Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911)

Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911)
В 1644 маньчжуры, полукочевой народ из северо-восточной части Азии сокрушили армию Мин и основали свою династию Цин, которая была у власти страной почти 300 лет. В первой половине этого периода, маньчжуры расширили свою власть над огромной империей. Она стремилась охватить новые территории в Центральной Азии, Тибета и Сибири. Маньчжуры также установили свою гегемонию над китайской культурной традицией, которая являлась средством демонстрации легитимности их правления. Китай в первой половине правления Цин пережил длительный период политической стабильности и экономического процветания.

Три основные группы художников работали в течение правления Цин: традиционалисты, которые стремились оживить картину через творческое переосмысление традиционной живописи; индивидуалисты, которые практиковали глубоко личные формы искусства, которая часто которые часто выражали протест против иноземного правления; и придворные, чиновники и профессиональные художники, которые служили при дворе маньчжурской династии.

Ортодоксальная (традиционалистская) школа была основана на правилах, установленных Дун Цичаном (董其昌, 1555-1636). Он был «ортодоксальным» художником в конфуцианском смысле продолжения следования традиции в живописи.

 Выделяют Шесть мастеров раннего периода Цин  — группу крупных художников, работавших в XVII и начале XVIII  веков.

В число шести мастеров входили художник-флорист Юнь Шоупин и пейзажист У Ли, а также четыре вана:   Ван Шимин,  Ван Цзянь, Ван Юаньцы и Ван Хуэй. Работы шести мастеров, как правило, консервативны, осторожны, утонченны и сложны, в отличие от энергичной и яркой живописи их «индивидуалистических» современников.

У Ли  1632-1718 пейзажист поэт и каллиграф из Цзянсу.

Его обучали живописи Ван Шимин и Ван Цзянь. В его пейзажах использовались сухие мазки кисти и светлые тона.

У Ли, прогулка на лодке по реке под буддийским храмом

У перешел в католичество и стал членом Общества Иисуса. В 1688 году он был рукоположен в сан одного из трех первых китайских священников-иезуитов , приняв имя Симон-Ксавье а Кунья. Он провел оставшиеся 30 лет своей жизни, неустанно служа священником в сельских деревнях.

Четыре Вана
К традиционалистам относили так называемых «Четырех Ванов»: Ван Шиминя (1592-1680) Ван Шимин, Ван Цзяня (1598-1677), Ван Шигу (1632-1717) и Ван Юаньци (1642-1715).

Ван Цзянь (文鑑, 1598-1677)- пейзажист. 

Облака и павильоны на перевале бессмертных. Ван Цзянь, 17 век, тушь и цвет на золотой бумаге, Художественный музей Гонолулу,
Облака и павильоны на перевале бессмертных. Ван Цзянь, 17 век, тушь и цвет на золотой бумаге, Художественный музей Гонолулу,

Ван Цзянь родился в Тайцане в провинции Цзянсу (недалеко от современного Шанхая), в семье земляка и друга Ван Шимина. Оба они были учениками Дун Цичана. 1555-1636.. Пейзажные картины Ван Цзяня в основном следовали стилям мастеров Сун и Юань, таких как Дун Юань, Хуан Гунван и Ван Мэн.

Картины Ван Цзяня раскрывают видение, пропитанное традициями. Член образованной элиты, Ван имел доступ к многочисленным частным коллекциям региона, а также к богатому собранию старых мастеров, унаследованному им от его деда Ван Шичжэня (1526–1590). Это знание прошлых шедевров из первых рук вдохновило Вана последовать примеру Дун Цичана (1555–1636) в поиске личного художественного синтеза посредством усердного изучения «ортодоксальных» моделей. В этой картине Ван Цзянь исследует стиль кисти художника поздней династии Юань Хуан Гунвана (1269–1354).1.

Ван Цзянь. Пейзаж в стиле Хуан Гунван
Ван Цзянь. Пейзаж в стиле Хуан Гунван

Ван Хуэй (1632-1717) — китайский художник-пейзажист.

Ван Хуэй, Пейзаж в стиле Ni Zan , XVII-XVIII веков, живопись на веере
Ван Хуэй, Пейзаж в стиле Ni Zan , XVII-XVIII веков, живопись на веере

Ван Хуэй следовал по стопам своего прадедушки, дедушки, отца и дяди. Позже он учился у двух мастеров, Чжан Кэ и Ван Шимина, которые научили его работать в стиле традиционной китайской живописи. Он много копировал свитки прошедших эпох. Видимо поэтому некоторые критики называют его живопись консервативной. Один критик утверждал, что «его пейзажи отражают ностальгическую привязанность к классической китайской эстетике».

Вместе с другими Ванами (четыре Вана), Ван Хуэй помог увековечить традицию копирования древних мастеров, а не создавать оригинальные работы. Так считают некоторые критики. Необходимо помнить, что эпоха Цин — время жизни и творчества Ван Хуэя — это время завоевания Китая иноземными захватчиками. И сохранение традиции было выражением патриотизма и любви к родине.

Традиционалистам противостояла группа художников-индивидуалистов, самыми яркими представителями были Чжу Да (朱 耷, 1626-

1705) Чжу Да Безумный художник-монах Джу Да и Шитао (石濤, 1642-1707). Ши Тао

Историки китайского искусства так же выделяют группу художников-монахов ранней Цин. К ним относили Гао Сяна, Хун Жэня ( 1610-1663), Кун Цаня (1612-1674) и Джу Да (1625-1705) Джу Да
Гао Сян ( из Янчжоу) создавал пейзажи Шань Шуй отичавшиеся отстраненностью и интеллектуализмом.

Кун Цань После дождя
Кун Цань После дождя

«Кунь Цань в миру носил фамилию Лю, родился в Улине (Чандэ, пров. Хунань), одно время жил в Цзиньлине (Нанкин). В кругу, где он общался, были видные интеллектуалы — художники и литераторы: Гу Яньу, Цянь Цяньи, Чжоу Лянгун, Гун Сянь, Чэн Чжэнкуй. Монастырь Юцисы в горах Нюшоушань был из Нанкина, в братии которого он состоял, посещали люди ученого сословия проводившие здесь время в беседах. Кунь Цань лично участвовал в войсках, воевавших против маньчжуров, а после того, как войска потерпели поражение, Был вынужден скрываться от преследования в горах. Скитаясь по монастырям, он изучал буддизм, рисовал и сочинял стихи.

Известность Кунь Цаню принесли его пейзажные работы. Его стиль – основательный и размашистый составлял контраст с элегантным стилем Хун Жэня. Кунь Цань заимствовал технику многих своих предшественников: четырех мастеров Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Дун Цичана, а также Ми Фу. Характерной его работой является «Цан пуй линтянь ту» («Лесная тропинка», Нанкинский музей)».(http://russian.cri.cn/1/2004/06/04/41@22500.htm)

Джу Да Безумный художник-монах Джу Да и Ши Тао стремились ввести в старые схемы ноты нового ощущения мира.Они используют традиционные темы, но их восприятие действительности более индивидуально и свежо, они по новому понимают декоративные возможности живописи и более обостренно и лично переживают мир.

Острым был стиль Шитао. Ши Тао Как и Джу Да, Шитао был монахам и жил в уединении, вдали от столицы.
Наибольшую свежесть восприятия сохранили художники, изображавшие цветы, травы, птиц и животных. В XVII веке одним из самых известных среди них был Юнь Шоупин(1633-1690).
Юнь Шоупин (1633-1690) — известный художник жанра «Цветы и птицы». Юнь Шоупин следовал в искусстве стилю и приемам мастера эпохи Юань Хуан Гунвана.
Новый вклад в искусство Китая внесла живопись «янчжоусских чудаков».

Живопись Янчжоуских чудаков
Чжэн Бяньцяо 郑板桥 (1693-1765) – художник, поэт, каллиграф, один из представителей группы «Восьми чудаков из Янчжоу» прославился написанием ландшафтных пейзажей, был мастером стиля «цветы и птицы» и «живопись бамбука». Наиболее известным картинами являются следующие: «Бамбук у большого камня», «Бамбук и скалы», «Бамбук, хризантемы и орхидеи», «Бамбук», «Тонкий бамбук у скалы», «Орхидеи, бамбук и скалы».
Банцао был не только художником, но и литератором. Он писал: Обрести мудрость трудно, так же трудно обрести и глупость. Но еще труднее мудрость превратить в глупость. Посему отложи писание, отступи на шаг, и сердце твое обретет покой. Не помышляй о грядущем вознаграждении.

Чжэн Баньцяо. Орхидеи, бамбук и скала
Чжэн Бяньцяо. Орхидеи, бамбук и скала

Шэнь Цюань (1682—1760) — художник, оказавший значительное влияние на японскую живопись эпохи Эдо. Подписывал свои работы Шэнь Наньпинь. Он работал в жанре «цветы и птицы» в очень реалистической манере и имел мало последователей.

Шэнь Цюань Зайцы и цветущая слива в снегу, 1716
Шэнь Цюань Зайцы и цветущая слива в снегу, 1716

В 1731 году художник отправился в Японию. Там его искусство имело большой успех. Один из его учеников основал впоследствии школу Нампин-ха. Эта школа оказала большое влияние на всю живопись Японии последующих периодов, в том числе и на творчество Маруямы Оке и Кацусику Хокусая.

Шэнь Цюань Сосна, слива и журавли, 1759
Шэнь Цюань Сосна, слива и журавли, 1759
Жен Сюн. Автопортрет
Жен Сюн. Автопортрет

Жен Сюн не следовал старым правилам написания портретов. Чиновника, например, например надо было изображать в шляпе, но в картинах Женя у чиновников шляп не было. Чиновник должен был сидеть прямо и выглядеть серьезным, но у Жень Сюна чиновники часто сидели закинув одну ногу на другую. Его учениками были Жень Ки и Жэнь И. Наиболее известными являются картины «Автопортрет» и цикл «Десять видов природы».

Рен Жень (任 頤, 1840-1896), также известный как Жень Бонянь Жэнь Бонянь , был художником, сыном торговца риса, который подрабатывал, делая портреты. Он родился в провинции Чжэцзян, но после смерти своего отца в 1855 году жил в Шанхае. В Шанхае он подвергся влиянию урбанизированного мира и западного мышления. В Шанхае он стал членом Шанхайской школы, который отверг популярные традиционные стили. Жэнь делал зарисовки с натуры и использовал инновационные методов, придавая своей живописи более свежий и жизненный вид.

Жэнь Бонянь. Пять добродетелей
Жэнь Бонянь. Пять добродетелей

Жэнь был известен своими смелыми мазками и использованием цвета. Он считается самым выдающимся из «четырех Женей» — остальные три Женя» — это два его дяди и один из его двоюродных братьев, которые все являются известными художниками.

Жэнь Бонянь известен своими рисунками. Говорят, что когда ему было около десяти, один из друзей его отца пришел в гости, когда его отца не было дома. Когда он вернулся и спросил, кто был посетителем,  Жэнь не знал имени, но сумел нарисовать портрет, по которому его отец сразу же смог сказать, кто это.

Достижения Жэня в живописи цветов и птиц, вероятно, даже превзошли достижения его живописи в других направлениях. В молодости художники династии Сун оказали влияние на творчество Женя, но позже он предпочел более свободный стиль, на который повлияли работы Чэнь Чуня (陳 淳) (Чэнь Чунь (陳淳, 1482 — 1544) Сучжоу (Цзянсу) — китайский художник, каллиграф, поэт времен династии Мин, один из ведущих представителей живописной школы У), Сюй Вэя (徐渭) и Чжу Да (朱 耷).

Жэнь Бонянь. Птица на кленовой ветви, увитой вьюнком
Жэнь Бонян. Птица на кленовой ветви, увитой вьюнком
Жень Бонян. Ученый на скале. Мет. музей
Жень Бонян. Ученый на скале. Мет. музей

Ученый на скале

В этой работе художник использовал четкие контуры, которые выглядят скорее гравированными, чем написанными кистью. Эта картина на веере, вероятно, является ранней работой, иллюстрирующей мастерство Рен обратившегося к старинной теме его земляка Чена Хуншоу (1598-1652), которая являлась важной для каждого из четырех Женей. Жень изобразил ученого, сидящего у подножья большой странно эродированной садовой скале. Человек положил свою трость в изгиб камня и погрузился в книгу. Создав это изображение на чистом фоне, Жень фокусирует наше внимание на тонком взаимодействии волнистых контуров скалы и узорчатых складок мужской одежды, передающих ощущение глубокой гармонии между этими родственными материями.

Художник Жэнь Бонянь писал среди всего лотосы.

Жэнь Бонян Лотос и птица

Жэнь Бонянь Лотосы и птица

Маленькая птица с распростертыми крыльями снует  среди стеблей лотоса, растущих в пруду, это переносит зрителя вниз к поверхности воды, оставляя зрителя практически с глазу на глаз с крошечным существом. Широкие, сине-зеленые листья лотоса и пышные белые цветы огромны, они маячат над птицей, а густой лес стеблей почти скрывает ее.

Ван Юаньцы был последователем Хуан Гунвана- выдающегося мастра эпохи Юань, отшельника и даоса. Ван Юаньцы использует технику пимацунь (pimacun) — штриховка растрёпанными листьями конопли. В изображении листвы комбинируется техника штрихов и пятен.
Художники заката правления династиии Цинь, как например Цянь Ду, демонстрируют в своем творчестве тенденции к поиску новизны

В жанре «цветы — птицы» началось возрождение китайской живописи в период перехода к современности.
У Чаншо (1844 — 1927) — псевдоним художника У Цзюньцина. Имя У Чаншо связано с шанхайской художественной школой. У родом из уезда Аньцзи (округ Хучжоу) провинции Чжэцзян. У не сразу стал художником. Он был чиновником, резчиком печатей. Его интересовала поэзия и каллиграфия. Первоначально он посвятил себя поэзии и каллиграфии, особенно интересовали его древние рукописи. Но он почувствовал тягу к живописи и преуспел на этом поле деятельности. Он работал в жанре «цветы-птицы» и стремился влить в новую жизнь в это направление традиционной живописи.

У Чаншо «Пионы и нарциссы»
У Чаншо «Пионы и нарциссы»

Хуан Биньхун (27 января 1865, Цзиньхуа, Чжэцзян, Династия Цинь — 25 марта 1955) — китайский художник и искусствовед, чье творчество приходится частично на время правления династии Цин. Работал журналистом, педагогом. Жил в Шанхае, Пекине. Хуан Биньхун следовал традиции У в пейзажной живописи. Ушел из жизни 25 марта 1955 года в Ханчжоу, где и похоронен.

 Хуан Биньхун
Хуан Биньхун

1.https://www.metmuseum.org/art/collection/search/36100?sortBy=Relevance&ft=Wang+Jian&offset=0&rpp=40&pos=1

Цитируется в диссертации У Гуаньюй
«КЛАССИЧЕСКАЯ КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
ЖАНРА «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ» ПЕРИОДОВ ЮАНЬ, МИН И ЦИН:
ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И
ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ».Москва.2019.
https://mghpu.ru/images/content/aspirantura/u_guanju/u_guanjui_dissertacia.pdf

О живописи периода династии Цин можно прочитать:

ВАН ЦИНТЯНЬ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ КИТАЯ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВВ КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНЫХ И ЕВРОПЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ

«Южная поездка императора Цяньлуна», сцена из шестого свитка: въезд в Сучжоу по великому каналу, Юй Ян и ученики, династия Цин (1644-1911), 1770 г. тушь и краски по шёлку.

«Южная поездка императора Цяньлуна», сцена из шестого свитка: въезд в Сучжоу по великому каналу, Юй Ян и ученики, династия Цин (1644-1911), 1770 г. тушь и краски по шёлку.

Художественное наследие императора Канси

Канси― второй император династии Цин. Его часто называют самым образованным и просвещённым императором в истории Китая. Согласно историческим записям, он умел читать уже в пять лет. Официально вступив на престол в возрасте 8 лет, он стал ещё более усердным в своём обучении. 60-летнее правление Канси принесло Китаю стабильность. Китайская литература и искусство расцвели. При Канси был собран полный словарь китайского языка ― словарь Канси. Он часто путешествовал по своей империи, чтобы укрепить  правление маньчжуров над Китаем и составить точную карту Китайской империи.

На свитке изображена сцена из путешествия императора из Цзинань к горе Тай. Это фрагмент набора из 12 свитков под названием «Иллюстрации южной поездки». Большая часть свитка свёрнута, но выставленная часть отражает гармоничное и упорядоченное общество.

Эта длинная картина напоминает кинофильм. Художник приглашает зрителей погрузиться в мир, запечатлённый в красочных деталях. В картине использована яркие и контрастные цвета, что сильно отличает её от работ предыдущих эпох.

Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911): 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.