Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911)
В 1644 маньчжуры, полукочевой народ из северо-восточной части Азии сокрушили армию Мин и основали свою династию Цин, которая была у власти страной почти 300 лет. В первой половине этого периода, маньчжуры расширили свою власть над огромной империей. Она стремилась охватить новые территории в Центральной Азии, Тибета и Сибири. Маньчжуры также установили свою гегемонию над китайской культурной традицией, которая являлась средством демонстрации легитимности их правления. Китай в первой половине правления Цин пережил длительный период политической стабильности и экономического процветания.
Три основные группы художников работали в течение правления Цин: традиционалисты, которые стремились оживить картину через творческое переосмысление традиционной живописи; индивидуалисты, которые практиковали глубоко личные формы искусства, которая часто которые часто выражали протест против иноземного правления; и придворные, чиновники и профессиональные художники, которые служили при дворе маньчжурской династии.
Ортодоксальная (традиционалистская) школа была основана на правилах, установленных Дун Цичаном (董其昌, 1555-1636). Он был «ортодоксальным» художником в конфуцианском смысле продолжения следования традиции в живописи.
Выделяют Шесть мастеров раннего периода Цин — группу крупных художников, работавших в XVII и начале XVIII веков.
В число шести мастеров входили художник-флорист Юнь Шоупин и пейзажист У Ли, а также четыре вана: Ван Шимин, Ван Цзянь, Ван Юаньцы и Ван Хуэй. Работы шести мастеров, как правило, консервативны, осторожны, утонченны и сложны, в отличие от энергичной и яркой живописи их «индивидуалистических» современников.
У Ли 1632-1718 пейзажист поэт и каллиграф из Цзянсу.
Его обучали живописи Ван Шимин и Ван Цзянь. В его пейзажах использовались сухие мазки кисти и светлые тона.
У перешел в католичество и стал членом Общества Иисуса. В 1688 году он был рукоположен в сан одного из трех первых китайских священников-иезуитов , приняв имя Симон-Ксавье а Кунья. Он провел оставшиеся 30 лет своей жизни, неустанно служа священником в сельских деревнях.
Четыре Вана
К традиционалистам относили так называемых «Четырех Ванов»: Ван Шиминя (1592-1680) Ван Шимин, Ван Цзяня (1598-1677), Ван Шигу (1632-1717) и Ван Юаньци (1642-1715).
Ван Цзянь (文鑑, 1598-1677)- пейзажист.
Ван Цзянь родился в Тайцане в провинции Цзянсу (недалеко от современного Шанхая), в семье земляка и друга Ван Шимина. Оба они были учениками Дун Цичана. 1555-1636.. Пейзажные картины Ван Цзяня в основном следовали стилям мастеров Сун и Юань, таких как Дун Юань, Хуан Гунван и Ван Мэн.
Картины Ван Цзяня раскрывают видение, пропитанное традициями. Член образованной элиты, Ван имел доступ к многочисленным частным коллекциям региона, а также к богатому собранию старых мастеров, унаследованному им от его деда Ван Шичжэня (1526–1590). Это знание прошлых шедевров из первых рук вдохновило Вана последовать примеру Дун Цичана (1555–1636) в поиске личного художественного синтеза посредством усердного изучения «ортодоксальных» моделей. В этой картине Ван Цзянь исследует стиль кисти художника поздней династии Юань Хуан Гунвана (1269–1354).1.
Ван Хуэй (1632-1717) — китайский художник-пейзажист.
Ван Хуэй следовал по стопам своего прадедушки, дедушки, отца и дяди. Позже он учился у двух мастеров, Чжан Кэ и Ван Шимина, которые научили его работать в стиле традиционной китайской живописи. Он много копировал свитки прошедших эпох. Видимо поэтому некоторые критики называют его живопись консервативной. Один критик утверждал, что «его пейзажи отражают ностальгическую привязанность к классической китайской эстетике».
Вместе с другими Ванами (четыре Вана), Ван Хуэй помог увековечить традицию копирования древних мастеров, а не создавать оригинальные работы. Так считают некоторые критики. Необходимо помнить, что эпоха Цин — время жизни и творчества Ван Хуэя — это время завоевания Китая иноземными захватчиками. И сохранение традиции было выражением патриотизма и любви к родине.
Традиционалистам противостояла группа художников-индивидуалистов, самыми яркими представителями были Чжу Да (朱 耷, 1626-
1705) Чжу Да Безумный художник-монах Джу Да и Шитао (石濤, 1642-1707). Ши Тао
Историки китайского искусства так же выделяют группу художников-монахов ранней Цин. К ним относили Гао Сяна, Хун Жэня ( 1610-1663), Кун Цаня (1612-1674) и Джу Да (1625-1705) Джу Да
Гао Сян ( из Янчжоу) создавал пейзажи Шань Шуй отичавшиеся отстраненностью и интеллектуализмом.
«Кунь Цань в миру носил фамилию Лю, родился в Улине (Чандэ, пров. Хунань), одно время жил в Цзиньлине (Нанкин). В кругу, где он общался, были видные интеллектуалы — художники и литераторы: Гу Яньу, Цянь Цяньи, Чжоу Лянгун, Гун Сянь, Чэн Чжэнкуй. Монастырь Юцисы в горах Нюшоушань был из Нанкина, в братии которого он состоял, посещали люди ученого сословия проводившие здесь время в беседах. Кунь Цань лично участвовал в войсках, воевавших против маньчжуров, а после того, как войска потерпели поражение, Был вынужден скрываться от преследования в горах. Скитаясь по монастырям, он изучал буддизм, рисовал и сочинял стихи.
Известность Кунь Цаню принесли его пейзажные работы. Его стиль – основательный и размашистый составлял контраст с элегантным стилем Хун Жэня. Кунь Цань заимствовал технику многих своих предшественников: четырех мастеров Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Дун Цичана, а также Ми Фу. Характерной его работой является «Цан пуй линтянь ту» («Лесная тропинка», Нанкинский музей)».(http://russian.cri.cn/1/2004/06/04/41@22500.htm)
Джу Да Безумный художник-монах Джу Да и Ши Тао стремились ввести в старые схемы ноты нового ощущения мира.Они используют традиционные темы, но их восприятие действительности более индивидуально и свежо, они по новому понимают декоративные возможности живописи и более обостренно и лично переживают мир.
Острым был стиль Шитао. Ши Тао Как и Джу Да, Шитао был монахам и жил в уединении, вдали от столицы.
Наибольшую свежесть восприятия сохранили художники, изображавшие цветы, травы, птиц и животных. В XVII веке одним из самых известных среди них был Юнь Шоупин(1633-1690).
Юнь Шоупин (1633-1690) — известный художник жанра «Цветы и птицы». Юнь Шоупин следовал в искусстве стилю и приемам мастера эпохи Юань Хуан Гунвана.
Новый вклад в искусство Китая внесла живопись «янчжоусских чудаков».
Живопись Янчжоуских чудаков
Чжэн Бяньцяо 郑板桥 (1693-1765) – художник, поэт, каллиграф, один из представителей группы «Восьми чудаков из Янчжоу» прославился написанием ландшафтных пейзажей, был мастером стиля «цветы и птицы» и «живопись бамбука». Наиболее известным картинами являются следующие: «Бамбук у большого камня», «Бамбук и скалы», «Бамбук, хризантемы и орхидеи», «Бамбук», «Тонкий бамбук у скалы», «Орхидеи, бамбук и скалы».
Банцао был не только художником, но и литератором. Он писал: Обрести мудрость трудно, так же трудно обрести и глупость. Но еще труднее мудрость превратить в глупость. Посему отложи писание, отступи на шаг, и сердце твое обретет покой. Не помышляй о грядущем вознаграждении.
Шэнь Цюань (1682—1760) — художник, оказавший значительное влияние на японскую живопись эпохи Эдо. Подписывал свои работы Шэнь Наньпинь. Он работал в жанре «цветы и птицы» в очень реалистической манере и имел мало последователей.
В 1731 году художник отправился в Японию. Там его искусство имело большой успех. Один из его учеников основал впоследствии школу Нампин-ха. Эта школа оказала большое влияние на всю живопись Японии последующих периодов, в том числе и на творчество Маруямы Оке и Кацусику Хокусая.
Жен Сюн не следовал старым правилам написания портретов. Чиновника, например, например надо было изображать в шляпе, но в картинах Женя у чиновников шляп не было. Чиновник должен был сидеть прямо и выглядеть серьезным, но у Жень Сюна чиновники часто сидели закинув одну ногу на другую. Его учениками были Жень Ки и Жэнь И. Наиболее известными являются картины «Автопортрет» и цикл «Десять видов природы».
Рен Жень (任 頤, 1840-1896), также известный как Жень Бонянь Жэнь Бонянь , был художником, сыном торговца риса, который подрабатывал, делая портреты. Он родился в провинции Чжэцзян, но после смерти своего отца в 1855 году жил в Шанхае. В Шанхае он подвергся влиянию урбанизированного мира и западного мышления. В Шанхае он стал членом Шанхайской школы, который отверг популярные традиционные стили. Жэнь делал зарисовки с натуры и использовал инновационные методов, придавая своей живописи более свежий и жизненный вид.
Жэнь был известен своими смелыми мазками и использованием цвета. Он считается самым выдающимся из «четырех Женей» — остальные три Женя» — это два его дяди и один из его двоюродных братьев, которые все являются известными художниками.
Жэнь Бонянь известен своими рисунками. Говорят, что когда ему было около десяти, один из друзей его отца пришел в гости, когда его отца не было дома. Когда он вернулся и спросил, кто был посетителем, Жэнь не знал имени, но сумел нарисовать портрет, по которому его отец сразу же смог сказать, кто это.
Достижения Жэня в живописи цветов и птиц, вероятно, даже превзошли достижения его живописи в других направлениях. В молодости художники династии Сун оказали влияние на творчество Женя, но позже он предпочел более свободный стиль, на который повлияли работы Чэнь Чуня (陳 淳) (Чэнь Чунь (陳淳, 1482 — 1544) Сучжоу (Цзянсу) — китайский художник, каллиграф, поэт времен династии Мин, один из ведущих представителей живописной школы У), Сюй Вэя (徐渭) и Чжу Да (朱 耷).
Ученый на скале
В этой работе художник использовал четкие контуры, которые выглядят скорее гравированными, чем написанными кистью. Эта картина на веере, вероятно, является ранней работой, иллюстрирующей мастерство Рен обратившегося к старинной теме его земляка Чена Хуншоу (1598-1652), которая являлась важной для каждого из четырех Женей. Жень изобразил ученого, сидящего у подножья большой странно эродированной садовой скале. Человек положил свою трость в изгиб камня и погрузился в книгу. Создав это изображение на чистом фоне, Жень фокусирует наше внимание на тонком взаимодействии волнистых контуров скалы и узорчатых складок мужской одежды, передающих ощущение глубокой гармонии между этими родственными материями.
Художник Жэнь Бонянь писал среди всего лотосы.
Жэнь Бонянь Лотосы и птица
Маленькая птица с распростертыми крыльями снует среди стеблей лотоса, растущих в пруду, это переносит зрителя вниз к поверхности воды, оставляя зрителя практически с глазу на глаз с крошечным существом. Широкие, сине-зеленые листья лотоса и пышные белые цветы огромны, они маячат над птицей, а густой лес стеблей почти скрывает ее.
Ван Юаньцы был последователем Хуан Гунвана- выдающегося мастра эпохи Юань, отшельника и даоса. Ван Юаньцы использует технику пимацунь (pimacun) — штриховка растрёпанными листьями конопли. В изображении листвы комбинируется техника штрихов и пятен.
Художники заката правления династиии Цинь, как например Цянь Ду, демонстрируют в своем творчестве тенденции к поиску новизны
В жанре «цветы — птицы» началось возрождение китайской живописи в период перехода к современности.
У Чаншо (1844 — 1927) — псевдоним художника У Цзюньцина. Имя У Чаншо связано с шанхайской художественной школой. У родом из уезда Аньцзи (округ Хучжоу) провинции Чжэцзян. У не сразу стал художником. Он был чиновником, резчиком печатей. Его интересовала поэзия и каллиграфия. Первоначально он посвятил себя поэзии и каллиграфии, особенно интересовали его древние рукописи. Но он почувствовал тягу к живописи и преуспел на этом поле деятельности. Он работал в жанре «цветы-птицы» и стремился влить в новую жизнь в это направление традиционной живописи.
Хуан Биньхун (27 января 1865, Цзиньхуа, Чжэцзян, Династия Цинь — 25 марта 1955) — китайский художник и искусствовед, чье творчество приходится частично на время правления династии Цин. Работал журналистом, педагогом. Жил в Шанхае, Пекине. Хуан Биньхун следовал традиции У в пейзажной живописи. Ушел из жизни 25 марта 1955 года в Ханчжоу, где и похоронен.
1.https://www.metmuseum.org/art/collection/search/36100?sortBy=Relevance&ft=Wang+Jian&offset=0&rpp=40&pos=1
Цитируется в диссертации У Гуаньюй
«КЛАССИЧЕСКАЯ КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
ЖАНРА «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ» ПЕРИОДОВ ЮАНЬ, МИН И ЦИН:
ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И
ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ».Москва.2019.
https://mghpu.ru/images/content/aspirantura/u_guanju/u_guanjui_dissertacia.pdf
О живописи периода династии Цин можно прочитать:
ВАН ЦИНТЯНЬ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ КИТАЯ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВВ КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНЫХ И ЕВРОПЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ
Художественное наследие императора Канси
Канси― второй император династии Цин. Его часто называют самым образованным и просвещённым императором в истории Китая. Согласно историческим записям, он умел читать уже в пять лет. Официально вступив на престол в возрасте 8 лет, он стал ещё более усердным в своём обучении. 60-летнее правление Канси принесло Китаю стабильность. Китайская литература и искусство расцвели. При Канси был собран полный словарь китайского языка ― словарь Канси. Он часто путешествовал по своей империи, чтобы укрепить правление маньчжуров над Китаем и составить точную карту Китайской империи.
На свитке изображена сцена из путешествия императора из Цзинань к горе Тай. Это фрагмент набора из 12 свитков под названием «Иллюстрации южной поездки». Большая часть свитка свёрнута, но выставленная часть отражает гармоничное и упорядоченное общество.
Эта длинная картина напоминает кинофильм. Художник приглашает зрителей погрузиться в мир, запечатлённый в красочных деталях. В картине использована яркие и контрастные цвета, что сильно отличает её от работ предыдущих эпох.
Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911): 2 комментария