КАТЁГА Цветы и птицы

Цветы и птицы Бамбук в японской живописи
Орхидеи в живописи и хайку

Пионы японских художников
Катёга (花鳥画, «картины цветов и птиц») – японское название жанра живописи, предметом которого являются цветы и птицы.
На японскую живопись значительное влияние оказали китайские художники чань.

Учжунь Шифань — буддийский монах чаньской школы линьцзи из монастыря Цзиншань, глава линии передачи Ян-ци (через Хуцю Шаолуна). Также писатель, художник и каллиграф времён империи Сун. Он оказал большое влияние формирование системы годзан. Монастыри годзан стали культурными центрами. В монастырях появляется и искусство годзан бунгэй, преобладающей формой которого становится суйбокуга — монохромная пейзажная живопись тушью, основными жанрами которой были пейзажи (сансуйга (яп. 山水画)), картины с эпизодами из жизни знаменитых китайских мастеров чань (досякуга), портреты японских мастеров дзэн (тиндзо (яп. 頂相)), а также изображения растений и птиц (катёга).

Китайская живопись чань буддизма

В отличие от китайской традиции, в Японии катёга разделён на поджанры: катёга (花鳥画, «цветы и птицы»), какига (花卉画, «цветы»), сотюга (草虫画, «насекомые и растения») и рэймога (れい毛画, «картины домашних животных»).

В Японии тема птиц и цветов была одной из главных в живописи «ямато-э», хотя из докамакурского периода сохранились только те изображения, что были выполнены на лакированной посуде и металлических изделиях. Примером могут служить сохранившиеся декоративные росписи из коллекции субхрама Сёсо-ин (正倉院) в монастыре Тодай-дзи (東大寺) в Нара (различные музыкальные инструменты, медиаторы бивы, предметы домашнего обихода).
Сёкурайн имеет коллекцию различных сокровищ, включая одежду, мебель, музыкальные инструменты, игрушки, оружие и т. Д., Которыми пользовались император Сёму и императрица Кван, построившие храм Тодайдзи , всего около 9000 предметов. Которая также включает предметы из империи Тан (Китай), Силла и других мест.

Каждую осень Национальный музей Нары проводит выставку в Шокурайне, демонстрируя миру некоторые древние сокровища.

Одна из ЭКРАННЫХ ПАНЕЛЕЙ С ДИЗАЙНОМ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ В РОКЕЧИ
Одна из ЭКРАННЫХ ПАНЕЛЕЙ С ДИЗАЙНОМ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ В РОКЕЧИ

1.
Самые старые из сохранившихся картин, в которых птицы и цветы рассматриваются как самостоятельная тема, — это монохромные туши периода Муромати, выполненные монахами Дзэн 禅 Дзен картины цитаты под влиянием картин династий Сун Китайская живопись эпохи Сун и Юань Искусство эпохи Юань sougenga 宋元画.

Као Нинга. Бамбук и воробей. Начало 14-го века
Као Нинга. Бамбук и воробей. Начало 14-го века
Дзен искусство Японии Суйбокуга

Гёкуэн Бомпо

Гёкуэн Бонпо. «Орхидеи на камне» (слева) Гёкуэн Бонпо. «Орхидеи и камни» (справа)
Гёкуэн Бонпо. «Орхидеи на камне» (слева)
Гёкуэн Бонпо. «Орхидеи и камни» (справа)

Гёкуэн Бомпо Gyokuen Bompo (с 1347 -. 1420) Какэмоно: Орхидеи, бамбук и терн

Начало дзен искусства Японии

Gyokuen Bompo (с 1347 — 1420) Какэмоно
Gyokuen Bompo (с 1347 — 1420) Какэмоно

Gyokuen Bompo (1348-ок. 1420) монах дзен,художник, поэт и каллиграф. Как художник, Бомпо работал в стиле суйбоку 1. тушью. Он служил настоятелем двух крупных монастырей в Киото, Kennin-ji (建仁寺) и
Nanzenji.(Нандзэн-дзи — храмовый комплекс дзэн-буддийской школы Риндзай на востоке Киото в Японии. Храм основал в 1291 году император Камэяма на месте своего бывшего дворца. Нандзэн-дзи входит в число пяти крупнейших дзэнских храмов Киото. Этот храм является центральным для одноимённой подшколы Риндзай.

В последнем мазке плавно изогнутой линии кисти полукурсивная каллиграфия надписи Бонпо визуально объединяется с экспансивной передачей гибких листьев орхидеи и хрупких цветов. Орхидеи и камни лелеются в преданиях литераторов как символ чистоты сердца, верности и честности ученого. «Танцующая пара» в стихотворении относится к ароматному мелкоцветковому Эпидендруму справа от скалы и более крупным и красочным орхидеям Цимбидиум, сгруппированным в центре 2.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44857

«Как пишет японский исследователь XX века Нома Сэй-року, «на первый взгляд, небольшое количество туши на листе белой бумаги кажется простым и скучным, но по мере пристального всматривания, оно трансформируется в образы природы — маленькую частицу окружающего мира, видимую вроде бы смутно, как в тумане, но частицу, которая может унести дух зрителя к величественному целому».

В XV веке, продолжая традиции китайской академической живописи династий Сун и Юань (宋元画, согенга), дзенские и профессиональные светские художники начали делать росписи многостворчатых ширм (бёбу) с многоцветными изображениями птиц и цветов. Во многих случаях росписи на этих многостворчатых ширмах были посвящены классической теме «Четырёх времён года» (四季絵, «сики-э»). Такие росписи получили название сики-катё-дзу (四季花鳥図, «Картины цветов и птиц четырёх сезонов»). Документальные источники упоминают, что сики-катё-дзу создавал Тэнсё Сюбун, но до наших дней они, к сожалению, не дошли. Зато сохранились «картины цветов и птиц четырёх сезонов», созданные Сэссю Тойо Тоё Сэссю и Огури Сотаном. 2

Сэссю Тойо. «Цветы и птицы четырёх времен года: Зима и Осень»
Сэссю. «Цветы и птицы четырёх времен года: Зима и Осень»

Kiyohara Yukinobu

Тысяча журавлей среди сосен и бамбука». Киёхара Юкинобу 1643-1682
Тысяча журавлей среди сосен и бамбука». Киёхара Юкинобу 1643-1682

Иёхара Юкинобу (1643–1682)  — японская художница и одна из выдающихся женщин  Школы Кано Сосна художника Кано Исеньин Наганобу. Ее отец Кусуми Морикаге (ок. 1620–1690) также  художник, а ее мать Кунико была племянницей ее давнего учителя и покровителя Кано Танъю . Киёхара Юкинобу была известна в ранний период Эдо как «женщина, достигшая больших успехов в искусстве», или кейсю.  Ее муж был учеником Кано Танью , одного из самых выдающихся художников того времени, и она сама, как внучатая племянница Танью, возможно, училась у него.   Ее работы  самых разных форматов, от маленьких свитков до больших экранов.  Она следовала стилю Ямато и также была известна созданием множества работ, изображающих женщин, в том числе легендарных фигур, таких как Мурасаки Сикибу Мурасаки Сикибу. Поскольку многие работы Юкинобу подписаны и скреплены ее именем, это говорит о том, что она добилась достаточного признания, чтобы получать заказы от горожан среднего класса и самураев.

Киёхара Юкинобо. Свиристели, вишневые цветы и бамбук.
Киёхара Юкинобо. Свиристели, вишневые цветы и бамбук.

Здесь художница изображает трех свиристелей (яп. хирендзяку) в разных позах: одна безмятежно отдыхает на ветке старой вишни в полном цвету, что указывает на наступление поздней весны; другая захвачена в полете; а третья садится на скалу, высматривая  насекомых в ручье. Поскольку свиристели после спаривания трутся головами друг о друга, демонстрируя взаимную привязанность, они стали символом супружеской гармонии и семейного процветания, что является одной из возможных интерпретаций картины.

Цветы-птицы римпа

Римпа была не школой, а направлением группы художников, находящихся под влиянием Сотацу и Коэцу. Некоторые из самых известных художников римпы — Огата Корин (1658-1716), Огата Кензан (1663-1743) и Сакаи Хоицу (1761-1828).

Азалия. Ogata Kōrin (Коллекция Manyo'an)
Азалия. Ogata Kōrin (Коллекция Manyo’an)

Судзуки Киицу. Птицы и цветы четырех времен года
Киицу Судзуки (鈴木 其一) (1796–1858)

Судзуки Киицу (яп. 鈴木其一, 1796—1858) — японский художник второй половины периода Эдо, мастер школы Римпа, известный благодаря созданию расписных ширм.
В японской живописи художники демонстрируют любовь к смене времен года. Даже спустя столетия произведения искусства школы Римпа по-прежнему поражают нас своим обилием цветов и изображением их в разные циклы года.

На этой картине нет ни одного дерева. Вместо этого на правом экране мы видим цветы рапса, фиалки, одуванчики, подсолнухи, ипомеи и другие весенние и летние цветы, а также пару птиц и их птенцов. На левом экране показаны хризантемы, серебряная трава (Miscanthus sinensis), золотое кружево патринии (Patrinia scabiosifolia), нарциссы и другие растения, связанные с осенью и зимой, с парой уток-мандаринок. В то время как тема — четыре времени года, Киицу выбрал летние и осенние растения, любимые художниками школы Римпа, в качестве основных элементов. Линии бледными чернилами и использование техники тарасикоми 1. для нежной передачи растений в объединенных, размытых цветах соответствуют стилю Римпа, переданному от Корин  Хойцу, а затем  Киитцу. Живые цветовые сочетания и изображение птиц до мельчайших деталей, с умелым использованием цвета раскрывают  взгляд Киису, в котором ясность имеет приоритет над чувствами.

Хороши пионы Киицу!
Пионы, цвет на шелке, период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане

Киитцу Судзуки. Пионы
Киицу Судзуки. Пионы

Киицу Судзуки (鈴木 其一): Пионы, Цвет на шелке, Период Эдо, 1851 год, Художественный музей Яматане

На этой картине изображены три цветка пиона во всей красе. Однако здесь вместо характерного стиля Римпа с упрощенными лепестками и использованием тарасикоми на стеблях мы видим четкое, тщательное изображение вплоть до мелких деталей, напоминающее стиль китайских придворных художников. Как одна из немногих сохранившихся работ Киицу с датой, эта работа является особенно редкой и ценной.

Судзуки Киицу, Ипомеи, Метрополитен-музей.
Судзуки Киицу, Ипомеи, Метрополитен-музей.
Судзуки Киицу. Фуджи.
Судзуки Киицу. Фудзи.

1.Тарасикоми яп.垂らし込み, капнуть внутрь) — техника в изобразительном искусстве Японии, в которой второй слой краски или чернил наносится до того, как высохнет первый слой. Благодаря этому на изображении создаётся эффект естественной текстуры ряби на воде, коры дерева, лепестков цветов и другие, а также смешение цветов. Художник обычно не мог контролировать получившийся от тарасикоми эффект. Изначально мастера японской живописи работали в основном на бумаге и шёлке чернилами или акварельными красками, где легко применяется тарасикоми. Первые работы датируются VII—VIII веками, в основном это различного вида свитки.

Судзуки Киицу, 1796-1858) Хризантемы
Судзуки Киицу, 1796-1858) Хризантемы
Хиросигэ. Белая цапля в ирисы.
Хиросигэ. Белая цапля в ирисах.

Хиросигэ. Белая цапля в ирисах. 1830. 37,8х17. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Жанр «цветы и птицы» — катёга, жанр подходящий для поэтических обобщений и намеков на «несказанное»
Возможно  сравнение ирисов этой композиции с фигурками молодых красавиц в кимоно.

Снег, луна, цветы ( 雪 月 花, сецу-гетсу-ка или сецу гекка )
Setsugekka .
Снег, луна, цветы ( 雪 月 花 , сецу-гетсу-ка или сецу гекка ), тема искусства и дизайна в Японии, заимствованная из старого Китая, была довольно популярна в поздний период Эдо.

Эта тройная тема (в Японии цветы всегда означают цветение вишни) объединена несколькими способами. Наиболее очевидно это относится к временам года: снег = зима, луна = осень и цветы = весна. Но можно также объяснить это как представление трех белых: сине-белый = зима, желто-белый = осень и розово-белый = весна.

Художники Укиё-э любили продавать гравюры серийно, иногда даже свитки рисовали, чтобы повесить вместе. Художники любили сочетать его с тремя женщинами, тремя хорошо известными пейзажами (луна всегда с отражающей водой) и т. д.

«Снег, луна и цветы» появляются также в качестве украшений на коробках, задней стороне традиционных зеркал и т. д.

Кацукава Сюнсё (1726–1793

Кацукава Сюнсё (1726–1793) слева направо: --- Сэй Сёнагон (зима) ------- Мурасаки Сикибу (осень) ------------ Оно но Комати (весна)
Кацукава Сюнсё (1726–1793) слева направо: — Сэй Сёнагон (зима) ——- Мурасаки Сикибу (осень) ———— Оно но Комати (весна)
)
Кацукава Сюнсё (1726–1793) слева направо: — Сэй Сёнагон (зима) ——- Мурасаки Сикибу (осень) ———— Оно но Комати (весна)
Оно но Комати (小野 小 町, c. 825 — c. 900) была японской поэтессой вака, одной из Роккасэн — шести лучших поэтов вака раннего периода Хэйан. Она была известна своей необычной красотой, Комати сегодня является синонимом женской красоты в Японии. Она также входит в число Тридцати шести Бессмертных Поэтесс.

Охара Косон является одним из самых известных художников в жанре «Катё-э» двадцатого века.
Косон родился в Канадзаве в префектуре Исикава на севере Японии. Его настоящее имя Охара Матао.  Он представитель традиционного японского живописи, школы «новая нихонга» .
(Нихонга (яп. 日本画; букв. «японская живопись») — живопись Японии конца XIX — начала XXI веков, которая, преимущественно, основывается на традиционных японских художественных традициях, техниках и материалах.
За свою карьеру он несколько раз менял имя: Косон, Шосон, Хосон – это всё имена одного и того же художника.

Глициния и Пчела - Охара Косон
Глициния и Пчела — Охара Косон
Лилии и бабочки - Охара Косон
Лилии и бабочки — Охара Косон

Охара Косон ( 小 原 古邨 , Канадзава, 1877 — Токио, 1945) японский художник и дизайнер печати конца XIX и начала XX веков, частью движения Шин-Ханга («Новые принты»).

Он родился в родился в городе Канадзава префектуры Исикава, на севере Японии. Считается, что он начал учиться живописи и дизайну в Техническом училище префектуры Исикава в 1889–1893 годах. Он также изучал живопись с Судзуки Косоном (1860–1919), хотя неясно, произошло ли это в школьные годы или после того, как он переехал в Токио в середине или конце 1890-х годов.

В Токио он создал несколько триптихов укиё-э, иллюстрирующих эпизоды русско-японской войны, но большая часть его произведений — это гравюры с птицами и цветами. Начиная примерно с 1926 года, он связался с издателем Ватанабе Сёзабуро и подписал свою работу Сёсон. Он также работал с издателем Кавагучи, подписывая свои работы Косон.

Благодаря его связи с Ватанабе, работа Охары была выставлена ​​за границей, и его отпечатки хорошо продавались, особенно в Соединенных Штатах . Он активно занимался дизайном гравюр до 1935 года и умер в своем доме в Токио в 1945 году.

Косон Охара считается лучшим художником-ксилографом двадцатого века, работавшем в стиле катё-га. Образы мимолётного и таинственно-прекрасного мира, созданные мастером, звучат как овеществлённая поэзия хайку: минимум слов — минимум мазков кисти, совершенная композиция и живое равновесие. 3.

Оно Бакуфу (яп. 大野麦風, 1888–1976) был японским художником и гравером.

Бакуфу Оно. Хризантемы
Бакуфу Оно. Хризантемы.
Его самая известная работа — «Коллекция изображений японских рыб» (Dai Nihon gyorui gashu). Хотя это его самая известная работа, он также создал множество пейзажей и несколько натюрмортов. После Великого землетрясения Канто 1923 года он переехал в Кансай. Он был почетным членом Академии изящных искусств префектуры Хёго и членом Тайхейёгакай.
[caption id="attachment_20012" align="alignnone" width="300"]Бакуфу Оно. Западная орхидея. 1940. Бакуфу Оно. Западная орхидея. 1940.

Серия гравюр японского художника Бакуфу Оно заняла своё место среди экспонатов Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» (ТИНРО). Альбом из 35 гравюр был изготовлен в период с 1937 по 1940 год, выпущен в городе Киото Издательским домом «Нисиномия Сёин» в 1942 году, а в 1945 году получен в дар ТИНРО.Сосаку Ханга

https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/bakufu-ono-i-ego-sobranie-izobrazheniy-izvestnyh-yaponskih-ryb-foto-/

Пионы японских художников

Chusaku OYAMA
1922 — японский художник Чусаку ОЯМА.
Пионы.

2009 — Чусаку Ояма скончался в возрасте 86 лет.

Пионы Chusaku OYAMA
Пионы Chusaku OYAMA

Кайо Ямагучи Kayo YAMAGUCHI
1899 — японский художник Кайо Ямагучи. Пионы.

Красные пионы, автор Кайо Ямагучи
Красные пионы, автор Кайо Ямагучи

Gyoshu HAYAMI

1894 — японский художник Гёшу ХАЯМИ.

Гёшу ХАЯМИ родился в Асакусе, Токио. Когда ему было четырнадцать лет, он поступил в школу живописи Ангадо, где изучил основы традиционных стилей живописи. В конце концов он стал учеником Имамуры Шико, старшего ученика в школе. Он впитал в себя все техники Нанга и Ямато-э и разработал свой собственный стиль. После этого он попробовал несколько разных подходов, включая детальный реализм и символический, декоративный стиль. Он смело продолжал экспериментировать с новыми стилями до своей ранней смерти в возрасте 40 лет.
Больше от этого художника

Черные пионы Gyoshu HAYAMI
Черные пионы Gyoshu HAYAMI

Тоё Сэссю
Таварая Сотацу

Хонами Коэцу

Араки Дзиппо (1872-1944)
Джиппо считался ведущей фигурой среди художников старой гвардии в японском стиле.
Он придерживаться старых обычаев в технике и выборе тем.
Джиппо настаивал на сохранении старых обычаев, и в тоже время на разрушении ограничений.
Джиппо удалось создать новый стиль японской живописи, основанный на старых обычаях.1.

Араки Дзиппо - Птицы и цветы четырех времен года (Цвет на шелке, период Тайсё, 1917, Художественный музей Яматане)
Араки Дзиппо — Птицы и цветы четырех времен года (Цвет на шелке, период Тайсё, 1917, Художественный музей Яматане)

1. Jippo Araki (Араки Дзиппо 1872-1944)https://jyuluck-do.com/profile_araki_jippo.html

Казутоши Сугиура Изысканные цветы

СУГИУРА КАЗУТОШИ . Ирис № 72
СУГИУРА КАЗУТОШИ . Ирис № 72

Казутошии Сугиура Kazutoshi Sugiura

Камелии, нарциссы, розы — вот его персонажи.

Казутоши Сугиура (1938-) (Sugiura Kazutoshi)-
Казутоши Сугиура создал свой собственный особый, многослойный стиль шелкографии. Его работа сосредоточена на цветах, в частности на ирисе и пионе. Сугиура родился в Киото и учился в Киотском колледже изящных искусств.
Уже в студенческие годы Сугиура проявил себя как исключительно талантливый художник.
После окончания учебы в 1963 году он четыре года изучал классическую японскую живопись и искусство восстановления сусального золота в Киотском национальном музее древностей. Использование сусального золота и насыщенных цветов стало отличительной чертой его искусства и напоминает искусство традиционной японской живописи. Его проекты привлекательны, изящны и безмятежны.

СУГИУРА КАЗУТОШИ. Нарцисс № 4
Нарцисс № 4

Постоянные коллекции: Бруклинский музей и многочисленные частные коллекции. Персональные выставки в Нью-Йорке, Портленде, Мэриленде, Вашингтоне, Австралии, Канаде, Японии.
Цветы вдохновляли Сугиуру в течение многих лет. У него есть восторженные почитатели, которые ценят каждый его вариант ирисов, пионов, роз, камелий, хризантем или лилий. У него очень много композиций ирисов, более ста различных гравюр ирисов. Его работы расслабляют и успокаивают.

Сугитоши. Пион
Казутоши Сугиура. Пион

Камисака Секка
1. https://antiqueland.ru/articles/704/ .Галина ШИШКИНА «Пять цветов притупляют зрение». Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования № 6 (58) июнь 2008 стр. 88

2.https://zenso.ru/dzen-iskusstvo/zhivopis/katjoga-kit-khuanyao

3.https://kennziffer.blogspot. com/2017/03/Koson-Ohara.html

Японскую живопись цветы-птицы хорошо иллюстрирует работа Таномура Чокуню (田 能 村 直 入). Сто цветов:

Таномура Чокуню (田 能 村 直 入). Сто цветов

Таномура Чокуню (田 能 村 直 入). Сто цветов
Таномура Чокуню (田 能 村 直 入). Сто цветов

Чокуню Таномура (田 能 村 直 入), (1814–1907):
Сотня цветов, цвет на шелке, период Мэйдзи, 1869 г., Художественный музей Яматанэ
На этом свитке изображены сто сезонных цветов и трав в стиле сэсси (срезанная ветка). Аннотация в конце свитка, которая придает ему вид ботанического исследования, гласит: «Меня попросили нарисовать сто цветов для феодала, я тщательно изучил сезонные цветы и травы для этого свитка и включил их названия ниже». Техника здесь имитирует картины цветов и птиц, выполненные в реалистичном «бескостном» стиле (моккоцу), технике, в которой объекты без линий. Ее использовали во времена династии Цин в Китае. Тем не менее, богатый колорит и изобилие растений выражают характер работ Чокуню.
Ацуши Уэмура

Ацуши УЭМУРА. Белый павлин
Ацуши УЭМУРА. Белый павлин
Жаворонк. Ацуши УЭМУРА
Жаворонк. Ацуши УЭМУРА

Ацуши Уэмура (Atsushi Uemura, 12 апреля 1933 г. ) — художник японского стиля, член Японской академии художеств. Настоящее имя: Ацуши Уэмура. Почетный профессор Киотского городского университета искусств. Бывший профессор и вице-президент Киотского городского университета искусств. Директор научно-исследовательского института Нара, Японская федерация охраны птиц. Живет в городе Нара.

Родился в городе Киото в семье Шоко Уэмура. Как и его отец, он рисует картины с изображением птиц и цветов.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.