школе. Он впитал в себя все техники Нанга и Ямато-э и разработал свой собственный стиль. После этого он попробовал несколько разных подходов, включая детальный реализм и символический, декоративный стиль. Он смело продолжал экспериментировать с новыми стилями до своей ранней смерти в возрасте 40 лет.
Больше от этого художника
Араки Дзиппо (1872-1944)
Джиппо считался ведущей фигурой среди художников старой гвардии в японском стиле.
Он придерживаться старых обычаев в технике и выборе тем.
Джиппо настаивал на сохранении старых обычаев, и в тоже время на разрушении ограничений.
Джиппо удалось создать новый стиль японской живописи, основанный на старых обычаях.1.
1. Jippo Araki (Араки Дзиппо 1872-1944)https://jyuluck-do.com/profile_araki_jippo.html
Казутоши Сугиура Изысканные цветы
Казутошии Сугиура Kazutoshi Sugiura
Камелии, нарциссы, розы — вот его персонажи.
Казутоши Сугиура (1938-) (Sugiura Kazutoshi)-
Казутоши Сугиура создал свой собственный особый, многослойный стиль шелкографии. Его работа сосредоточена на цветах, в частности на ирисе и пионе. Сугиура родился в Киото и учился в Киотском колледже изящных искусств.
Уже в студенческие годы Сугиура проявил себя как исключительно талантливый художник.
После окончания учебы в 1963 году он четыре года изучал классическую японскую живопись и искусство восстановления сусального золота в Киотском национальном музее древностей. Использование сусального золота и насыщенных цветов стало отличительной чертой его искусства и напоминает искусство традиционной японской живописи. Его проекты привлекательны, изящны и безмятежны.
Постоянные коллекции: Бруклинский музей и многочисленные частные коллекции. Персональные выставки в Нью-Йорке, Портленде, Мэриленде, Вашингтоне, Австралии, Канаде, Японии.
Цветы вдохновляли Сугиуру в течение многих лет. У него есть восторженные почитатели, которые ценят каждый его вариант ирисов, пионов, роз, камелий, хризантем или лилий. У него очень много композиций ирисов, более ста различных гравюр ирисов. Его работы расслабляют и успокаивают.
Камисака Секка
1. https://antiqueland.ru/articles/704/ .Галина ШИШКИНА «Пять цветов притупляют зрение». Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования № 6 (58) июнь 2008 стр. 88
2.https://zenso.ru/dzen-iskusstvo/zhivopis/katjoga-kit-khuanyao
3.https://kennziffer.blogspot. com/2017/03/Koson-Ohara.html
Японскую живопись цветы-птицы хорошо иллюстрирует работа Таномура Чокуню (田 能 村 直 入). Сто цветов:
Таномура Чокуню (田 能 村 直 入). Сто цветов
Чокуню Таномура (田 能 村 直 入), (1814–1907):
Сотня цветов, цвет на шелке, период Мэйдзи, 1869 г., Художественный музей Яматанэ
На этом свитке изображены сто сезонных цветов и трав в стиле сэсси (срезанная ветка). Аннотация в конце свитка, которая придает ему вид ботанического исследования, гласит: «Меня попросили нарисовать сто цветов для феодала, я тщательно изучил сезонные цветы и травы для этого свитка и включил их названия ниже». Техника здесь имитирует картины цветов и птиц, выполненные в реалистичном «бескостном» стиле (моккоцу), технике, в которой объекты без линий. Ее использовали во времена династии Цин в Китае. Тем не менее, богатый колорит и изобилие растений выражают характер работ Чокуню.
Ацуши Уэмура
Ацуши Уэмура (Atsushi Uemura, 12 апреля 1933 г. ) — художник японского стиля, член Японской академии художеств. Настоящее имя: Ацуши Уэмура. Почетный профессор Киотского городского университета искусств. Бывший профессор и вице-президент Киотского городского университета искусств. Директор научно-исследовательского института Нара, Японская федерация охраны птиц. Живет в городе Нара.
Родился в городе Киото в семье Шоко Уэмура. Как и его отец, он рисует картины с изображением птиц и цветов.
.